Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной Стрелковой дивизии
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Мы открываем для вас этот мир

Учитель технологии
Кушнерёва Елена Юрьевна
2018-2019 учебный год
Руководитель проекта: Кушнерёва Елена Юрьевна, учитель технологии
Творческая группа:
Кушнерёва Елена Юрьевна, учитель технологии
Боеску Александра, обучающаяся 6 в класса
Бозененкова Елизавета, обучающаяся 6 в класса
Буслаева Анастасия, обучающаяся 6в класса
Главатских Ксения, обучающаяся 6 в класса
Лимасова Александра, обучающаяся 6 в класса
Ржанухина Америссис, обучающаяся 6 в класса
Мирон Александра, обучающаяся 8 а класса
Потапкина Екатерина, обучающаяся 8 а класса
Романова Екатерина, обучающаяся 8 а класса
Сивова Кристина, обучающаяся 8 а класса
Сидоркина Анна, обучающаяся 8 а класса
Степкина Анастасия, обучающаяся 8 а класса
Чернова Мария, обучающаяся 8 а класса
Абу-Ржейли Алиса, обучающаяся 8 б класса
Бычкова Екатерина, обучающаяся 8 б класса
Мешкова Виолета, обучающаяся 8 б класса
Панкова Надежда, обучающаяся 8 б класса
Сазанова Елизавета, обучающаяся 8 б класса
Тишина Юлия, обучающаяся 8 б класса
Шаппо Виктория, обучающаяся 8 б класса
Шельдяева Арина, обучающаяся 8 б класса
Щербакова Екатерина, обучающаяся 8 б класса
Сроки реализации проекта: 1один год
Направление проекта: «Социальный проект»
Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.
Постановка проблемы
Человек познает мир через органы чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Более 90% информации об окружающем мире получает через зрение, на втором месте – органы слуха, на третьем – осязание. Существуют люди, у которых органы слуха и осязания являются главным источником познания окружающего мира.
Человек, обладающий такой особенностью, стремится к социализации: учиться, работать, общаться, путешествовать и даже представлять интересы народа на различных уровнях органов власти.
Будучи слепыми от рождения они не представляют ни образов, ни красок. Одним из инструментов развития осязания и является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов, обогащается словарный запас. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке, а родители смогут обсудить с ним прочитанное.
Среди слепых и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для слепых детей дошкольного возраста.
Поэтому для слепых и слабовидящих детей в специальных библиотеках должны находиться специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются рукодельные тактильные книги.
Цель проекта:
Задачи.
Изучить литературу по изготовлению ручных тактильных книг и требования к книгам, для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.
Изучить опыт мастеров по изготовлению ручных тактильных книг для слепых детей дошкольного возраста.
Разработать план реализации проекта по изготовлению рукодельных развивающих книг и пособий для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.
Изготовить тактильные рукодельные книг и пособия для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста;
Провести экспертную оценку тактильных развивающих книг для слепых и слабовидящих детей специалистами РГБ
Передать изготовленные книги и пособия в РГБ для обучения и реабилитации слепых детей дошкольного возраста.
Актуальность: рукодельные тактильные книги для детей дошкольного возраста изготавливают в ограниченном количестве мастерицы на общественных началах. Изготовление тактильных книг для детей дошкольного возраста на производстве не осуществляется. Российская государственная библиотека для слепых остро нуждается в таких книгах.
Этапы проекта:
создание творческих групп;
изготовление книг и пособий;
экспертная оценка книг и пособий;
анализ работы творческих групп;
помощь обучающимся, в поиске решений и устранение сложившихся проблем.
Ожидаемые результаты:
развитие познавательной деятельности учащихся;
творческая взаимосвязь между учащимися;
непривычный для школы и ребенка творческий и благотворительный процесс;
осознание значимости своего труда;
изготовление книг и пособий для слепых и слабовидящих детей.
Риски проекта:
- безответственное отношение к данному виду деятельности;
- влияние мнения других обучающихся к данной деятельности участников проекта.
Для реализации проекта использовались: информационно-технические средства обучения, швейной и столярной мастерской.
В технические ресурсы входят: техническое оснащение - компьютер, интернет, принтер, сканер.
К материальным ресурсам проекта относятся учебники, методические пособия, справочная и художественная литература, данные Интернет-ресурсов, материальные принадлежности для изготовления страниц книг и деталей.
Оригинальность проекта
Тематика, изготовляемых рукодельных тактильных книг, для детей 3-4 лет связана с народными сказками. Изготовление развивающих книг для детей 3-4 лет практически никто не осуществляет. Поэтому мы решили изготовить книги, которые познакомят ребят с миром природных явлений времен года: лета и зимы; строением насекомых. Материалы для деталей книги подобраны, таким образом, что бы они тактильно напоминали структуру изготовляемого объекта.
Метод проектов
Пособий и инструкций по изготовлению тактильных ручных книг не существует. Поэтому для реализации проекта предстояла деятельность, направленная на поиск имеющихся технологий и создание новых. Метод проектов позволил найти эффективные технологии изготовления тактильных книг и пособий, и развития творческого потенциала учащихся.
Поиск нового является отправной точкой в развитии познавательной сферы ребенка: изучает, сравнивает, анализирует, апробирует, экспериментирует и создает свое, разрабатывает план работы или инструкцию изготовления, делает вывод. Овладевая универсальными способами действий, ребенок формирует самостоятельность.
Выполнение коллективной работы способствует развитию коммуникативных умений: формируются такие качества как сотрудничество, поддержка, умение предлагать, убеждать в своем мнении, спорить, соблюдая такт.
Практическая деятельность учащихся, направленная на изменении социальной ситуации людей, нуждающихся в помощи, реализует принципы социального проекта. Осознание значимости своих поступков на собственное благополучие и благополучие других людей позволяет ребенку выбирать ценности и линию поведения. Умение конструировать модель поведения способствуют решению преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения.
План реализации проекта
Этап проекта |
Содержание работы |
Сроки |
Исполнители |
Организационный | Выявление интересов детей, формулировка проблемы. Выбор темы проекта. Формулировка цели проекта и задач Формирование группы Распределение задач для каждой группы Установление сроков выполнения проекта | Декабрь 2018 г | Кушнерева Е.Ю. |
Практический | Разработка макета книг и пособий. | Январь 2019 г | Обучающиеся (участники проекта), Кушнерёва Е.Ю. |
Изготовление выкроек. | Февраль 2019г. | Обучающиеся (участники проекта), Кушнерёва Е.Ю. |
Раскрой деталей и страничек. | Февраль 2019г | Обучающиеся (участники проекта), Кушнерёва Е.Ю. |
Изготовление книг и пособий | Март –май 2019г. | Обучающиеся (участники проекта), Кушнерёва Е.Ю. |
Экспертная оценка книг и пособий специалистами РГБ | Май 2019г. | Специалисты РГБ. |
Аналитический | Анализ работы над проектом. | Май 2017 г. | Обучающиеся (участники проекта), Кушнерёва Е.Ю. |
Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития. | Май 2019г. | Обучающиеся (участники проекта), Кушнерёва Е.Ю. |
Теоретические сведения
Термин «тактильная книга» появился в конце XX века. В переводе с латинского tactilis означает осязание - получение ощущения через прикосновения кожи человека к предмету. Тактильная книга подразумевает чтение через прикосновение рук к предмету.
Различают тактильные книги по двум направлениям. Художественная тактильная книга - это сказки, рассказы, стихи. Развивающая книга, предназначенная для помощи в изучении окружающего мира – растения, животные, птицы, насекомые.
Книги для дошкольников делятся на три возрастных группы. Для детей до двух лет рекомендуется использовать книги без текста, шумовых эффектов, запахов, игровых моментов. Для 3-4 лет рекомендуется использовать текст, простейший сюжет. Для детей 5-6 лет может быть использован замкнутый сюжет, например, любимая и знакомая сказка.
Тактильная книга отличается рядом требований от обычной книги. Обложка и странички книги изготавливают и картона обтянутого тканью, странички должны быть мягкими. На титульной странице располагается название книги, а текст и информация об изготовителе, аудиозаписи, CD-записи в кармашке на последней страничке обложки. Структура изображаемого сюжета на страничке может состоять из следующих элементов: иллюстрация; иллюстрация и плоскопечатный шрифт или шрифт по системе Брайля. Обязательным элементом тактильной ленты является текстильная лента, определяющая расположения верхней и нижней частей странички.
Иллюстрация представляет собой многофактурную аппликацию. Для аппликации можно использовать природные, дидактические, подручные материалы; элементы и детали объектов, выполненные в различных областях рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, мягкая игрушка, бисер, соленое тесто и т.д. Некоторые объекты в книге могут шуршать, звенеть, шелестеть.
Особые требования предъявляют к дизайну тактильных книг. Предназначены для обеспечения возможности восприятия элементов дизайна и оптимального сочетания художественного оформления.
Не использовать декоративные детали, не несущие смысловую нагрузку к сюжету, так как это может способствовать усложнению процесса исследования;
Не использовать материалы, имеющие яркий цвет, блеск, глянцевую бумагу, так как это может вызывать боль глазах;
Не рекомендуется также использовать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков. Их дети со зрительной патологией путают с черным и темно-коричневым цветами;
Углы страничек следует должны быть закругленными;
Надписи на обложке рекомендуется выполнять с применением технических средств ярким четким шрифтом без утончения полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунктов; в технике аппликации;
Во избежание потерь съемных предметов рекомендуется создавать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки, тесемки!
Основные требования к безопасности тактильных книг
Нельзя использовать в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руку;
Нельзя использовать токсичные, клеящие вещества и предметы, изготовленные из токсичных материалов;
Не следует использовать мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот.
Эргономических требований, позволяющих учитывать психологические особенности и физические возможности детей:
Легкость – обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий;
Прочность – исключает возможность деформации издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании;
Оптимальные параметры для книжного издания находятся в пределах от 210Х250 мм до 230Х297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка, варьируют от 9 до 30 см.
Объем – влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5-6 листов (10-12 стр.);
Материалы должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Предпочтение отдается экологически чистым природным материалам.
. Тактильные книги являются источником формирования знаний и умений, развития способностей к познавательной деятельности, мышления. Правильно изготовленная книга стимулирует интерес к познанию, помогает социализироваться наравне со зрячими сверстниками.
Определение вида изготовляемых книг и пособий
Определив уровень наших знаний, технологических умений, а также опыт работы в данной области, мы решили изготовить книгу для детей 3-4 лет. Выбор вида книги нам помогла выбрать руководитель проекта, учитель технологии Кушнерева Елена Юрьевна. В Российской государственной библиотеке развивающие тактильные книги представлены в ограниченном количестве. Не хватает книг об изучении явлений природы, насекомых, животных. Поэтому мы решили изготовить тактильные развивающие книги о временах года: Зима и Лето. Желающих принять участие в проекте оказалось много и мы решили изготовить книгу Счет; пальчиковый театр «Колобок», развивающие игра Времена года и Елочка.
Подготовка необходимого оборудования, материала и инструментов
Для изготовления книг и пособий понадобятся материалы:
ткань для обложки и страничек (голубой цвет) картон, дублерин для придания плотности деталей и полотна страничек;
фетр цветной;
синтепон;
структурная кожа, абразивная бумага;
предметные детали: яблоки, грибы, цветы, трава, искусственные элементы ели; фетр для ели, бусины для украшения ели;
темно-синяя ткань, нейлон, полиэтелен;
шнур, для соединения верхней и нижней части страничек;
поролон, для предотвращения деформации объемных деталей;
нитки, фурнитура, проволока, универсальный клей.
Инструменты и оборудование:
Реализация проекта
В начале работы над проектом перед ребятами была сформулирована проблема, выбрана тема и определена цель проекта. Творческая группа сформировалась быстро. Все желающие принять участие в проекте были утверждены. Ребята разделились на группы по разным видам деятельности: создание макетов, изготовление кукол, изготовление страниц, монтаж книг. Затем определили сроки выполнения объектов. Итог работы должен быть представлен в конце учебного года.
Разработка макетов
По макету книги Зима и Лето состоят и двух станиц. На первой станице представлены будут жизнь растений, природные явления, характерные для данного периода. На второй станице решили представить праздники, ассоциируемые с данными временами года.
Макет книги Насекомые состоит из четырех станиц и обложки, на каждом развороте страницы представлено насекомое божья коровка, гусеница, бабочка и пчела. Насекомое расположено на левой стороне разворота, справа - карман. В кармане находится текст загадки о насекомом, которое могут прочитать ребенку родители.
Макет книги Счет состоит из шести листов, на каждой странице книги расположены съемные детали. Количество деталей соответствует цифре.
Развивающее игровое пособие Времена года представляет собой плоскую твердую плоскость, на которой расположены постоянные детали и фурнитура. В специальном кармане расположены съемные детали четырех времен года: снег, трава, цветы, листья, сугробы, тучи, солнце. Играя, ребенок может определять на ощупь и менять в соответствии с сюжетом рассказа.
Развивающее пособие Елочка так же имеет твердую плоскую основу, на которой располагается ель и пришита пуговицы. В специальном кармане находятся елочные игрушки. Каждая игрушка имеет петлю, при помощи которой она крепится к елочке.
Макет театра Колобок представляет собой книгу из двух страниц. На первой странице располагается по сюжету изба на второй странице лес, тропинка, озеро, мостик. Для хранения кукол на обложке находится карман.
Технологическая последовательность изготовления тактильных книг
Ребята приступили к практическому выполнению проекта. Они изучили имеющиеся схемы, конструкции, способы обработки и соединения деталей. Затем разработали свои схемы, подобрали материалы, инструменты и приступили к работе.
№ п/п | Название операции | Примечания |
1 | Изготовление выкроек. | Методом |
2 | Подготовка картонной основы. | Определение размера, закругления углов. |
3 | Раскрой страниц из ткани, дублирина, синтепона. | Влажно-тепловая обработка ткани. |
4 | Обработка деталей фона страниц. | Настрачивание фоновых деталей и тесьмы по нижней части страницы, прикрепление фурнитуры. |
5 | Стачивание деталей страниц. | Ручными или машинными швами. |
6 | Изготовление основных фигур | Ручные стежки, |
7 | Соединение страниц | Тесьма. |
В процессе работы выявилось, что многие материалы в готовом виде не показывают реальной фактуры или объема. Приходилось подбирать новые материалы или менять конструкцию. Создавая объект сюжета, приходили новые идеи, которые были реализованы: снегопад, капельки дождя, конечности, рога, жало насекомых из проволоки. Сложным объектом в изготовлении оказались насекомые, которые оказались очень реалистичными.
Экспертная оценка
Эксперты РГБ провели оценку качества тактильных книг.
Книги Насекомые, Счет, Лето, Зима признаны соответствующими к тактильным книгам.
20 июня 2019 года состоялась передача тактильных рукодельных книг и развивающих пособий в фонд Российской государственной библиотеки для слепых.
Выводы руководителя проекта о проделанной работе
Первоначально планировалось изготовить три тактильных рукодельных книги - Насекомые, Лето, Зима. Для ребят и педагога это был новый вид деятельности. Поставленная цель достигнута. Дополнительно были изготовлены книга – Счет, пособия Елочка и Времена года, пальчиковый театр Колобок.
Подводя итоги работы над проектом, ребята высказали пожелание о продолжении изготовления ручных тактильных книг для слепых и слабовидящих детей.
Список используемой литературы
Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности Текст: Учебное пособие / О.В. Курбатова О.В. - Ростов н/Д, 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении Текст: пособие для учителей / Н.Ю. Пахомова.- М.: АРКТИ, 2005.
Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе Текст / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001г.
Организация проектной деятельности в школе Текст / Авт.-сост. С.Г. Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.
Источники интернет
https://studfiles.net/preview/4519244/page:27/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B0
http://rooidom.ru/
https://studopedia.info/6-10652.html
https://med.wikireading.ru/125574
Приложение

Опрос обучающихся, педагогов и родителей о деятельности нашего коллектива. 
Опрошено – 60
Ответили «нравится» - 11
Ответили « не нравится» - 0
Ответили «очень нравится» - 49
Фотоотчет



















