СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы развиваем легкие

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем на Крайнем Северо-востоке России, местности с суровыми климатическими условиями, которые неблагоприятно сказываются на здоровье пришлого населения. Особенно страдают органы дыхательной системы. в связи с этим населению и особенно детям необходимо знать и уметь практически использовать упражнения и игры для тренировки легких, практически применять в жизни методы правильного дыхания и самомассажа точек здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Мы развиваем легкие»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»








Мы развиваем лёгкие

(Занятие для детей 7 - 9 лет)









Разработала: Мирошниченко Людмила Бенедиктовна

педагог дополнительного образования




г. Магадан 2018


«Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий


Цель: Сформировать знания и умения о правильном дыхании и здоровье легких человека.


Задачи:

Образовательные: углубить знания о легких, дать информацию о том, как управлять своим дыханием через игры и упражнения, научить методам тренировки легких, учить формулировать выводы из изучаемого материала. Привести в систему знания, учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.

Развивающие: формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. Развивать легкие, логическое мышление, расширять словарный запас. Оценить благоприятные и неблагоприятные условия для дыхания.

Воспитательные: продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни, как одной из основных ценностей человека. Показать влияние физических упражнений и дыхательной гимнастики на укрепление дыхательной системы.

Здоровьесберегающие: способствовать созданию положительного эмоционального фона, осуществление контроля над правильностью осанки, создание ситуаций успеха для каждого ребенка.

Метапредметные: развитие коммуникативных навыков, умение устанавливать причинно-следственные связи.


Планируемые результаты:

Предметные: приобретают знания о значении дыхания в жизни человека, учатся сами формулировать правила тренировки легких, учатся сравнить, рассуждать, анализировать, делать выводы, приобретают умение практически использовать упражнения для тренировки легких, практически применять в жизни методы правильного дыхания и самомассажа точек здоровья.

Метапредметные: расширение общего кругозора обучающихся, развитие коммуникативных способностей детей.

Личностные: формирование мотивации к учению, в игре закрепляют интерес к предмету изучения.

Межпредметные связи: окружающий мир, естествознание.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый, репродуктивный


Основные понятия: дыхание, стресс, ритмичное дыхание.


Оборудование: Воздушные шарики, лист бумаги, карандаши, дудочка (труба), макеты облачка, карточки «Мое настроение», мультимедийная установка.


Ход занятия

  1. Организационный момент (слайд1):

Здравствуйте ребята.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


  1. Психологический настрой.

Нам улыбается солнышко, улыбнемся и мы друг другу и с хорошим настроением начинаем занятие.


3. Повторение пройденного материала (слайд2)

Вспомните, о чем мы с вами беседовали на прошлом занятии? (Об органах дыхания)

Правильно. Вы узнали о строении и значении органов дыхания. Сейчас проверим, как вы усвоили тему, поиграем.

Игра «Угадайка». Учащиеся делятся на две команды - команда «Ветерок» и команда «Ураган».

Педагог задает загадки попеременно сначала одной команде, затем другой. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков. Загадки:

1. Газ, который больше всего нужен для дыхания человеку и который он получает из воздуха при вдохе. (Кислород)

2. Нас два правое и левое, мы расположены в грудной клетке и со всех сторон защищены ребрами. (Легкие), показывают на экране.

3. Мы – трубочки и разветвляемся подобно дереву. Внутри нас проходит воздух. (Бронхи) показывают на экране.

4. Нас много, мы маленькие пузырьки, наполненные воздухом. (Альвеолы) показывают на экране.

5. Меж двух светил я посередине один. (Нос) показывают на экране.

6. Если этого газа скопилось в помещении много, то человек плохо себя чувствует (болит или кружится голова) и даже может упасть в обморок (углекислый газ).

Педагог: Молодцы. Все запомнили. За каждый правильный ответ команде выдается макет облачка, подсчитываются очки.


4. Сообщение темы, постановка цели, задач (слайд3)

Формулирование проблемного вопроса.

Знаете ли вы, что необходимо делать, чтобы наши легкие были здоровые и хорошо развиты? (заниматься физкультурой, бегать)

Отгадайте загадку

Позабудь ты про компьютер.

Беги на улицу гулять.

Для детей полезно очень

Свежим воздухом…(дышать)

Верно, а как вы думаете, о чем будет наше занятие. (о дыхании человека). Правильно о дыхании, о здоровье легких человека, наше занятие называется «Мы развиваем легкие». Сегодня мы с вами узнаем о том, как управлять своим дыханием через игры и упражнения, научимся методам тренировки легких. Что вы знаете по этому вопросу? Что бы хотели еще у знать? (дети отвечают)


5. Формирование новых знаний

Римский поэт Овидий сказал: «Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее». (слайд 4)

Почему важно уметь правильно дышать? (что бы быть здоровыми)

Верно, при рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме. Первоочередными причинами сбоя в работе дыхательной системы являются загрязнение окружающей среды, табакокурение, алкоголизм, наркомания. Каждая клетка организма требует достаточно большого количества кислорода. К снижению его поступления особенно чувствительны клетки головного мозга. Наукой установлена тесная взаимосвязь между дыханием и тонусом нервной системы.


Вы убедились, что дышать правильно важно для вашего здоровья, правильное дыхание стимулирует внутренние органы, улучшая их работу. Вы хотите научиться дышать правильно? (да, хотим)

Правильное дыхание, это прежде всего, ритмичное дыхание. Многие считают, что ритмичное дыхание – это естественный процесс, не требующий дополнительных усилий. Большинство людей делает 15–20 вдохов и выдохов в минуту, не получая при этом необходимого количества кислорода. Необходимо откорректировать свое дыхание таким образом, чтобы вдох по продолжительности совпадал с выдохом. (слайд 5)

Глубокое, ритмичное дыхание рассеивает страхи, помогает справиться с волнением и стрессами.

Как вы думаете, для дыхания имеет значение, как делать вдох, через рот или нос? Почему? (говорят, что надо вдыхать через нос)

Дыхание через нос имеет естественную природу, потому что слизистая оболочка носа согревает, фильтрует и увлажняет воздух. Этого не происходит, когда дыхание производится через ротовую полость. Дыхание через нос особенно важно в неблагоприятных условиях окружающей среды, больших городах, перенаселенных жилых зданиях и плохо проветриваемых помещениях, где происходит усиленное размножение микробов и увеличение их концентрации в дыхательных путях, что приводит к инфекционным заболеваниям

Правильно сделать вдох — это значит вдохнуть через нос. Когда мы дышим носом то:

- холодный воздух успевает согреваться, прежде чем дойдет до легких, и мы не простудимся;

- лучше работает головной мозг и улучшается память;

- меньше пыли попадает в организм, и мы меньше болеем;

- меньше шансов заболеть кариесом.

Теперь потренируемся: Сядем прямо, плечи отведем назад, руки опустим свободно вдоль тела. Делаем вдох через нос на раз, два, выдох на три, четыре. Педагог показывает сам, затем дети повторяют 3-4 раза.

Замечено, что человек дышит часто и тяжело не только при физических нагрузках, но и при волнении, стрессе. Когда надо успокоиться – полезно делать упражнения. Теперь потренируемся:

Упражнение1: Сядем прямо, плечи отведем назад, руки опустим свободно вдоль тела. Делаем вдох через нос на раз, два, выдох на три, четыре, пять, шесть. Педагог показывает сам, затем дети повторяют 3-4 раза.

Упражнение2: (Дыхание «уступами») В основе этого дыхания лежит естественное, предусмотренное природой снятие сильного стресса.

2-3 коротких вдоха подряд,2-3 коротких вдоха подряд. Педагог показывает сам, затем дети повторяют 3-4 раза.

Существуют несколько типов или видов дыхания. Сегодня мы разучим три из них. Упражнения будем делать в положении стоя. (педагог показывает дети повторяют 3-4 раза)

Грудное дыхание (для страховки одну ладонь положить на живот, вторую на грудь) Выдохнуть, сделать продолжительный вдох через нос. При выполнении упражнения грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе грудная клетка спадает, а живот выпячивается. Повторить 3-4 раза.

Ключичное дыхание после выдоха сделать медленный вдох через нос, разведя локти в стороны и поднимая плечи, затем выдох, возвращая руки и плечи в прежнее положение. Повторить 3-4 раза.

Дыхание животом (ладони положить на живот) Выдохнуть, сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе передняя брюшная стенка втягивается. Повторить 3-4 раза.

Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний, как бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, и др.

Как вы думаете, что вредно для наших легких? (холодный и загазованный воздух, микробы и вирусы, пыль курение, сидячий образ жизни.)

Правильно в этом случае человек заболевает. Мы живем на Севере, местности с холодным и суровым климатом. Температура внешней среды зимой в некоторых наших регионах достигает 40-45 градусов Цельсия и оказывает сильное воздействие на организм человека. Как вы думаете, каким образом холод влияет на наш организм? (мы мерзнем и простужаемся).

Верно, резкое понижение температуры приводит к увеличению простудных заболеваний, обморожению. Последствием холода является и переохлаждение организма, при котором нарушается работа всех внутренних органов, в том числе легких. Ребята, как защитить свой организм от холода? (необходимо закаляться, делать вдох через нос).

Действительно, человек, который постепенно и регулярно закаляет свой организм болеет гораздо реже или не болеет вообще.

Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. (слайд 6) Чем отличаются легкие здорового и больного человека? (у человека который курит появились черные пятна – продукты выделения сигаретного дыма). Там, где видны черные пятна - в альвеолах нет кислорода. Где кислорода будет больше в здоровых легких или больных? (в здоровых). Вспомните, какому органу больше всего требуется кислорода? Правильно головному мозгу. Чем плохо, когда головной мозг недополучает кислород? (ухудшается мыслительная деятельность, память).

Вредно не только само курение, очень опасно находиться в помещении с курящими людьми и дышать отравленным воздухом. Очень вредно вдыхать воздух около работающего транспорта, гулять вдоль автотрасс, дышать выхлопами из труб предприятий.

Что происходит с загрязненными легкими? Какие признаки заболевания проявляются у человека? (Он начинает кашлять.) 

Верно, кашель – это очень резкий и сильный выдох через открытый рот, кроме того, тошнота, головные боли, головокружение и т.д.

Что полезно для наших легких? (Свежий воздух, физические упражнения, правильное дыхание.) (слайд 7)

Физические упражнения очень развивают легкие. Этим мы сейчас и займемся.


6. Физкультминутка

БЫСТРО все ребята встали 
Руки БЫСТРО вверх подняли. 
БЫСТРО хлопнули 5 раз. 
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали 
И… ногами постучали. 
БЫСТРО влево наклонились 
И сейчас же распрямились! 
Вправо-влево 6 раз – 
Отдохнул уставший класс… 
Как пингвины полетели 
И за парты тихо сели!

встать, руки на поясе
поднять руки вверх
5 хлопков руками

поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек.
наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты


7. Самостоятельная деятельность учащихся

Сейчас мы проведем эксперимент (проводит команда Ветерок). Мне нужны три желающих.

Первый учащийся будет художником. Он возьмет лист бумаги, карандаши и будет рисовать.

Второй учащийся будет музыкантом. Он возьмет дудочку и будет на ней играть.

Третий учащийся будет певцом и споет нам свою любимую песню. Первый учащийся рисует, остальные по очереди исполняют свои обязанности.

А, теперь подумайте и скажите, у человека какой профессии легкие развиты лучше? И почему? (у музыканта, который играет на трубе, ведь он тренирует легкие каждый день).

Правильно, молодцы. Певец конечно тоже тренирует легкие, но люди, играющие на трубе прикладывают большее усилие и соответственно лучше будут натренированы.

Как врачи проверяют наши легкие? (Слушают специальной трубочкой, делают снимки – рентген и флюорографию.) 

Сейчас вы самостоятельно сможете послушать легкие с помощью фонендоскопа и проверить чистоту дыхания у товарища (участвует команда Ураган). У здорового человека дыхание ровное, почти не слышно движение легких. А при заболевании легких доктора слышат хрипы, хлюпанье (если в легких скапливается слизь, мокрота), шуршание (при жестком дыхании). Учащиеся проверяют и делают выводы.


  1. Закрепление знаний

Есть и еще приятные способы развить свои легкие. Найдутся ли среди вас настоящий богатыри? Сейчас поиграем.

Игра «Богатырские забавы»: Из каждой команды выходят по два богатыря. Им выдаются по одному воздушному шарику. Выигрывает та команда представители которой, быстрее и больше надуют шарики. Как вы думаете, кто из богатырей лучше и глубже умеет дышать? У кого лучше развиты легкие? (те, которые быстрее надули шарик)

Правильно, молодцы. Тот, кто быстрее и больше надул шарик у того лучше развиты легкие. Надувая шарики вы, прекрасно тренируете свои легкие. Команда, представители которой быстрее надули шарики получает макет облачка и соответственно набирает больше очков.

Что еще полезно для легких? (Нужно чаще разговаривать)

Правильно, но еще лучше легкие развиваются, когда человек поет. Сейчас мы с вами потренируемся споем, один куплет песни «В лесу родилась елочка», но петь мы будем на языке животных (Дети вместе с педагогом поют хором.)

Ребята, представьте, как могли бы спеть эту песню кукушки (Ку -ку – ку-ку)

А, теперь представьте, как бы спели лягушки (Ква - ква – ква -ква).

Мы прекрасно с вами потренировали легкие.


9. практическое применение знаний (слайд 8)

Точечный самомассаж - один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья человека и можно предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Изучив приемы самомассажа вы сможете применять его при насморке для облегчения дыхания, сможете обучить этим приемам своих близких и друзей и тем помочь быстрее излечиться.

При проведении массажа активных зон необходимо расслабиться, прекратить все посторонние разговоры, не отвлекаться, сосредоточиться на проведении процедуры. Основными точками профилактического характера против ОРВИ являются четыре парных, которые расположены на лице.

Педагог показывает плакат «Самомассаж при насморке для облегчения дыхания» и действия при самомассаже, дети выполняют и запоминают.


10. Итог занятия (слайд 9)

Педагог: Наше занятие заканчивается

Предлагаю вам самим составить памятку правила для поддержания здоровья легких: (ребята сами предлагают, педагог корректирует)

— регулярно гулять на свежем воздухе;

— развивать мышцы грудной клетки;

— соблюдать температурный режим;

— соблюдать чистоту в помещении (влажная уборка, проветривание);

— избегать мест для курящих и загазованных улиц.

__ делать точечный массаж при насморке.

Чья команда предложила больше правил, получает больше очков. Подведём итоги соревнования, сегодня вы замечательно поработали, молодцы!

11.Рефлексия

Над какой темой работали? Что вызвало затруднение? Что интересного узнали на занятии?

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря?

Вы все очень постарались,

Вам понравилось, друзья?

Покажите карточку «Мое настроение»


12.Домашнее задание:

Дома, пожалуйста, повторите упражнения, которые вы запомнили на занятии, с родителями и знакомыми, выполняйте их каждый день и тогда ваши легкие будут здоровы. До свидания, пожелаем друг другу правильного, здорового дыхания.

Словарь терминов:

ДЫХАНИЕ - Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми организмами, который способствует нормальному обмену вещества и энергии в организме.

СТРЕСС (англ. stress — напряжение), Состояние напряжения организма человека или животного, возникающее как защитная реакция в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (холода, голодания, физических и психических травм и т. д.).

ритмичное дыхание - равномерное дыхание, где вдох и выдох одинаковы по продолжительности

Список использованной литературы

Словари:

  1. Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова – М.: изд. : Норинт, 2014. – 455 с.

  2. Энциклопедический справочник медицины и здоровья, -М.: Русское энциклопедическое товарищество; изд. «ОЛМА-ПРЕСС», 2005

Однотомные издания:

  1. Воробьева В. А. Анатомия и физиология. Для учащихся медицинских училищ. М., Медицина, 1988.

  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г, Твое здоровье. Укрепление организма, Санкт-Петербург, изд. Акцидент, 1997.

  3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2006.

  4. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1992.

Электронные ресурсы:

  1. Http://slovari.yandex.ru/-книги/ Толковый словарь

  2. https://med.wikireading.ru/101453 Основы правильного дыхания

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!