СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы - твои друзья.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мы - твои друзья.»

Работа на областной заочный этап Всероссийского метадического конкурса

«Описание системы работы по формированию у учащихся базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы «Мы-твои друзья».

















автор: Лагутина Екатерина Геннадьевна

должность: учитель начальных классов

краткое и полное наименование образовательной организации:

МКОУ «Глазовская основная школа»

Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учереждение «Глазовская общеобразовательная школа» г. Сухиничи

Стаж участия в программе:

2год 6 месяцев









2022 год

Г. Сухиничи



Паспорт конкурсной работы


Название конкурсной работы

«Козочка – история и польза появления в доме»

Автор (ФИО - полностью)

Лагутина Екатерина Геннадьевна

Должность автора

Учитель начальных классов

Школа – полное и краткое наименование

Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учереждение «Глазовская общеобразовательная школа» г. Сухиничи

МКОУ «Глазовская основная школа»

Адрес, номер телефона, электронная почта педагога (совпадает с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте)

Калужская область,Сухиничский район,деревня Бордуково, д.47

8-953-469-69-59

i.t4mara@yandex.ru

Возраст учащихся

9 лет

Стаж участия в программе

2 года 6 месяцев





















Описание системы работы по формированию у учащихся базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы «Мы-твои друзья»

На изучение курса «Мы – твои друзья» выделяется 34 часа, 1 час в неделю.

“Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”,- так писал В.А. Сухомлинский о роли природы в жизни ребёнка.

Тема воспитания ответственности, любви и заботы по отношению к «братьям нашим меньшим» важна и значима для современной школы. В современном мире всё чаще мы сталкиваемся с жестокостью детей и взрослых по отношению к «братьям нашим меньшим».

На занятиях я пытаюсь привить внимательное и ответственное отношение к домашним животным, сопереживать и сочувствовать им; желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных (не только кошек и собак, а так же коз, коров, птичек и т.д.).

Давайте же разберёмся, что же такое экологическая культура.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

Таким образом, необходимо мотивировать учащихся к пополнению знаний о том , как нужно вести себя с животными. Я считаю, что нужно вовлекать детей в практическую деятельность по решению этой проблемы.

После того, как мы начали изучать эту проблему, родители поделились своими наблюдениями : «Дети начали подкармливать бездомных животных, стараются смастерить им домики. Когда наступает весна и зима, они пытаются смастерить кормушки и скворечники,делают это самостоятельно, но иногда просят помочь им в этом. Летом вместе с родителями идут на луг и рвут траву для коз и поросят».

Вывод : полученный опыт заботы о животных, поможет ребёнку в дальнейшем научиться заботиться о родителях и своей семье.

Цель программы «Мы - твои друзья» - является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимания- какую роль играет человек в их жизни, готовности заботится о питомцах и бережно относится к ним.

Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов:


Раздел 1.

Давай познакомимся

(8 часов)

2

Ролевая игра «Знакомься – домашние животные».


Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека

Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности

Пробуждение у учащихся интереса к сельскохозяйственным животным , осознание учащимися тех преимуществ, которые получает человек, приобретая их.

2

Какие бывают домашние питомцы.

Знакомство учащихся с историей одомашнивания животных, причинах одомашнивания

2

Сельскохозяйственные животные .

Развитие представления учащихся о разнообразии сельскохозживотных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания

2

Животные зоопарка.

Развитие у учащихся понимания того, что вне зависимости того, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь.

Как мы появились в доме человека. Мы очень разные.

(6 часов)

2

Почему люди заводят домашних животных. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Зоомагазин.

Формирование представление у учащихся о домашних животных как представителях больших семейств животных, объединенных родственными связями

1

Как мы появились в доме человека. Мир сельскохозяйственных животных. Козы, коровы, поросята, овцы.

Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяет.

1

Мы очень разные. Аквариумные рыбки.

Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе.

1

Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние голуби).

Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе.

1

Домашние кролики.

Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе.

Раздел 3.

Как мы устроены и как за нами ухаживать. (5часов)

2

Выбор питомца - очень ответственный шаг.

Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни

Развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь

1

Особенности внешнего строения тела питомцев (птиц, аквариумных рыбок, сельхозживотных).

Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным.

2

Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара.

Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным.

Раздел 4.

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев

(5часов)

2

Приручение волнистых попугайчиков и обучение их разговору.

Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев.

Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как основной форме проявления заботы и любви о питомце.

Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце.

Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными.

1

Дрессировка декоративного кролика.

Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце.

2

Первые шаги аквариумиста – с чего начать?

Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце.


Раздел 5.

На приёме у Айболита

(5 часов)

2

Если питомец заболел? Ветеринарные услуги.

Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д.

Формирование представления о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина

Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных.

Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными.

1

Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора.

Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных.

Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными.

1

Доктор Айболит для скота.

Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных.

Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с животными.

1

Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях.

Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных.

Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными.


Раздел 6.

Мы с тобой- друзья!

(5 часов)

1

Мини-проект «Образ медведя в художественной литературе».

Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства

Развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства

Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам

2

Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах».

Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам

1

Игровая карусель «Зоопарк в моей квартире».

Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам

1

Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков.

Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам


Итого

34







Методическая разработка внеклассного занятия по программе

«Мы твои друзья»

Тема: Коза – друг человека.

Цель: Привить любовь к животным, раскрывая их особенности, повадки.

Задачи:

  1. Знакомить детей с жизнью, уходом и историей появления козы.

  2. Закрепление знаний детей об уходе за животным.

  3. Воспитывать любовь к селоскохозяйственным животным.

1.Организационный момент.

-Доброго дня Ребята! Мне очень приятно видеть ваши радостные лица. Давайте улыбнемся друг другу и займем свои места.

2.Мотивационно-целевой.

Отгадайте загадки.

Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я  ...(коза)


Не корова, а с рогами: 
«Кто же я?» – узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь?
(Коза)


«М-е-е!»- Ребяток кто зовёт?
Бородою кто трясёт?
У кого витые рожки
И как ягодки глаза?   
Это к деткам по дорожке
Приближается… (коза).

Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая ...(коза)


Это кто ж такой рогатый?
Да ещё и бородатый?
Молоко даёт исправно,
Вкусное, полезное
Днём гуляет по двору,
С кустиков дерёт кору,
Смотрит хитро мне в глаза
Бородатая (коза)


Молоко даёт и пух.
Не корова, не петух,
И не утка , и не гусь.
Отгадать я не берусь!
А ещё есть и рога!
Ох, бодлива, ох, строга!
Налетает, как гроза,
Быстроногая ... ! (Коза)




Ребята, догадались о ком пойдёт сегодняшний разговор? Кому посвящен наш сегодняшний урок?

Вы верно догадались – это коза.

3Основная часть.

Те, кто используют это домашнее животное у себя в хозяйстве, точно знают о преимуществах разведения именно этого вида сельскохозяйственных животных.

Что вы знаете о козе? (ответы учеников).

А сейчас познакомимся с козочкой поближе.

Коза — одно из первых прирученных животных, была одомашнена на Ближнем Востоке, приблизительно 9000 лет назад. Предком домашней козы был дикий бородатый безоаровый козёл, который до сегодняшнего дня встречается в дикой природе. (можно показать рисунок).

У большинства самцов и самок есть борода, а тело покрыто шерстью. Длина шерсти и качество зависят от породы. Существует множество разных пород: молочные, мясные, для шерсти или просто декоративные, такие как камерунские. (можно показать рисунок). Среди домашнего скота козы известны своей неприхотливостью, за ними легко ухаживать, они не большого размера. Высота в холке не достигает и 1 м, масса тела до 100 кг.

Как вы думаете, ребята, какие преимущества небольших размеров козы, в сравнении к коровой?

Ответ. Дело в удобстве. Корова весит около 500 кг и даже при сильном желании, справится с коровой сложнее. Загнать в сарай, вывести на пастбище и обслужить нужды мелкого животного легче чем крупного. О нуждах поговорим позже.

Окрас варьирует от чисто-белой до темно-бурой, чёрной или пестрой. Рога при основании сжатые с боков, загнуты назад.

Питаются козы травой и молодыми побегами деревьев и кустарников. Они быстро поглощают большое количество корма, а в промежутках между едой пережёвывают жвачку, как и прочие жвачные животные. Коза - нетребовательное животное, довольствуется часто очень скудными пастбищами. Здесь важно сказать об особенностях зубной системы козы. Она устроена так, что сгрызает травостой почти до основания, оставляя лишь 1-3 сантиметров от земли. В то время как корова, оставляет 5-7 сантиметров. Это дает возможность человеку использовать козу в качестве газонокосилки. И этим свойством козы пользуется всемирная компания GOOGLЕ. Для того, чтобы убрать траву на территории компании, Google нанимает около 200 коз, которых привозят раз в неделю. Так сотрудникам не мешает шум газонокосилок и не загрязняется воздух выхлопами бензиновых газонокосилок.

Коза приспосабливается к любой местности, но не любит слишком влажный климат. Козы прекрасно лазают, могут пастись в местах, недоступных для другого скота.

Половозрелость у коз наступает рано — в 3-6 месяцев, но допускают их к размножению не ранее 1 года. В сравнении с коровой, которую допускают к размножению не раньше, чем ей исполнится 18 месяцев.

Самцы (козлы) по достижении половозрелого возраста начинают сильно и неприятно пахнуть. Поэтому в хозяйстве для человека более приятно использовать самочек (козочек).

Беременность у коз длится около 5 месяцев, рождается обычно 1-2 козленка, редко - 4 и в исключительных случаях 6. И здесь преимущества, по сравнению с коровой. У коровы стельность длится 9 месяцев. Таким образом от козочки приплод можно получить раньше. Так же количество приплода у коровы - обычно 1 теленок, очень редко 2 теленка. В то время, как у козы – обычно 2 козленка, и более редко на свет появляется 1 козленок или больше 2-х. Здесь преимущества козы очевидны.

Ребята, как Вы думаете, что можно сделать с дополнительно полученным приплодом? Правильно, продать и использовать в качестве дополнительного дохода или для получения мяса.

Козлята быстро растут, лактация у коз может длиться до 300 дней в году. В зависимости от породы и периода лактации коза может давать 0,5 до 12 л молока в сутки. Да, коза дает в сутки меньше молока, чем корова. Но и здесь есть положительный момент. Молоко, как известно, скоропортящийся продукт и для того, чтоб продать или сохранить его нужно нести определенные трудовые и материальные затраты. А именно: покупать дорогостоящее холодильное оборудование и искать способы сбыта излишка продукции. В то время как небольшое количество молока, получаемое от козы, лишает проблем с поиском рынка сбыта и одновременно является достаточным для того, чтобы обеспечить потребности одной семьи.

Качество козьего молока: первые в Россию козы молочных пород (зааненские и тоггенбургские) были завезены князем Урусовым в 1905 году и в Летнем саду города Петербурга провели дегустацию козьего молока.

В козьем молоке содержится больше некоторых незаменимых кислот, в первую очередь – линолевой, которая поступает в наш организм только с пищей, а также немного больше кальция.

Лактозная непереносимость, аллергии, проблемы с пищеварением и мода на здоровое питание — все это сделало козье молоко невероятно популярным продуктом в последнее десятилетие. Помимо моды, козье молоко действительно имеет ряд весомых преимуществ перед коровьим.

Прежде всего, козье молоко гораздо легче усваивается организмом. Содержание молочного сахара (лактозы) в козьем молоке значительно ниже, что позволяет людям с недостатком ферментов для его переваривания сохранять молочные продукты в своем меню. То же касается и молочного белка, на который у многих есть аллергия. Козья продукция содержит другой тип белка, который ее не вызывает. Именно по этой причине козье молоко часто рекомендуется давать детям.

Говоря о пользе молока козы для детей, нельзя не отметить и другие его особенности. Белок козьего молока очень похож на белок грудного молока матери, что и объясняет его гипоаллергенность. Оно легче и быстрее переваривается, а также обладает весьма богатым питательным составом.

Козье молоко по праву может считаться полноценным витаминно-минеральным комплексом, подходящим даже для выхаживания тяжело больных.

Несмотря на то, что жиры в козьем молоке по-прежнему остаются насыщенными, в отличие от других животных жиров, они оказывают положительное влияние на состояние организма. Жирные кислоты козьего молока легкоусвояемы, они обладают выраженными противомикробными, противовирусными и противогрибковыми свойствами. Кроме того, они снижают уровень холестерина в крови, что служит отличной профилактикой сердечно-сосудистых болезней.

Козье молоко имеет еще одно ценное преимущество перед коровьим — его компоненты способны ускорять обмен веществ и препятствовать росту жировой ткани, что приводит к безопасному снижению лишнего веса. Несмотря на это, блюда, приготовленные на козьем молоке, дарят длительное ощущение сытости. А широкий спектр аминокислот сохранит и, возможно, приумножит ваш мышечный корсет.

Что можно приготовить из козьего молока? Кроме молока, люди употребляют в пищу и кисломолочную продукцию: сметану, кефир, сыр из козьего молока. Сыр из козьего молока имеет нежную тающую структуру, крепкий пряный аромат и пикантный острый вкус. Это диетический низкокалорийный продукт, который готовят десятками разных способов.

Существует миф от неприятном запахе козьего молока. Действительно, многие люди имеют убеждение о не неприятном запахе козьего молока. Такое на самом деле встречается. Но запах молока козы, как и запах молока коровы, зависит от гигиены самого животного. Ваша домашняя козочка нуждается в уходе, как и любое другое домашнее животное. Ее нужно купать и чистить. Так же соблюдать правила доения. Мыть козье вымя перед доением и доить молоко в чистую посуду. Молоко, которое получают от ухоженной и чистой козочки при соблюдений гигиены доения, пахнет только молоком.

Из мяса козы можно приготовить такие же блюда, как из мяса других животных.

Козы отличаются крепким здоровьем и редко болеют.

- Как вы думаете, ребята, какое самое распространенное заболевание у коз? Оно связано с ее богатым шерстным покровом. Кто догадается?

Ответ. Это клещи. Вы знаете, что весной и летом владельцы собак и кошек озабочены тем, что их питомцы страдают от нашествия клещей. Клещи – это не насекомые. Это мелкие паукообразные. Клещи впиваются в кожу животных и людей и могут являться переносчиками опасных заболеваний. Таких, как энцефали, боррелиоз, клещевой тиф и другие.

Так вот, эта проблема легко решается обычным собачьим ошейником, который подходит для крупных собак. Просто одеваете противоклещевой собачий ошейник на свою козу – и все! Правда, кое что нужно иметь ввиду. Так как козочка дает молоко, а молоко мы употребляем в пищу, то противоклещевой ошейник следует выбирать для лактирующих собак.

Круговорот продуктов козоводства в семье. Необходимо отметить, что коза может являться неотъемлемым звеном в цепи питания семьи. Отходов растительного производства из собственного огорода достаточно для обеспечения кормами 1 козы на протяжении целого года без использования дополнительных покупных кормов. Молоко можно использовать в пищу. Приплод продавать для получения дополнительного дохода или выращивать для получения мяса. А навоз можно использовать в качестве удобрения собственных грядок. Именно поэтому козу можно выращивать не только в сельской местности, а и в частной доме в пределах городской территории на собственном приусадебном участке.

Какой вывод мы сделаем?

Коза – друг человека!

4 .Рефлексия

Вопросы:

Какие преимущества для человека, дают малые размеры козы?

- Удобство. Удобно ухаживать.

Какая всемирная организация использует коз в качестве газонокосилок?

- Google.

В чем преимущества козьего молока перед коровьем?

- Больше аминокислот, больше кальция, гип аллергенное. легче усваивается, меньше сахара.

Что можно приготовить из козьего молока?

- Кисломолочные продукты, сыр.

Какой миф существует о запахе козьего молока?

- Миф о неприятном запахе. На самом деле неприятный запах вызван несоблюдением гигиены доения козы и недостаточной чистотой самого животного.

Что можно приготовить из мяса козы?

- То же самое, что из мяса любого другого животного.

Как защитить свою козу от клещей?

- Одеть на нее собачий противоклещевой ошейник.











































Я, Лагутина Е.Г. ,педагог МКОУ «Глазовская основная школа», Сухиничский район, д.Глазово, проживающая по адесу Калужская область, Сухиничский район, д. Бордуково, д.47, участник конкурса методик программы «Мы – твои друзья!» ознакомлена с условиями конкурса и полностью с ними согласны. Я даю свое согласие ООО «Нестле Россия» на обработку представленных мною персональных данных.

20марта 2022года. Лагутина Е.Г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!