муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»
«Мы – ваше отражение»
Черноносова Наталья Владимировна,
педагог – психолог
р.п. Ардатов, 2023г.
Содержание
Аннотация…………………………………………………………3
Пояснительная записка……………………………………………4
Подготовительные этапы разработки…………………...............5
Оборудование и материально – техническое оснащения………5
Ход занятия……...………………………………………………….5
Литература ………………….……………………………………..8
Приложение 1………………………………………………………9
Приложение 2………………………………………………………10
Приложение 3………………………………………………………11
Аннотация
Методическая разработка занятия «Мы – ваше отражение» составлена на основе приемов Арт – метода, который включает в себя: изотерапию и сказкотерапию.
Изотерапия способствует гармонизации эмоциональной сферы человека, коррекции эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности. Приемы арт-метода помогают обнаружить скрытые способности человека и развить их, избавляют от различных страхов и внутренних конфликтов, помогают развитию самовыражения и навыков эффективного общения. Использование данных приемов способствует максимальному приближению инновационных здоровьесберегающих технологий, особенно нуждающимся в них детям и подросткам.
Воздействие посредством сказки поможет понять детям себя и своих родителей. Сочиняя сказку вместе со своим ребенком, появляется возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления ребенка. И у взрослых, и у детей сказка развивает творческие способности, чувство юмора, что помогает участника сблизиться, осознать свои потребности, внутриличностные и межличностные конфликты.
Данное занятие рекомендуется к использованию в работе классному руководителю и педагогу – психологу. Занятие можно проводить с семьями различных категорий: «группы риска», «неблагополучными» и т.п.
Форма проведения – очно. Занятие проводится как в малых группах, так и индивидуально.
Пояснительная записка
Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Человек произрастает из семьи. Семейные взаимоотношения во многом определяют его характер и способы реагирования. Семья – это сложная многофункциональная система. Как дети относятся к своим родителям, как родители относятся к детям.
Вопрос взаимодействия родителей со своими детьми в наше время является актуальны. Все чаще наблюдается отсутствие полноценного общения, непонимание своего ребенка, что ведет за собой такие последствия, как: неудовлетворённость, апатия, потеря интереса к учебе, спорту и любимым занятиям. Кроме этого, возникает масса проблем во взаимодействии со сверстниками, растет неуверенность в себе.
Часто родители не знают и не задумываются, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Они считают, что дети сами по себе всему постепенно научатся. Сейчас столько гаджетов, способных увлечь и «обучить» ребенка. Вот и прибегают родители к помощи гаджетов, не задумываясь о том, что они никогда не заменят живое общение детей и родителей, демонстрации личного воспитательного примера. А ведь главное условие в жизни и развитии человека любого возраста, является общение, именно в нем устанавливается взаимодействие родителя и ребёнка, взаимное познание внутреннего мира.
Тема: «Мы – ваше отражение».
Форма занятия: очно.
Цель: выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия. Развитие и укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.
Задачи:
Создать благоприятную атмосферу для получения положительных эмоций;
способствовать сближению взрослых и детей;
обучить способам коррекции дисфункционального поведения членов семьи.
Ожидаемые результаты: создана благоприятная атмосфера и получены положительные эмоции участников занятия. Дети и родители обучены способам коррекции дисфункционального поведения.
Возраст детей: 11-12 лет.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Подготовка и этапы разработки:
1. Вводная часть: знакомство участников с целью и задачами занятия, принципами работы группы.
2. Основная часть: присутствующим предлагается выполнить задания: «Рисование каракулей», «Я рисую…», «Там на неведомых дорожках…». Выявление проблем, обсуждение.
3. Заключительная часть: обобщение полученных знаний, опыта, рефлексия.
Оборудование и материально – техническое оснащение: оборудование для прослушивания музыки, листы для рисования А3, бланки для написания сказки А4 (Приложение 1), восковые мелки, карандаши простые и цветные, фломастеры, гуашь, краски. Раздаточный материал – памятки (Приложение 3).
Ход занятия
Вводная часть. Занятие начинается со знакомства участников с целью и задачами, принципами работы группы (добровольность участия, ориентация на чувства, возникающие в контексте «здесь и теперь», конфиденциальность, ответственность, активность, открытое выражение чувств).
Основная часть. С целью положительного настроя на работу, снятия напряжения, ослабление излишнего сознательного контроля, проводится упражнение «Рисование каракулей». Для создания более комфортной среды используется спокойная и приятная музыка.
Педагог предлагает участникам группы, взять лист А4 и мелок любого цвета, закрыть глаза и в течение нескольких минут (задается время, например, 1-2 минуты) хаотично водить мелком по бумаге. В нужный момент педагог просит участников открыть глаза и, рассматривая полученные каракули, постараться найти в них какой-либо образ или несколько образов. Затем участники могут прорисовать эти образы, добавляя к каракулям новые детали или усиливая уже имеющиеся в каракулях элементы. При этом они могут пользоваться мелками любого цвета. После завершения изобразительной работы происходит представление рисунков в круге с краткими авторскими комментариями (кто что увидел и почувствовал). Участники могут при этом говорить о том, какие чувства и ассоциации вызывают у них рисунки друг друга.
Педагог может кратко прокомментировать процесс и результаты работы. Далее, родителям и детям необходимо объединиться в пары.
Задание 2. «Я рисую…». На листе А3 парам нужно нарисовать свою семью. При выполнении задания родители и дети работают вместе, обсуждают, проговаривают, что они рисуют. Педагогом устанавливается время на работу, но ограничения в работе над рисунком (что нужно и чего нельзя рисовать) педагогом не ставятся. Пользоваться можно любыми средствами для рисования. Когда рисунок семьи будет готов, участникам нужно подписать всё (всех), что (кого) они нарисовали. По совместному желанию детей и родителей, они рассказывает о рисунке, деталях, нарисованных ими, складывается общая «картина» рисунка.
Далее, так же, при желании детей и родителей, обсуждение рисунка с педагогом. (Интерпретацию психологом желательно проводить индивидуально).
Задание 3. «Там на неведомых дорожках». Родитель вместе с ребенком должны написать сказку о своей семье. Для написания сказки, педагог раздаёт участникам памятки с обязательными условиями (Приложение 1).
Заключительная часть. При желании, участники зачитывают свою сказку, проходит обсуждение.
Рефлексия в форме свободного микрофона. Высказывается каждый желающий:
Как он чувствовал себя перед занятием, на занятии, и после занятия;
Какое задание было выполнять легко, а что оказалось более сложным;
Помогло ли это занятие узнать что-то новое о своем ребенке (родителе);
Помогло ли это занятие более тесному сплочению с ребенком (родителем).
В завершении рефлексии, для совместной работы дома всей семьей, каждая семья получает шаблон Герба семьи.
Используемая литература
https://vk.com/doc117151223_584331847?hash=FK3k0fSFSJEtzWmMH19y8i8sVG1pMZj7q30reft8LKH&dl=uKFIfjXtTdZMcpk975xzvZXzU2gZ9g7uCvxLXzlyxYc
https://ncrdo.ru/center/blog/skazkoterapiya-kak-metod-psikhologicheskoy-korrektsii/#2
https://a2b2.ru/storage/files/person/145185/section/58007/75652_Tam%20na%20nevedomyh%20dorozhkah.pdf
Приложение 1
__________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Условия для написания сказки
Название сказки;
Начинать сказку нужно со слов «Жили – были…..», «В некотором царстве, в некотором государстве»;
В сказке должны присутствовать все члены семьи;
Каждый член семьи должен быть любым сказочным героем, например, (золушка, колобок и т.п.)
Приложение 3