СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышцы, их строение и функции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием групповых форм работы с классом

Просмотр содержимого документа
«Мышцы, их строение и функции»

Тема: «Мышцы, их строение и функции»

Задачи:

Общеобразовательные: познакомить учащихся с принципами работы мышечной системы на примере некоторых мышечных групп, дать обзор основных мышц тела человека, дать представление о соотношении деятельности нервной и мышечной систем, согласованной работы мышц противоположного действия.

Требования к знаниям и умениям:

учащиеся называют: основные группы мышц,

распознают: мышцы на рисунках, собственном организме, микропрепараты мышечной ткани,

характеризуют: строение мышц, работу мышц.

развивать умение: работать с микроскопом, исследовать микропрепараты, работать с таблицами, распознавая особенности строения и группы мышц, проводить самонаблюдение и взаимоконтроль.

воспитывать научное мировоззрение, интерес к познанию закономерности функционирования собственного организма, стремление к здоровому образу жизни.

Основные понятия и термины: скелетные мышцы, мышечное волокно, микрофибрилла, актин и миозин, фасция, группы мышц.

Оборудование и материалы: таблица «Мышцы», микроскопы «микропрепараты» тканей (постной, гарнцевой, поперечно-полосатой мышцей ткани), таблица строение мышцы, карточки для групповой и индивидуальной работы.

Методы и приемы:

  1. Информационно-рецептивный:

А) Словесный (сообщение учащихся, работы с учебником, объяснение, беседа)

Б) Наглядный: использование таблиц, получение новых знаний из наблюдений

  1. Репродуктивно-поисковый:

- работа с раздаточным материалом,

- составление схем, работа с микроскопами.

  1. Проблемно-поисковый:

- постановка проблемных вопросов,

- поиск необходимой информации в учебнике, самостоятельная работа с таблицей.

- изучение микропрепаратов

  1. Исследовательский:

- работа с дополнительной литературой (поиск необходимой информации к уроку)

- постановка опыта

- самонаблюдение

- формулирование выводов.


Тип урока: комбинированный


Содержание урока

І. Мотивация учебной деятельности учащихся.

II. Повторение изученного материала

  1. Индивидуальная работа учащихся

А) У доски: закончить схему:

Химический состав костной ткани



_____________(_____%) _______________(______%)


(_____________) _____________ ______(%)

(___________)

Б) Два человека. Работа с микроскопами: определить вид ткани, и функции. Зарисовать и сделать обозначения.

2.

а ) 1 - остеоциты б) 1 -хондроциты

2 - отростки


костная ткань хрящевая ткань


В. Два человека: работа с терминами

Г. Определите соответствие


Сустав неподвижное локтевой сустав

соединение костей

кости черепа


Шов подвижное соединение соединения позвонков

костей

коленный сустав

полу подвижное

соединение

костей


  1. Определите соответствия: (работы с таблицей)


кости:

верхнечелюстная

Мозговой носовая

череп

височная парные

лобная

Лицевой

череп нижнечелюстная непарные

скуловая

теменная


  1. Определите ошибку: (работа с карточками)

А. - плечевая кость, локтевая, малая берцовая, кости кисти;

- плечевая кость, большая берцовая, малая берцовая, кости стопы.


Б. - запястье, плюсна, пястье, фаланги пальцев, предплюсна.


В. - ключицы, лобковая кость, подвздошная кость, лопатки, седалищная кость


7. Определите соответствие костей верхней и нижней конечностей.


Плечевая

Локтевая

Лучевая

Запястье

Пястье


Фаланги пальцев













Бедренная

Большая берцовая

Малая берцовая

предплюсна

плюсна

Фаланги пальцев


III. Изучение нового материала.

1. Постановка задач урока

  1. Определение функции мышц (беседа):

    • обеспечение разнообразия движений

    • удержание равновесия тела

    • дыхательные движения грудной клетки

    • движения глаз

    • голосообразование

    • глотание

    • работа сердца и других внутренних органов


  1. Индивидуальная работа с книгой и таблицей «Строение мышц»

Задачи: Ответить на поставленные вопросы и определить соответствие понятий и обозначений.


Строение мышцы

  1. При помощи чего мышцы крепятся к костям? (1)

  2. Чем мышцы покрыты сверху? (2)

  3. Какие структуры подходят к мышце? (3,4)

  4. Из чего состоят мышцы? (5)

  5. Чем представлены сократительные элементы мышц? (6)

  6. Что является основной структурой мышечных волокон? (7)

  7. Как называются тонкие (8) и толстые (9) нити сократительного белка?


В это же время просмотреть микропрепараты строения поперечно-полосатой мышечной ткани (самостоятельный вывод о строении).


  1. Механизм сокращения мышечного волокна (рассказ учителя)


  1. Групповая работа (получают карточки).

Определить местонахождение, закрасить, назвать и показать у таблицы мышцы:

1 – головы и шеи

2 – спины

3 – верхней конечности

4 – нижней конечности

5 – грудной клетки и живота


  1. Самонаблюдение (работа в группах):

(демонстрация движений, при которых работают определенные группы мышц – определение их значения).


а) какие мышцы участвуют при движении руки в локтевом суставе?

б) при сокращении, каких мышц сгибается, а при сокращении каких разгибается нога в коленном суставе?

в) каковы значение и особенности мимических мышц? При каких движениях участвует прямая мышца живота?

г) какие мышцы обеспечивают движение верхней конечности и плечевого пояса?

д) какие мышцы поддерживают тело человека в вертикальном положении?

Вопрос: назовите мышцы противоположного действия.


  1. Соответственная работа мышц противоположного действия.

(постановка опыта).


IV. Самопроверка знаний (сопоставьте цифры и буквы)

1 соединительная оболочка, покрывающая а – миозин

мышцу б – круговая мышца рта

2 сократительные элементы мышц в – портняжная мышца

3 тонкие сократительные нити белка г – икроножная мышца

4 толстые сократительные нити белка д – мышечные волокна

5 мышцы, обеспечивающие мимику е - фасция

6 дыхательные мышцы ж – межреберные мышцы

7 мышцы, обеспечивающие сгибание з -актин

предплечья в локтевом суставе и – дельтовидная мышца

8 самая длинная мышца человека к – мышца живота

9 мышца, разгибающая коленный сустав л – двуглавая мышца

10 мышца, разгибающая стопу м – четырехглавая мышца бедра

11 мышца, обеспечивающая сгибание позвоночника вперед

12 мышца, поднимающая плечо


V. Подведение итогов урока.


VI. Домашнее задание. Изучить материал учебника к теме урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!