Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-7 лет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК»
Выполнила:
музыкальный
руководитель
Ташкинова Е.Н.
ЦЕЛЬ:
Формирование творческого мышления и природной музыкальности детей через музыкально- дидактическую игру.
ЗАДАЧИ:
- Развитие музыкального слуха, приучая различать высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии;
- Развитие голоса, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон;
- Обучение детей восприятию музыкальных образов в выразительном движении в игре;
- Развитие чувства ритма, ощущения в музыке ритмической выразительности, передавая ее в движениях;
- Развитие художественно-творческих способностей;
- Привитие навыков культуры слушания музыки.
Дидактическое пособие содержит
следующие игры:
- « Научи матрешек танцевать».
- «Поющие дорожки».
- «От соло до квартета».
- «Громко - тихо».
- Круги Луллия «Найди половинку».
- «Звуки и шумы».
- «Три кита».
- «Настроение музыки».
- «Музыкальный эрудит».
- «Музыкальные загадки».
«Научи матрешек танцевать»
Цель: развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма.
Игровой материал: 4 плоскостные матрешки разного цвета, кружочки на липучках разной величины большие – длинные звуки, маленькие – короткие звуки, деревянные ложки.
Ход игры: педагог обращается к детям:
“ Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые матрешки, они очень любят танцевать веселую музыку и хотят научиться танцевать. Хотите научит матрешек танцевать? 1 вариант: выходит ребенок, придумывает ритм из кружочков больших и маленьких, остальные дети стараются запомнить и повторить ритм на деревянных ложках. 2 вариант: муз.руководитель играет на металлофоне мелодию и предлагает ребенку выложить ритмический рисунок, а другому ребенку отстучать на деревянных ложках по данному ритмическому рисунку.
«Поющие дорожки»
Цель: развитие певческого слуха и навыков голосоведения у детей среднего и старшего возраста.
Материал: игровые поля («дорожки») с условным графическим изображением мелодической линии: легкое, отрывистое и плавное пение на одном звуке, глиссандирующее движение вверх и вниз, волнообразное и скачкообразное движение голоса. Игровые элементы – карточки, на которых изображены предметы, персонажи, животные, явления природы, которые можно озвучить при помощи голоса. Карточки крепятся к игровым полям.
Ход игры: ребенку предлагается пропеть на звуках различные мелодии, используя картинки в сочетании со звуковыми дорожками.
1.Большая дорожка-пой непрерывно на одном звуке по всей длине.
2.Пунктирная дорожка-пой прерывисто по всей длине.
3.Большая дорожка «вверх»-пой непрерывно вверх по всей длине и веди пальчиком от себя ит.д.
«От соло до квартета»
Цель: развитие внимания, музыкальной памяти, расширению кругозора ребенка.
Материал: 8 игровых полей и 40 карточек.
Ход игры: В зависимости от количества игроков, каждый участник получает две или четыре большие карточки с одинаковым числом исполнителей, например: вокальный и инструментальный дуэт или вокальное и инструментальное трио. Ведущий складывает маленькие карточки с картинками мультяшных героев в мешочек и вынимает по одной. Объясняет, если на карточке изображен один персонаж, на языке музыки это обозначает "СОЛО", значит - один, два персонажа - "ДУЭТ", значит - два, "ТРИО" - три и "КВАРТЕТ" - четыре. В процессе игры педагог обращает внимание на тот момент, что сольное или ансамблевое исполнение может быть двух видов: вокальное (певческое) и инструментальное (предназначенное для исполнения каким-нибудь музыкальным инструментом). Выигрывает тот, кто первым закрыл все пустые изображения на больших карточках.
«Громко - тихо»
Цель: представление о различии динамических оттенков в музыке и её способности отображать явления окружающего мира.
Материал: Игровой материал представлен в виде пазлов, изображающих знаки-символы, обозначающие динамические оттенки, и картинки, которые ассоциируются с общими понятиями: форте и пиано, крещендо и диминуэндо, меццо форте и меццо пиано, фортиссимо и пианиссимо
. Ход игры : Перед началом игры педагог показывает карточки, обозначающие динамические оттенки и просит запомнить, как выглядят знаки и что они обозначают.
• форте — громко
• меццо-форте — умеренно громко
• фортиссимо — очень громко
• пиано — тихо
• меццо-пиано — умеренно тихо
• пианиссимо — очень тихо
• крещендо — постепенно усиливая
• диминуэндо — постепенно затихая
Затем раздаёт эти карточки поровну всем игрокам. Рядом лежат цветные картинки с изображением предметов окружающего мира, явлений природы, животных и т.д
Ведущий достает по одной карточке и предлагает назвать то, что на ней изображено. Как вы думаете, какой музыкальный знак здесь "спрятался"? После того, как ребенок даёт правильный ответ, забирает карточку себе.
Собранные фрагменты «приклеиваются» к соответствующим углам, облегчая сборку оставшихся частей. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все части пазла.
Круги Луллия «Найди половинку»
Цель: развитие воображения, мышления и кругозора ребенка.
Материал: 2 круга с картинками, указатель и соединительная деталь.
Ход игры: педагог вместе с детьми рассматривает картинки с изображением частей музыкальных инструментов, изображенных на секторах большого и малого круга. После чего предлагает послушать в записи звуки музыкальных инструментов. Ребенок должен догадаться, какому инструменту принадлежит тот или иной звук, найти две половинки и совместить их в целое изображение, обозначив сектор данной картинки указателем.
«Звуки и шумы»
Цель: знакомство с миром звуков, формирование навыков внимательного восприятия окружающего мира.
Материал: карточки с изображением различных видов звуков: шумовых и музыкальных, 2 кармашка.
Ход игры: Педагог: Мир вокруг нас наполнен разнообразными звуками, которые делятся на две категории: шумовые и музыкальные.
Шумовые звуки - это шелест листвы, шум прибоя, дождя, стук, скрип, шорох и т.д. У шумовых звуков нет точной высоты и воспроизвести в точности как шумит дождь или журчит ручей мы не можем ни голосом, ни с помощью музыкальных инструментов. Шум и есть шум.
А вот в музыке основное значение имеют музыкальные звуки, хотя используются и шумовые, но они создаются при помощи ударных инструментов для того, чтобы изобразить в музыке какой-либо звуковой эффект. Для того чтобы показать как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты: трещотки, барабаны, тарелки, ложки. Шелест деревьев могут изобразить маракасы и т.д.
Музыкальный звук имеет свою высоту- в этом его главное отличие от шумового. Высота музыкального звука отличает один звук от другого и дает возможность повторить услышанный звук на музыкальном инструменте или голосом.
После небольшого отступления ведущий предлагает детям определить, к какой категории звуков относится изображение, нарисованное на карточке и разложить жетоны по нужным кармашкам.
«Три кита»
Цель: расширить представления детей об основных жанрах музыки.
Материал: карточки, с изображением поющих, танцующих и марширующих детей.
Ход игры: повторить с детьми известные им музыкальные жанры: песня, танец, марш. Прослушать и определить жанры муз.произведений, провести беседу о характере и предложить выбрать соответствующую карточку, назвать жанр и поместить в кармашек. Или раздать детям карточки, прослушать произведение, если звучит маршевая музыка, встают те дети, у которых в руках карточки с изображением марширующих персонажей ит.д.
«Настроение музыки»
Цель: Закреплять умение детей определять настроение музыкального произведения, подбирать соответствующий смайлик.
Материал: круг, стрелка, смайлики, изображающие разное настроение.
Ход игры: Педагог объясняет детям, что они будут подбирать смайлики с изображением настроений, соответствующих той музыке, которую услышат.
«Музыкальный эрудит»
Цель: Закрепление разнообразных музыкальных знаний.
Материал : карточки с картинками - вопросами и ответами на обратной стороне.
Ход игры: Данная форма проведения игры позволяет в активной игровой форме расширить музыкальный кругозор. Педагог задает вопросы, дети отвечают. Можно разделиться на команды.
«Музыкальные загадки»
Цель : закрепление знаний у детей о музыкальных инструментах .
Материал : карточки с загадками о музыкальных инструментах, кармашек с отгадками- картинками, изображающими музыкальные инструменты.
Ход игры: педагог загадывает загадку о музыкальном инструменте, ребенок отгадывает и находит среди картинок нужную. Можно прослушать звучание этого инструмента.
Ожидаемый результат:
У детей развивается творческий и познавательный интерес;
интерес к музыке; развиваются основы музыкальной культуры; расширяются и углубляются знания о музыкальных инструментах; обогащается словарный запас за счет включения новых слов; закрепляются знания о материалах и их свойствах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !