СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы помним, гордимся, благодарим..." (проектная деятельность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Мы помним, гордимся, благодарим..." (проектная деятельность)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 33 г. Орла













«МЫ ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, БЛАГОДАРИМ…»

(Проект обучающихся 4 класса)















Классный руководитель

Тимашева Татьяна Юрьевна



















Описание проблемы.

Наше время- время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества - требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико- патриотических традиций нашей Родины, формирования у младших школьников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.

В 2015 году вся страна отмечает 70-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.

Актуальность проекта.

Младший школьный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мероприятие призвано способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир.

Организовывая воспитательную работу, я, как классный руководитель должна учесть, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из биографий родственников обучающихся.

Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.

Предмет исследования. Члены семей обучающихся, участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семейные традиции, достопримечательности города Орла, связанные с Великой Отечественной войной.

 

Цели проекта: расширение знания детей о событиях 1945-1941года и о вкладе своей семьи в Великую Победу, формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.

Задачи исследования.

Образовательные:

  • Пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи.

  • Изучать историческое прошлое нашей Родины.

  • Расширить знания младших школьников о событиях 1945-1945 годов.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи

  • Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.

  • Формировать чёткое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.

  • Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.

  • Формировать чувство патриотизма.

Развивающие:

  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучащихся.

  • Развивать интерес к изучению истории. 

Продукт проекта.

Устный журнал с презентацией для классного часа, посвященного 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.

Урок Мужества, посвященный 70-летию Победы. Беседа с учащимися о важности и актуальности предстоящей работы, выбор направлений деятельности, распределение по группам. Составление плана работы в группах с указанием сроков исполнения и требования к оформлению работ.

2. Сбор информации, обсуждение текущих вопросов, проведение консультаций.

3.Оформление собранной информации. Подготовка презентации.

4.Изготовление поделок и рисунков для классного часа.

5.Классный час.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что повышается самооценки ребенка в семье, воспитывается чувство гордости за своих предков, изучается историческое прошлое своего народа.

Ожидаемые результаты

  • приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

  • расширение знаний о Великой Отечественной войне;

  • сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;

  • удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны, одноклассниками.





























Звучит песня В. И. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война».

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о войне. Но мы не будем рассматривать великие сражения, победы и поражения. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово- война.

СЛАЙД 2, 3, 4.

На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война.

Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего отечества. Ваши прабабушки и прадедушки тоже прошли через войну.

Ученик читает стихотворение Р. Рождественского «Помните»

Помните!
Через века́,
       через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придёт
              никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле
     сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
     павших
          будьте
               достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
     просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца́
          стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста,
     помните!

Песню свою
        отправляя в полёт, —
помните!
О тех,
кто уже никогда
          не споёт, —
помните!

Детям своим
          расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
    детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все́ времена
       бессмертной
               Земли
помните!
К мерцающим звёздам
          ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте
          трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
     войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
          через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
               никогда, —
заклинаю, —
помните!







Первая страница.

СЛЕД ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ

Выступление группы учащихся, которые собирали материал о вкладе своих родственников в победу над фашисткой Германией.

(Выступление сопровождается презентацией)

СЛАЙД 5, 6, 7, 8.













Вторая страница.

МУЗЫКАЛЬНАЯ

Выступление группы детей, которые собирали материал о песнях написанных в годы Великой Отечественной войны.

1.Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны. Тяжелые военные испытания нашли отражение в разных произведениях композиторов – в песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «музыкальную летопись» войны. Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, стал частью жизни фронта и тыла?

Конечно, песня.

Песня вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять горечь поражения или радость победы, потери боевых товарищей.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны. По ним можно получить представление о том, чем жил, во что верил, ради чего геройски сражался наш народ.

В один из июньских дней 1941 года на Белорусском вокзале, в Москве, эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровая, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что пришлось повторить песню пять раз.

СЛАЙД 9,10,11

Это была "Священная война". Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с воинами через все испытания к победе.

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал Священную войну" бессмертной песней. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой, песней-символом сурового времени. Начало войны навсегда связано в памяти народа с набатным звучанием этой песни.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА",

муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева- Кумача.

2. Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью.

СЛАЙД12

Так произошло с песней "В землянке".

Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Было действительно "до смерти четыре шага", даже меньше... После всех испытаний он послал жене письмо со стихами, которые позже стали популярной песней "В землянке". Душевное состояние поэта, вызванное пережитым, нашло созвучное воплощение в музыке К. Листова.

Песня как бы сокращала расстояние между людьми. Солдат выражал в ней свое чувство к любимой, говорил о вере в ответную любовь. "Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви" - как много значили эти простые слова в суровые военные будни!

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «В ЗЕМЛЯНКЕ»

муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

СЛАЙД 13, 14

3. Нельзя не вспомнить ещё об одной песне. Почти легендарную популярность обрела «Катюша».

СЛАЙД 15,16

Написанная ещё в мирное время, эта песня в годы войны пелась повсюду. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу. Её знают во всех странах и поют на всех языках.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «КАТЮША»

муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.



Минули годы и десятилетия. Но и сейчас мы с глубоким волнением обращаемся к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим величие огненных лет ВОВ. От первых военных залпов до победного майского салюта прошагали эти песни в боевом строю.

Третья страница.

ЭКСКУРСИОННАЯ

Выступление группы детей, которые собирали материал памятниках, улицах, скверах города Орла, связанные с именами героев Великой отечественной войны.

(Выступление сопровождается презентацией)

1.Сквер Танкистов, находящийся в центре Орла, посвящён героям-танкистам, освобождавших город во время Великой Отечественной войны от немецко-фашистских захватчиков. СЛАЙД 17

До революции на месте нынешнего сквера располагалась торговая Ильинская площадь. Исторически Ильинка служила в Орле местом публичной казни. Новая страничка истории этот места открылась с наступлением Советской власти. 1 мая 1920 года во время проведения Всероссийского коммунистического субботника базар с площади убрали и заложили новый сквер, который был назван Первомайским. В период оккупации города фашисты на деревьях сквера вешали местных жителей и партизан. Трупы висели там по несколько дней. 5 августа 1943 года Орёл был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, и в сквере устроена братская могила. 18 августа 1943 года это место было переименовано в сквер Танкистов. Тогда же в центре сквера на земляном холме установили танк Т-70.

СЛАЙД 18

На месте братской могилы соорудили небольшую стелу. Рядом был установлен памятник войну-освободителю. 5 августа 1963 года в Сквере перед могилой погибших танкистов рукой Маршала Ивана Христофоровича Баграмяна был зажжён Вечный Огонь. В 1968 году взамен танку Т-70 в сквере был установлен новый танк Т-34. Тогда же Вечный Огонь был перенесён из глубины Сквера к существующему ныне памятнику. 8 мая 1970 года был открыт мемориальный Пост №1, где несут вахту школьники города.
СЛАЙД 19

В Дни празднования Дня Победы и Дня Города у памятника проходят торжественные мероприятия, возложения венков и чествование ветеранов.

2. Сквер Гуртьева. Генерал-майор Леонтий Николаевич Гуртьев (1891-1943) погиб при освобождении Орла от немецко-фашистских захватчиков. После того, как наши войска освободили город, генерала похоронили в сквере «Братские могилы», там, где сейчас находится бюст Бунина. Через несколько лет после войны было решено увековечить память Героя Советского Союза Л. Н. Гуртьева, установив памятник в городе Орле.

СЛАЙД 20


5 августа 1954 года, в дни празднования 11-й годовщины освобождения города, памятник был установлен на месте захоронения Л. Н. Гуртьева. Работал над памятником известный скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Останки генерала и других погибших воинов были перезахоронены на Троицком кладбище.

3. Памятник комсомольцам Орловщины, погибшим в годы Великой Отечественной войны

СЛАЙД 21.

Открыт на Комсомольской площади 23 июня 1972 года.

Скульптор А.Н. Бурганов, архитектор Т.К. Топуридзе

 Ветви тоники тянутся к жизни,

Будто нам о погибших трубят.

Много их полегло по Отчизне

Молодых да красивых ребят.

Не вернуть эти жизни обратно,

Но в сердцах поколений иных

Им за подвиг великий их ратный

Будет вечная память живых.

Более 90 тысяч орловских комсомольцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Многие из них не дожили по победы.

Мужественно сражался у стен Брестской крепости орловчанин Александр Сторожилов. При освобождении Паневежиса погиб Герой Советского Союза Андрей Андрианов.

В оккупированном Орле фашистами были расстреляны комсомольцы-подпольщики вместе с их руководителями Владимиром Сечкиным и Николаем Авицуком. Геройски погиб на боевом задании партизан Иван Подымалкин.

4.Площадь Маршала Жукова. 

СЛАЙД 22.

Название присвоено постановлением администрации г. Орла № 895 от 19 августа 1996 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения маршала Г.К. Жукова, расположена в Советском районе (площадь перед стадионом им. В.И. Ленина).тЖуков Георгий Константинович (1896-1974), военачальник, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, Кавалер двух орденов «Победа».

   Георгий Константинович Жуков родился 19 ноября (2 декабря) 1896 года в д. Стрелковка Мало-ярославецкого уезда Угодско-Заводской волости Калужской губернии (ныне Жуковского района Калужской области) в семье крестьян.

Во время Великой Отечественной войны командовал войсками Резервного, Ленинградского, Западного, 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов, член Ставки Верховного Главнокомандующего. В 1941-1942 гг. Жуков сыграл важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Ленинградской и Московской битвах. С августа 1942 г. 1-й заместитель наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего. В 1942-1943 гг. Жуков участвует в прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах. Маршал Советского Союза (1943 г.). В 1943-1944 гг. Г.К. Жуков участвует в наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции. За образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандующего по руководству операциями фронтов и достигнутые в результате этих операций успехи награждён второй (29 июля 1944 г.), а 1 июня 1945 г. - третьей медалью «Золотая Звезда» за взятие Берлина.

В 1945-1946 гг. - Жуков принимает капитуляцию фашистской Германии и занимает пост главнокомандующего Группой советских войск в Германии и главы советской военной администрации в Германии.

5. Улицы нашего города.

СЛАЙД 23

Абрамова и Соколова ул.

Абрамов Василий Иванович (1914—1942). Летчик, ст. лейтенант.

Соколов Александр Владимирович (1920—1942). Летчик, ст. сержант. Оба погибли в боях над Орлом 7 июля 1942 года.

Андреев Леонид Николаевич (1871, Орёл — 1919, д. Нейвола, близ Мустамяки, Финляндия) — писатель. Окончил Орловскую гимназию (1891) и Московский университет (1897). В ранних произведениях писателя ("Баргамот и Гараська", "Гостинец", "Ангелочек", ''Весенние обещания" и др.) нашли отражение его орловские впечатления. До конца жизни Андреев не порывал связи с Орлом и неоднократно посещал родной город. Похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге.



Андрианова ул.

Андрианов Андрей Михайлович (1917—1944), сержант, командир минометного расчета. Герой Советского Союза.  Родился в деревне Жилина, частично вошедшей в территорию г. Орла.

Афонина ул

        Афонин Леонид Николаевич (1918-1975) - писатель, литературовед, театральный критик, педагог.  Его основным объектом исследований являлось творчество писателей-орловцев. Так родились книги «Леонид Андреев», «На родине И. С. Тургенева», «Наш земляк Михаил Пришвин», многочисленные публикации, радиопередачи об известных писателях-земляках и начинающих еще тогда молодых писателях и поэтах. Интерес к театральному искусству и широкое знание истории театра позволили Афонину воссоздать историю Орловского драматического театра, одного из старейших в стране. Творческая деятельность Афонина была оценена присвоением ему в 1966 г. звания Заслуженного работника культуры РСФСР. Похоронен на Крестительском кладбище г. Орла.

 Генерала Горбатова пл. и ул.

Горбатов Александр Васильевич (1891—1973) — советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. Почётный гражданин Орла.

Памятник на бульваре Победы в Орле.

Генерала Родина ул.

Родин Георгий Семенович (1897—1976). Родился в дер. Болотово Орловского уезда (ныне — района). Генерал-лейтенант. Командир 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса 4-й танковой армии, участвовавшей в освобождении Орловской области. Похоронен в Орле.

Земнухова ул.

        Земнухов Иван Александрович (1923 — 16 января 1943, Краснодон) — участник и один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия».

СЛАЙД 24

 Катукова Е. М., ул.

Михаил Ефимович Катуков – советский военный деятель, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза. Михаил Катуков первым начал внедрять тактику атаки танков из засад. Однако прославился не только этим. Защищал Москву, освобождал Орловщину, прорывал оборону Берлина. Михаил Катуков – дважды Герой Советского Союза. Одна из улиц Северного района Орла названа в его честь.

СЛАЙД 25

Кошевого ул.

Кошевой Олег Васильевич (8 июня 1926, г. Прилуки — 9 февраля 1943, близ города Ровеньки) — член штаба, комиссар подпольной  антифашистской организации "Молодая гвардия".

Ляшко ул.

Ляшко Иван Викторович (1911—1943). Старший лейтенант, танкист. Погиб при освобождении гор. Орла. Похоронен в сквере Танкистов.

Маринченко ул.

Маринченко Николай Данилович (1912-1943), лейтенант, танкист. Герой Советского Союза (27.08.1943, посмертно). Родился в селе Чернявка, ныне Белгородской области. Погиб в бою за деревню Сетуха Залегощенского района Орловской области.

Матросова ул.

        Матросов Александр Матвеевич (1924 — 27 февраля 1943, деревня Чернушки, Псковская область) — Герой Советского Союза, рядовой пехоты. Известен благодаря самопожертвенному подвигу, когда он закрыл своей грудью немецкую амбразуру. Его подвиг получил широчайшую огласку в советских СМИ и стал в русском языке устойчивым выражением.

Михалицина ул.

        Михалицын Петр Тихонович (1904-1961), генерал-майор, родился в деревне Пигленки, ныне Котельнического района Кировской области. Командир 5-й стрелковой дивизии 63-й армии, участвовавшей в освождении города Орла от немецко-фашистских захватчиков. Герой Советского Союза (1940).
 

Панчука ул.

Панчук Иван Владимирович (1900—1959). Генерал-майор, командир 129-й стрелковой дивизии 63-й армии, участвовавшей в освобождении гор. Орла. Первый начальник гарнизона после освобождения города.

Тюленина ул.

Тюленин Сергей Гаврилович (1925 — 1943) — Герой Советского Союза, член штаба организации «Молодая гвардия».

Чайкиной ул.

Чайкина Елизавета Ивановна (1918, деревня Руно Пеновского района — 23 ноября 1941, посёлок Пено) — партизанка, герой Советского Союза.

Шульгина ул.

Шульгин Борис Владимирович (1905—1962). Генерал-лейтенант. Командир 17-й гвардейской танковой бригады 1-го гвардейского танкового корпуса, участвовавшей в освобождении гор. Орла.



Четвертая страница.

ТВОРЧЕСКАЯ

Зачитываются лучшие сочинения учащихся на тему: «Я помню! Я горжусь!»





ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг. Давайте почтим память погибших минутой молчания.

СЛАЙД 26

СЛАЙД 27

АУДИОЗАПИСЬ


- Какой урок вы извлекли для себя над проектом?

- Какие чувства вам пришлось испытать?

- Что вам запомнилось?