СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный слух и его развитие в обучении игре на гитаре.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный слух и его развитие в обучении игре на гитаре.»

Музыкальный слух и его развитие в обучении игре на гитаре.


В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. Гитара — темперированный инструмент и, на первый взгляд, исполнение на ней не создает необходимых предпосылок для формирования звуковысотного слуха. Это впечатление ошибочно. Могу с уверенностью сказать, ссылаясь на собственный опыт многолетней педагогической практики, что дети, имеющие недостаточное звуковысотное ориентирование (интонирование), при системной и регулярной работе могут развить свой слух, почти достигая абсолютного. Как часто бывает в практике — не строит инструмент. Но только игра на чисто настроенном инструменте, постоянная и целенаправленная работа приведут к формированию музыкального слуха. Конечно же на развитие музыкального слуха влияет и качество инструмента, и качество струн. Так или иначе, но проблемы струн и инструмента надо решать.

Часто педагоги жалуются, что начинающие гитаристы, как правило, слабо слышат, плохо интонируют. Если поставить конкретную цель, то постепенно, из урока в урок, вы сумеете развить у ученика звуковысотный слух и чистое интонирование. Учебные занятия, как и другие виды образовательной деятельности, необходимо дифференцировать, искать индивидуальный подход, новые методы и способы работы для преодоления недостатков в подготовке ученика. Терпение и настойчивость непременно принесут хороший результат.

В активизации музыкального слуха большое значение имеет пение отдельных голосов нотного текста. Грамотный гитарист видит текст и воспроизводит его звучание внутренним слухом, начиная интонировать его еще до исполнения. Обычно ОПЫТНЫЙ В ЧТЕНИИ НОТ УЧЕНИК при разборе нотного текста не смотрит на гриф и только слухом контролирует точность воспроизведения нотного текста. Это само по себе является хорошей тренировкой слуха. В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть левая рука (при определенном навыке) сама находит нужный лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух. Такую руку со временем мы сможем назвать «слышащей».

На начальном этапе обучения эти упражнения могут быть предложены в виде игры:

1. Ноты открытых струн записать на нотном стане вразброс. Задание для правой руки — найти определенную СТРУНУ и СЫГРАТЬ. Ученик видит ноту и поет ее не глядя на струны и руку. Затем извлекает звук, сверяя свой голос со звучанием струны.

И так до появления уверенного исполнения.

2. Для левой руки в первой позиции — найти струну, лад, не глядя на гриф.

3. Совместная игра — найти струну, лад и сыграть.

Эти упражнения помогут укрепить уверенность ученика при нахождении без помощи зрения на инструменте записанных на нотном стане звуков. Кроме того, именно слухом ученик должен определять и контролировать необходимые движения, отрабатывая связь слуха с двигательной моторикой. С самого начала обучения для ученика желательно

ввести в практику и такую игру: «Показ рукой высоких и низких звуков». Первые упражнения должны быть с широкими интервалами, постепенно сужать их до самых узких — терций, секунд. Так вы научите ребенка слышать и отличать не только широкие, но и узкие интервалы. Это слышание должно корректироваться движением руки — «рука- дирижер», слухом — определять расстояние от звука до звука.

Теперь вновь вернемся к произношению коротких стихов и поговорок. Помните стремление к выразительному, ХУДОЖЕСТВЕННОМУ их чтению? На начальном этапе постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на музыкальном материале по-прежнему необходимо: как со словами, так и без слов, с называнием (это уже сольфеджио) и без называния нот, с правильным интонированием каждого звука. А дело в том, что быстро угасающий гитарный звук требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах одни и те же интервалы звучат по-разному — сила звука, характер, темп, штрихи, тембр. И прежде чем попросить ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно предложите спеть ее выразительно, осмысленно, правильно определив темп и нюансы. После такой предварительной работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте — это важнейший этап в становлении музыканта- гитариста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!