Тема занятия: «Мы – дети Земли».
Форма проведения занятия: классный час.
Форма проведения занятия: классный час.
1. Формирование и развитие основ экологической грамотности, развитие умения рассуждать, анализировать, сопоставлять;
2.Воспитание чувства сопереживания природе, чувства ответственности за поступки людей по отношению к Земле, воспитание социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды;
3.Понимание активной роли человека в природе, воспитание экологической грамотности.
Ход и организация занятия.
Этапы занятия | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. этап: М О Т И В А Ц И Я | Настроить учащихся на изучение темы, уточнить понятие «экология» Создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | | Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Звучит песня «Притяжение Земли» (1 куплет и припев.) - Ребята, в последнее время мы часто слышим слово «экология». В энциклопедии «Я познаю мир» дано такое определение: «Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и средой, в которой они обитают». В переводе с греческого языка это слово означает «наука о доме, жилище». - А что мы называем общим домом? - Верно. 22 апреля – праздник, который знают во всем мире – День Земли. (Звучит стихотворение Р. Рождественского) | (Природу, планету Земля). Кромсаем лед, Меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот… Но мы еще придем просить прощения У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька… Пока об этом думать неохота, Сейчас нам не до этого. Пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды… Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды. | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - самоопределение (Л); смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
II этап: П О В Т О Р Е Н И Е, А К Т У А Л И З А Ц И Я | Повторить с учащимися изученные понятия: «экология», «Красная книга», «заповедник», Получить дополнительную информацию и осознать взаимосвязь этих понятий. | | - Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть этой природы. Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог». - Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу. (Страницы комментируют ученики, заранее подготовившие сообщения.) Страница 1. «Почва». - Ребята, а что должен делать человек, чтобы сохранить почву для потомков? Какие предложения вы могли бы внести по сохранению плодородных почв, если нельзя избежать нарушения? | Сообщение: Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могут, а вот без плодородной почвы – нет. Мусорных свалок, массовой вырубки лесов не должно быть! Один сантиметр почвы образуется за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет! Мы должны беречь и охранять нашу почву. Снимать аккуратно плодородный слой и перевозить в места, где почвы плодородны. Нужно восстанавливать слой почвы там, где ранее велись работы по добыче полезных ископаемых. | смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); структурирование знаний (П); -извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П); -смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
3. Выявление причины и места затруднения. | Выявить причину и место и причину затруднения. Сформулировать тему классного часа. | | Страница 2. «Вода». - Звучит стихотворение А.Плотникова «Черные пятна». - Ребята, почему океан «звенит набатно»? Что такое «набат»? - О каком загрязнении идет речь в этом стихотворении - А почему нефтяные загрязнения губительны для всего живого? | Океан седой звенит набатно, Он таит обиду в глубине, Чёрные раскачивая пятна На крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют черные ожоги У земного шара на боках. Мы давно «освоили» планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету – Чёрные, сотрешь ли, человек? Набат – удары в колокол как сигнал тревоги. Люди загрязняют океан, он просит помощи. ? Загрязнение нефтью. Нефть пленкой покрывает воду, перекрывая доступ кислорода для обитателей водоемов. Гибнет все живое | - эмпатия (Л); - постановка и формулирование проблемы (П); - подведение под понятие (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К) |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Построить проект будущих учебных действий: -выбирать способ, -построить план достижения цели. | | - Человек отходами загрязняет водоемы. Происходят экологические катастрофы. - Что же должен делать человек, чтобы сохранить чистоту воды для потомков? Что вы можете предложить для сохранения мирового океана? Страница 3. «Растения и животные». - В нашей Липецкой области многие растения и животные охраняются государством. Одни из них редкое животное – Белая цапля и растение – Подснежник. - А как вы думаете, каким образом человек мог бы сохранить исчезающие виды? Что вы можете предложить для этого? Звучит стихотворение Э. Мошковской. | Не выбрасывать в воду отходы, нефть, ставить на предприятиях очистные сооружения, использовать воду экономно. Сообщение: Ежегодно с лица Земли по вине человека исчезает одно животное, а ежедневно – одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 гектара леса. Редкие и исчезающие виды растений и представителей животного мира заносят в Красную книгу. Создавать заповедники, оранжереи; не рвать растения в природе, не убивать животных. На заре зеленую березку На краю весеннего села Полоснул ножом своим подросток, Мимоходом. В шутку, не со зла. Может быть, с сегодняшнего утра Ей не встать бы, сбитой наповал. Только кто-то, ласковый и мудрый, Рану у нее забинтовал. И ушел, оставшись безымянным, Доброглазый этот человек. И огонь, ликующий, зеленый С той поры в ветвях ее не гас. Очень уж хотелось знать спасенной, Кто ее от верной смерти спас. | - учебно-познавательный интерес (Л); осознание ответственности за общее дело (Л); - планирование, прогнозирование (Р); волевая саморегуляция (Р); планирование учебного сотрудничества (К) |
5.Реализация выхода из затруднения | Обсуждается и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. | | - Ребята, для охраны нашей природы в настоящее время создаются разные организации. Одна из самых крупных – «Гринпис». Активисты этой организации всегда готовы прийти природе на помощь. - Активисты «Гринпис» пытаются помешать захоронению радиоактивных отходов в море, сжиганию отходов, борятся за чистоту природы. Членам этой организации удалось добиться международного соглашения о запрете сжигания отходов с 1994 года. | | - определение основной и второстепенной информации (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
6. Проговаривание во внешней речи. | Высказать мнение о взаимосвязи экологической обстановки и здоровья человека, необходимости охраны природы. Продемонстрировать умение защищать проекты, получать информацию о заповедных зонах Липецкой области. | | - Вот мы и перелистнули очередную страницу нашего устного журнала. Каждый человек, живущий на Земле, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе все взаимосвязано. ( Учащиеся читают стихотворение М. Дубина) | Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна. Не торопитесь, люди, все выскрести до дна. Немудрено добраться до скрытых тайников, Разграбить все богатства у будущих веков. Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня. Нам пировать позорно в счет будущего дня. Поймите это, люди, как собственный приказ, Не то Земли не будет у каждого из нас. | -построение речевых высказываний (П);нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - управление поведением партнера (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
7.Рефлексия | Получить эмоциональный отклик для создания коллажей от имени объектов природы города Липецка. Показать негативное воздействие деятельности человека на природу. | | - Посмотрите, у вас на столах лежат листочки бумаги. Обведите ваши ладошки и напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. - Итак, посмотрим, как же каждый из нас может сохранить Землю. (Чтение высказываний детей на коллаже.) - Звучит мелодия «Счастливые дни на зеленом холме») Ребята, желаю вам быть внимательными к друг другу, животным, растениям, и тогда нам удастся сохранить нашу планету! На этом наш классный час окончен. | Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли. | внутренняя позиция школьника (Л); -самооценка на основе критерия успешности (Л); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П); -использование знаково-символических средств (П); чувство прекрасного и эстетические чувства (Л). |