КОУ ОО "Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Экологическая викторина
"Мы и природа".
Воспитатель:
Романова И.В.
2019г.
Экологическая викторина «Мы и природа"
Цели и задачи:
Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы природы и понимать необходимость этого, как для человека, так и для природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство единства с окружающим миром.
Оборудование:
Компьютер, карточки с пословицами, проверочный тест на листах, карточки со словами Примечание:
Перед началом мероприятия все ребята были разделены на две группы по 8 человек, каждая группа занимала отдельный стол. Заранее ученики нарисовали представителей живой и неживой природы, продумали комментарии к своим работам и выучили стихи к рисункам от каждой группы.
Ход мероприятия
Воспитатель:
А.С. Арсеньев (кандидат философских наук)
Пользуясь дарами природы, не должны ли мы позаботиться об их сохранении. К сожалению, деятельность человека часто направлена на разрушение. Мы создали атомные бомбы, строим заводы и фабрики, отравляющие окружающий мир. Но, рачительный хозяин никогда не допустит разрушения своего хозяйства. Так и люди должны стремится не к войнам и уничтожению, а к управлению природными циклами. А это возможно, если мы будем изучать природу и непременно любить ее.
1 задание.
"Слово природоведение" Из букв составить слова и объяснить их значение:
Выигрывает команда ,у которой их больше.
Воспитатель:
М. Твен (американский писатель)
Красота природы таится во всем, что нас окружает – и в солнечном дне и ласковом море, которое плещется у нас под ногами. В буйной зелени, в которой утопают сады летом. Но так же красива зима – с ее бесконечными вьюгами и морозом. Сколько совершенства и тончайшей красоты в одной-единственной снежинке! А осень? Обласканная солнцем и омытая дождями, то грустная, то ворчливая, то нежная, то угрюмая… Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека.
В ходе игры мы повторим законы природы, узнаем о том, как сохранить природные богатства для себя и для тех, кто будет жить на Земле после нас.
2 задание.
Загадки о природе
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
Что такое, не пойму?
То во сне иль наяву?
Дом не виден, дуб в реке,
Все как будто в молоке.
Сказка это? Сон? Обман?
Это утренний... (туман)
Ватные хлопья по небу плывут,
Это вот башня, а то вон верблюд.
Прыгнуть бы в вату, она высока.
Над нами по небу плывут... (облака).
Загадки о природных явлениях осени и лета
Листья осенью летят
Наступает ... (листопад)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад )
Не огонь, а жжется.
(Мороз)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке! (ГРАД)
Крыльев нет, но я летаю.
Я незрим, неосязаем.
Но, как только осерчаю,
Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)
Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Ноги промочил с утра —
Мокрая была трава.
Дождь не шел, а сыро всюду.
Что такое? И откуда?
Эта в капельках вода
Называется... (роса).
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем, не найдём. (Роса)
Вот по небу мчится конь –
Из под ног летит огонь.
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (Гром)
Летом долго шли дожди,
Льды и снег в горах сошли,
Вышла речка с берегов,
Огородов и садов.
Не найти — кругом вода.
Людям горе да беда.
Все в воде и, без сомненья,
Наступило... (наводненье)
Серебристый занавес с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес каплями пролился.
Уронила занавес тучка, представляешь?
Что за чудный занавес? Может, угадаешь? (Дождь)
Загадки о природных явлениях зимы и весны
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (МОРОЗ)
Дорогое ожерелье
Засверкало на деревьях,
Белое, искристое,
Морозное, ветвистое. (ИНЕЙ)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Дождь моросил,
Ночь настала, и вот —
Лужи замерзли,
Везде... (гололед)
Без рук рисует
Без зубов кусается. (Мороз)
Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась –
Затрещал, ломаясь, лёд –
Значит, скоро...(Ледоход)
На реках он весной бывает:
Под солнцем лёд темнеет, тает,
Потом трещит, ломается
И в льдинки превращается,
А льдинки по реке плывут.
Скажите, как его зовут! (ледоход)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)
За окном звенит она
И поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!
Слышно с крыши:
"Шлеп-шлеп-шлеп!"
Это маленький потоп. (Капель)
Воспитатель:
М. Ю. Лермонтов (русский поэт)
Природа породила человека. Потому и в гостях у нее мы чувствуем себя детьми, вернувшимися в отчий дом, припавшими к груди родной матери. Общество навязывает нам социальную борьбу, заставляет следовать обычаям и традициям, зачастую надуманным и ложным. И лишь оставшись наедине с природой мы можем чувствовать себя свободными – в полном смысле этого слова. Такими, каким могут быть только дети: свободными, любящими всех и вся, наивными и верящими в чудо.
3 задание
Песни о природе. Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество песен о природе.
.
4-е задание
Сказки , в которых природа помогала человеку. Кто назовёт больше, тот и победитель.
" Иван Царевич и Серый Волк"," Кощей Бессмертный", "Сивка Бурка", " По щучьему велению" - народные сказки, А.С.Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"," Сказка о Золотом Петушке", Шарль Перро - "Кот в сапогах".
Воспитатель:
Физминутка Здравствуй лес
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
5 задание
Пословицы и поговорки о природе.
Апрель с водою, а май с травою.
Без воды — земля пустырь.
Без мороза вода не замёрзнет.
Береги нос в сильный мороз.
В зимний холод всякий молод.
В лесу тень весь день.
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Ветром ветра не смеряешь.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Воробьи гомонят — гнёзда завивают.
Всякому семени свое время.
Где снег, там и след.
Где сосна выросла, там она и красна.
Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.
Жара рождает ветер, прохлада — дождь.
За ветром в поле не угонишься.
Зайца ноги спасают.
Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали.
Какова береза, такова и отростка.
Красна ягодка, да на вкус горька.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Летний день — за зимнюю неделю.
Малая сосна в сук растет.
Много снега — много хлеба.
Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
Мороз не велик, да стоять не велит.
На всех и солнышко не усветит.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Не велик соловей, да голосок золотой.
Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.
Не высок лесок, а от ветра защищает.
Не поклонясь до земли — грибка не поднимешь.
От туч, что уже позади, дождя не жди.
Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.
Роза без шипов не бывает.
Рощи да леса — всему миру краса.
Светила луна, да вот беда: светит не всегда.
Сегодня не тает, а завтра кто знает.
Синица к избе — зима на двор.
Сирень или береза, а всё дерево.
Снег земле-кормилице — тёплый кожух.
Снег холодный, а от мороза укрывает.
Сорока на хвосте принесла.
Сосна — дубу сестра.
У зайцев шерсть побелела — зима близко.
Утром вороны каркают к дождю.
Хорошее цветение — хорошая завязь.
Что летом родится — зимой сгодится.
Шумит дубравушка к непогодушке.
Январь год начинает, а декабрь кончает
6-е задание
А сейчас узнаем какие вы читатели.
Назвать кто больше рассказов о природе.
На столах проверочный тест.
Выберите правильный ответ и составьте слово из полученных букв.
1) Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
а) из-за пожаров и стихийных бедствий
б) из-за изменения климата на Земле
э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей
2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные
ж) бесцветные
к) чистые
3) От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
ы) от использования воды в быту
р) от использования воды в производстве
о) от слива сточных вод заводов и фабрик
4) Что люди делают для спасения живой природы?
л) создают заповедники, ботанические сады
п) создают бульвары и скверы
м) создают фермы, пасеки и птицефабрики
5) Что такое заповедники?
о) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна
ъ) это участки земли, где выращивают редкие растения
в) это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых
6) Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?
н) засыпать землёй
г) посадить на склонах деревья
ф) превратить овраг в свалку
7) Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?
ь) ходить пешком
и)ставить на автомобили специальные фильтры
ц) сажать деревья
8) Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?
а) для красоты
я) для очищения воздуха
в) чтобы селились птицы и животные
Какое получилось слово? ( ЭКОЛОГИЯ )
Воспитатель:
Скажите, что обозначает это слово?
ЭКОЛОГИЯ – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.
Выставка рисунков с комментариями.
"Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит".
Ф. Энгельс (немецкий философ, один из основоположников марксизма)
И подтверждение тому мы встречаем все чаще и чаще: выжженные степи, превратившиеся в пустыни, необратимые изменения климата, отравленный воздух в мегаполисах, грязная вода в морях и океанах – это может привести к гибели всего живого на планете.
Показать рисунками как красива природа.
Подвести итоги викторины.
О чём мы с вами говорили?
Да, ребята, Земля наш общий дом.
Будем же беречь наш прекрасный общий дом – нашу Землю, нашу природу!
Воспитатель:
Какой же вывод можно сделать в конце нашего мероприятия?
Вывод:
Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.
Охранять природу — значит охранять Родину.
(Пришвин М. М.)
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
(Достоевский Ф. М.)
Список используемой литературы:
1.Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением:1 – 4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
2. Комарова И.И.Кондрашов А.П."Афоризмы и мысли великих людей" изд.:Рипол-классик.,2009г
3. Дмитрий Трубанист" Энциклопедия мудрости.Афоризмы и мысли великих людей" изд.:Худож.литература.,2019 г.
4 . Виталий Бианки, Николай Сладков,Святослав Сахарнов, Алексей Ливеровский "Зелёные страницы"Хрестоматия по экологии для начальной школы.,изд.,Детское время.