Тема: «Мышцы, их строение и функции»
Задачи:
Общеобразовательные: познакомить учащихся с принципами работы мышечной системы на примере некоторых мышечных групп, дать обзор основных мышц тела человека, дать представление о соотношении деятельности нервной и мышечной систем, согласованной работы мышц противоположного действия.
Требования к знаниям и умениям:
учащиеся называют: основные группы мышц,
распознают: мышцы на рисунках, собственном организме, микропрепараты мышечной ткани,
характеризуют: строение мышц, работу мышц.
развивать умение: работать с микроскопом, исследовать микропрепараты, работать с таблицами, распознавая особенности строения и группы мышц, проводить самонаблюдение и взаимоконтроль.
воспитывать научное мировоззрение, интерес к познанию закономерности функционирования собственного организма, стремление к здоровому образу жизни.
Основные понятия и термины: скелетные мышцы, мышечное волокно, микрофибрилла, актин и миозин, фасция, группы мышц.
Оборудование и материалы: таблица «Мышцы», микроскопы «микропрепараты» тканей (постной, гарнцевой, поперечно-полосатой мышцей ткани), таблица строение мышцы, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Методы и приемы:
Информационно-рецептивный:
А) Словесный (сообщение учащихся, работы с учебником, объяснение, беседа)
Б) Наглядный: использование таблиц, получение новых знаний из наблюдений
Репродуктивно-поисковый:
- работа с раздаточным материалом,
- составление схем, работа с микроскопами.
Проблемно-поисковый:
- постановка проблемных вопросов,
- поиск необходимой информации в учебнике, самостоятельная работа с таблицей.
- изучение микропрепаратов
Исследовательский:
- работа с дополнительной литературой (поиск необходимой информации к уроку)
- постановка опыта
- самонаблюдение
- формулирование выводов.
Тип урока: комбинированный
Содержание урока
І. Мотивация учебной деятельности учащихся.
II. Повторение изученного материала
Индивидуальная работа учащихся
А) У доски: закончить схему:
Химический состав костной ткани
_____________(_____%) _______________(______%)
(_____________) _____________ ______(%)
(___________)
Б) Два человека. Работа с микроскопами: определить вид ткани, и функции. Зарисовать и сделать обозначения.
2.
а ) 1 - остеоциты б) 1 -хондроциты
2 - отростки
костная ткань хрящевая ткань
В. Два человека: работа с терминами
Г. Определите соответствие
Сустав неподвижное локтевой сустав
соединение костей
кости черепа
Шов подвижное соединение соединения позвонков
костей
коленный сустав
полу подвижное
соединение
костей
Определите соответствия: (работы с таблицей)
кости:
верхнечелюстная
Мозговой носовая
череп
височная парные
лобная
Лицевой
череп нижнечелюстная непарные
скуловая
теменная
Определите ошибку: (работа с карточками)
А. - плечевая кость, локтевая, малая берцовая, кости кисти;
- плечевая кость, большая берцовая, малая берцовая, кости стопы.
Б. - запястье, плюсна, пястье, фаланги пальцев, предплюсна.
В. - ключицы, лобковая кость, подвздошная кость, лопатки, седалищная кость
7. Определите соответствие костей верхней и нижней конечностей.
Плечевая | Локтевая | Лучевая | Запястье | Пястье | Фаланги пальцев |
| | | | | |
| | | | | |
Бедренная | Большая берцовая | Малая берцовая | предплюсна | плюсна | Фаланги пальцев |
III. Изучение нового материала.
1. Постановка задач урока
Определение функции мышц (беседа):
обеспечение разнообразия движений
удержание равновесия тела
дыхательные движения грудной клетки
движения глаз
голосообразование
глотание
работа сердца и других внутренних органов
Индивидуальная работа с книгой и таблицей «Строение мышц»
Задачи: Ответить на поставленные вопросы и определить соответствие понятий и обозначений.
Строение мышцы
При помощи чего мышцы крепятся к костям? (1)
Чем мышцы покрыты сверху? (2)
Какие структуры подходят к мышце? (3,4)
Из чего состоят мышцы? (5)
Чем представлены сократительные элементы мышц? (6)
Что является основной структурой мышечных волокон? (7)
Как называются тонкие (8) и толстые (9) нити сократительного белка?
В это же время просмотреть микропрепараты строения поперечно-полосатой мышечной ткани (самостоятельный вывод о строении).
Механизм сокращения мышечного волокна (рассказ учителя)
Групповая работа (получают карточки).
Определить местонахождение, закрасить, назвать и показать у таблицы мышцы:
1 – головы и шеи
2 – спины
3 – верхней конечности
4 – нижней конечности
5 – грудной клетки и живота
Самонаблюдение (работа в группах):
(демонстрация движений, при которых работают определенные группы мышц – определение их значения).
а) какие мышцы участвуют при движении руки в локтевом суставе?
б) при сокращении, каких мышц сгибается, а при сокращении каких разгибается нога в коленном суставе?
в) каковы значение и особенности мимических мышц? При каких движениях участвует прямая мышца живота?
г) какие мышцы обеспечивают движение верхней конечности и плечевого пояса?
д) какие мышцы поддерживают тело человека в вертикальном положении?
Вопрос: назовите мышцы противоположного действия.
Соответственная работа мышц противоположного действия.
(постановка опыта).
IV. Самопроверка знаний (сопоставьте цифры и буквы)
1 соединительная оболочка, покрывающая а – миозин
мышцу б – круговая мышца рта
2 сократительные элементы мышц в – портняжная мышца
3 тонкие сократительные нити белка г – икроножная мышца
4 толстые сократительные нити белка д – мышечные волокна
5 мышцы, обеспечивающие мимику е - фасция
6 дыхательные мышцы ж – межреберные мышцы
7 мышцы, обеспечивающие сгибание з -актин
предплечья в локтевом суставе и – дельтовидная мышца
8 самая длинная мышца человека к – мышца живота
9 мышца, разгибающая коленный сустав л – двуглавая мышца
10 мышца, разгибающая стопу м – четырехглавая мышца бедра
11 мышца, обеспечивающая сгибание позвоночника вперед
12 мышца, поднимающая плечо
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание. Изучить материал учебника к теме урока.