СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный театр в школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль музыкального театра в воспитании школьников

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный театр в школе»



Тема: Школьный музыкальный театр как средство воспитания младших школьников

Цель выступления:

В рамках тематики показать важное место в организации предметно-эстетической среды и эффективность названного средства для воспитания положительных социально значимых качеств личности детей 7-11 лет.

Текст выступления:

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

«Театр обязательно должен быть в каждой школе» - высказывая подобные убеждения можно наткнуться на утверждения оппонентов, о том, что данная затея весьма затратна, но! Постараемся разобраться стоит ли «овчинка выделки»

Театр, как и другие виды искусства, предполагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, является особым средством воздействия на личность. Роль театральной деятельности в воспитательном процессе описана многократно.

И недаром. Ведь: театр представляет собой синтез искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и позволяет одновременно воздействовать на разные стороны личности ребенка.

Если рассматривать театральную деятельность анализируя используемые методы, увидим шесть групп методов:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание ситуацией.

3. Воспитание делом.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

Безусловно, в воспитании ребенка через театральную деятельность все эти методы позволяют решать многие воспитательные задачи


• художественного образования и воспитания детей;

• формирования эстетического вкуса;

• формирования духовно-нравственных ориентиров;

и развивать познавательные психические процессы:


• коммуникативные качества личности (обучение и тренировка вербальных и невербальных видов общения);

• развитие познавательных психических процессов - ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи;

Театральная деятельность способствует созданию положительного эмоционального настроя, снятию напряженности, даёт возможность научиться решать конфликтную ситуацию через игру.

 В процессе подготовки к спектаклю ребенок выступает в разных ролях: слушателя (в период знакомства с текстом), декламатора, актера, юный участник театральной студии имеет возможность высказать предложения по постановке спектакля, по подбору музыкального оформления и декорациям, а также принимает участие в изготовлении костюмов и декораций. В творческом процессе происходит укрепление дружеских связей, формирование коллектива.  

Анализируя характеры персонажей, мизансцены, которые приходится разыгрывать, воспитанники усваивают моральные нормы общества, укрепляются в понятиях добра и зла, поэтому подбору репертуара уделяется особое внимание.

Наиболее приемлемым вариантом для младших школьников будет являться «Музыкальный театр». Где спектаклем-миниатюрой может быть сказка в музыкальном сопровождении, инсценировка песни. Такой формат доступнее для детей младшего школьного возраста и менее затратный, не требует обязательной детализации, в декорациях и костюмах. Допустимо образное представление героев.

Участники студии показывают себя и концертных программах, и в постановке спектаклей, и праздничных программах и в отдельном классе и в параллели и в общешкольных мероприятиях. Мероприятия, проводимые за пределами школы позиционируются как гастроли, что придает особую значимость творчеству юных актеров. Репертуар можно разделить не только по темам, но и по воспитательным задачам. Например, формированию семейных ценностей, уважению к родителям учат спектакли «Волк и семеро козлят», «Мама - первое слово в каждой судьбе».

О народных традициях рассказывают зрителям постановки «Народный праздник Осенины», «Рождественские песни», «Здравствуй, Масленица!».

Дружбе, взаимовыручке ребята учатся на примерах сказок «Репка», «Теремок», «Новогодние приключения Красной Шапочки и Кота в сапогах».

Литературно-музыкальные композиции «А песни тоже воевали…», «Эти имена в наших сердцах», литературная экскурсия «Имена на карте города», концерты к Дню Победы знакомят воспитанников с историей Отечества, формируют чувство патриотизма, непримиримости к агрессии, воспитывают уважение к старшему поколению, пережившему тяготы войны.

Кроме школы, воспитанники школьной театральной студии с особой гордостью участвуют во «Встречах друзей» - ещё один эффективных формат, когда ребята-театралы выезжают в сельскую школу, и наоборот со своей программой. В ходе таких «гастролей», возникают новые знакомства, связи, зарождается дружба между коллективами, дети учатся коммуницировать в новой среде. Кроме всех озвученных положительных сторон театра как средства воспитания, нужно сказать, что совместная деятельность детей в театральной студии позволяет понять и принять традиции разных народов, что очень важно в многонациональном обществе, которым является наша страна Также дети театральной студии с удовольствием выступают перед младшей аудиторией (детский сад и младшие ребята начальной школы) со спектаклями, пропагандирующими здоровый образ жизни: «Витамины и витаминчики», «Привет от Мойдодыра» и другими.

«Школьный театр – это в том числе и профориентация. В каждой школе, должны быть открыты школьный театр и спортивная секция», – говорил Сергей Кравцов на расширенном совещании о развитии школьных театров в России. Но профориентация не главная цель создания таких коллективов, прежде всего, это прекрасный инструмент для развития детей. 4К-компетенции (креативность, кооперация, критическое мышление, коммуникация), о которых много говорят эксперты в сфере образования, отлично развиваются в школьном театре. Ораторское искусство, умение держаться на публике, уверенность в своих силах тренируются на театральных подмостках.




Школьный театр – это открытие, где каждое представление как праздник. Так о нём говорят сами школьники.

Театральная студия помогает обрести уверенность в себе, почувствовать свои силы и повысить самооценку-это слова участников театральной студии.

Аплодисменты, признание публики создают для ребенка ситуацию успеха - утверждают родители.

И кем бы ребята потом ни стали в жизни – актёрами, инженерами или бизнесменами, у них навсегда останется ощущение, что им многое по силам, что они могут быть открытыми, свободными, даже смешными!»

Резюмируя сказанное - каждый спектакль, постановка, концерт - это проект. И деятельность «Школьного театра» - это проектная деятельность, безусловно эффективное и доступное средство воспитания подрастающего поколения.
Министр просвещения Сергей Кравцов на заседании Совета по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей при президенте РФ 1 июня 2021 года сообщил, что к 2024 году в каждой общеобразовательной школе необходимо создать свои школьные театры.

Заседание прошло под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. При этом спикер подчеркнула, что это нужно сделать уже сейчас не дожидаясь 2024 года.

Обратив такое особое внимание на школьный театр, высокопоставленный чиновник актуализировал  вопрос существования театра как средства воспитания в современной школе.