Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов
Выступление на педсовете
«Педагогический опыт – крупицы творчества»
Тема выступления: Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы.
Подготовила:
учитель музыки
РЦДО Белорецк
Нигматуллина Лилия Сергеевна
Согласовала:
заведующая обособленного
структурного подразделения
РЦДО Белорецк
Кроткова Наталья Сергеевна
_________________________
октябрь, 2018г
Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.
У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Да, если на уроках музыки использовать не только музыкально-педагогические, но и музыкально-терапевтические методы обучения.
Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.
Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Для меня стало интересным знакомство внедрение в образовательный процесс новых методов обучения на уроках музыки. А именно применение арт –терапии в работе с младшими школьниками.
Отмечу, что арт – терапия оказывает значительное психотерапевтическое действие, которое снимает нервно-психологическое напряжение учащихся.
Достоинствами музыкотерапии являются:
Абсолютная безвредность;
Лёгкость и простота применения;
Возможность контроля;
Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего.
Уважать мнение друг друга.
Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
Все должны чувствовать себя комфортно.
Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.
В зависимости от степени участия учащихся в процессе музыкотерапии различают пассивные и активные методы музыкотерапии.
Активная музыкотерапия-это непосредственное участие в процессе: ребёнок поёт упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах. Но перед пением обязательно нужна:
1. Разминка, разогрев вокального аппарата, постановка голоса, куда входят:
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие резонаторных ощущений
Попевки с использование различных слогов
Все это нравится детям, т.к. проходит в игровой форме.
Пассивная форма музыкотерапии- слушание музыки. Слушая музыку народов мира мы с детьми отправляемся в вертуальное путешествие по разным странам, различным эпохам, рассматриваем видеофильмы. Используем музыкальные игры, занимательные упражнения.
И любимая детьми сказкотерапия.
Дети любят сказки, они становятся неким духовным оберегом детства. Программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это такие композиторы, как М.И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и Э. Григ.
На уроках использую приём «Слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. А так же практикую рисование под музыку и передачу заданного образа движениями. Дети с удовольствием показывают руками и мимикой танцующего медведя, прыгающего зайчика, восход солнца, осенний дождь. Это является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся.
Детям очень нравится играть в муз. игры. Здесь я применяю игротерапию. Игры помогают снятию упрямства, негативизма, развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке.
Немаловажно и роль вокалотерапии.
Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Дети поют песни о доброте, о друзьях, природе, заряжаются положительными эмоциями. Им очень нравится петь, и я заметила, что они все песни переживают через себя: плачут, смеются, они непосредственны и искренни.
Детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложно раскрепостить и один из эффективных способов - улыбкотерапия.
В улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на урок и улыбка самого ребёнка. И поэтому я часто начинаю уроки с того, что прошу улыбнуться – это хороший настрой на позитивный урок.
ЗАВЕРШЕНИЕ:
Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека. Слушая музыку, исполняя песни, делая упражнения, выполняя задания участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.