СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога"»

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

Цели:

Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.

Формирование умения и навыки анализа стихотворного текста.

Формирование мнения о Н.А.Некрасове, как о поэте и человеке.

Сопоставление текста с произведением живописи.

Оперирование понятиями: риторический вопрос, антитеза, ирония, патетика, сравнение, эпитет, олицетворение.

УУД:

Понимают своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

Оценивают достигнутый результат.

Ход урока:

Н.А.Некрасов – достойный сын своего народа, достойный гражданин своего отечества. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу народа и остался верен этой теме навсегда. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, русского мужика, труженика. Этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

Сообщение о строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, об истории создания стихотворения. (Слово «историку»).

     (Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, и они стали свободными. Что же изменилось в их жизни? И Некрасов с горечью вынужден был признать, что свобода не принесла народу облегчения. Но поэта не оставляла надежда на то, что новые поколения, избавившись от рабства, станут свободными и сумеют самостоятельно определить свой жизненный путь:

Хочешь – останешься век мужиком,

Сможешь – под небо взовьёшься орлом.

(«Свобода»)

     Однако Некрасов понимал, что сделать это очень не просто. Ведь в ходе проведённой реформы крестьяне не получили достаточных наделов земли, которые могли бы их прокормить, и вынуждены были искать любую возможность заработать. Одни шли на заводы и фабрики, другие на строительство дорог и т.п.

     Всего этого не мог не видеть Некрасов. В 1864 году он написал стихотворение «Железная дорога». В его основу поэт положил факты, связанные со строительством Николаевской  железной дороги, соединившей Москву и Петербург, в 1842 – 1851 годах, то есть ещё во время существования крепостного права. Почему же Некрасов обратился к уже прошедшим временам? Вероятнее всего, он хотел подчеркнуть, что и после освобождения народа мало что изменилось: тот же нечеловеческий труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог.

     Строительством Николаевской железной дороги руководил известный своей жестокостью граф Клейнмихель. Стремясь как можно скорее закончить строительство и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим. Вот что рассказывал близкий знакомый Некрасова инженер В.Панаев, который сам работал на этой стройке:

     «Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ по всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать, вознаграждения».

     Факты, приведённые в рассказе инженера Панаевым и  отражённые в «Железной дороге», не были единичными. Вот, например, что писал в 1860 году Н. Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи» об условиях, в которых велось строительство Волго-Донской железной дороги:

     «Рабочие живут в выкопанных в земле ямах: в этих ямах устроены по обеим сторонам нары, и на них нет соломы, ни рогожек: под боком доска, в голове – кулак. Шалаши сделаны с такой небрежностью, низки, тесны и без отверстий для воздуха. Шалашей сделано мало: по 20 человек лежат в каждом из них, а когда число заболевших возрастает и привозят новых людей, им приходится лежать на земле и ждать, пока не состроят новые помещения… Распорядители нашли нужным расставить военных казаков по всем пунктам пребывания рабочих, и даже около лазарета стоят два казака с саблями и нагайками…Больных возят на одной телеге четверых по пыльной, знойной степи, за 25 вёрст. Лазарет – просто собачьи конуры».

Таким образом становится понятно, что в основе произведения Некрасова лежат реальные факты.

Анализ I части стихотворения

  • Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части?  (Осенний пейзаж).

  • Каким настроением проникнута? (Бодрости, ясности, покоя).

  • Какое восклицание появляется дважды?  («Славная осень!»).

  • Какая строка передаёт состояние умиротворения?  («Всё хорошо под сиянием лунным»).

  • Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?  (Это образ родной природы, поэт любит свою Родину, восхищается всем увиденным, любит не за дивные красоты, а потому, что это его Родина. Как любят мать. Называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь).

  • Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт?  (Эпитеты: «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «лёд неокрепший», «речка студёная», «морозные ночи». Сравнения: «лёд словно тающийсахар», «листья лежат, как ковёр», «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно».  Радостное, бодрое настроение. Ощущение даже вкуса свежего морозного воздуха).

  • Какое слово выбивается из этого ряда?  («Безобразие»).

Фраза «Нет безобразья в природе!» настораживает, это слово-сигнал. Если нет безобразья в природе, то где оно есть?

- Первая часть стихотворения заканчивается словами

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою …

- Какие звуки повторяются? ( чу,у, чу,у )

- Какое впечатление они создают ? (Передают быстроту движения («лечу») и важность размышлений лирического героя («Думаю думу..»)

- Вспомните, как называется повтор звуков как художественный приём (аллитерация)

Анализ II части стихотворения

- Прочитайте первую строфу II части стихотворения

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.


- Какой папаша? Какой Ваня? О какой правде идёт речь? Всё прояснится, когда мы обратимся к эпиграфу. Чем он необычен? (Вместо привычной, как правило, пословицы или цитаты даётся диалог)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- В начале урока мы уже говорили о том, что эпиграф помогает понять главную мысль произведения. Какой вопрос вынесен за пределы стихотворения?

(«Кто строитель железной дороги?»)

- Кто же, по мнению генерала, является строителем?

( Граф П.А. Клейнмихель)

- Обратимся к сноске в учебнике. Какую информацию она содержит?

(Граф Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железой дороги между Петербургом и Москвой)

- Столкновение разных точек зрения предполагает спор. Как автор доказывает своё мнение? Приведите примеры из текста.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден –

Не по плечу одному!

***

Он-то согнал сюда массы народные…

Какой ценой была построена дорога?

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,


Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?


- Тяжёлый, изнуряющий труд изображён и на картине К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (Работа с иллюстрацией в учебнике)

- Изображая картины подневольного труда, автор рассказывает о тяжелом положении русского народа

Запись на доске и в тетрадях

КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА?

-голод

-нищета

-тяжёлый, изнуряющий труд, несущий болезни и смерть

- Обратим внимание на строителей. Кто выделяется из них? (белорус).

- Найдите его портрет. (Он жалкий, несчастный, худой, бледный, в его волосах колтун, ямою грудь. А эпитеты «механический, ржавая, мерзлую» еще раз подчеркивают непосильный труд рабочих-строителей железной дороги.)

- Почему герой Некрасова просит Ваню приглядеться к нему?

(Для того чтобы Ваня запомнил его, чтобы знал, кому обязан. Ведь белорус – символ всего народа)

- Какие чувства вызывают у вас строители железной дороги? (Жалость, сострадание, сочувствие)

- И это та правда, которую рассказчик хочет показать Ване. Картины описания «славной осени» сменились другими - страшными, «безобразными».

- Как соотносятся 1-я и 2-я части стихотворения?

(Они противопоставлены. В 1-ой части стихотворения мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинам подневольного труда. Поэт использует антитезу: прекрасная мирная картина в 1-ой части - безобразие в отношениях между людьми во время строительства дороги во 2-ой части. Такое противопоставление подчёркивает трудное положения народа, на своих плечах выносящего всё, «что Господь ни пошлёт»)


- Что заставляло рабочих трудиться в таких условиях? (Приходилось, потому что ими правил голод)


- А почему голод Некрасов называет царем? (олицетворение)

- В чем проявляется власть царя-голода? (пример из текста)

- К чему призывает Ваню лирический герой Некрасова?


Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать


- Почему герой, от лица которого идёт повествование, обращается только к Ване? (Ваня – символ молодого поколения, именно в руках молодого поколения находится будущее России)


-Правильно, поэтому стихотворение носит подзаголовок «Посвящается детям»


- Каким видит это будущее автор?


Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только – жить в эту пору прекрасную

Уж не придётся – ни мне, ни тебе.


Анализ III части стихотворения

- Какую роль играет в композиции стихотворения III часть? ( Она противопоставлена 2-ой части, так как генерал спорит с лирическим героем)

- Каково отношение генерала к народу? ( По мнению генерала, народ – «дикое скопище пьяниц», «варвары», которые « не создавать – разрушать мастера»)

- Для генерала всё, что говорит лирический герой, - чепуха. Генерал возмущён той страшной картиной, которую тот нарисовал мальчику, и просит показать светлую сторону жизни.


Анализ IV части стихотворения

- Ответ лирического героя «Рад показать!»

- Какую картину мы видим по окончании работ? (текст)

- Труды закончены. Рабочие столпились у конторы. Но оказалось, что они не только ничего не заработали, но ещё и остались должны подрядчику.

- Сравните портрет подрядчика с портретом белоруса. Какой приём использует автор? (Контраст)

- Как вы понимаете слово «почтенный»? (У кого власть и деньги, у того и почёт)

- Почему слова подрядчика: И недоимку дарю! – выделены курсивом? (В них звучит издевательство над народом, они противоречат здравому смыслу)

- Как откликается народ на поздравление лабазника? (Впряглись в телегу и помчали приказчика по дороге)

- Светлую ли картину нарисовал автор?

К.И. Чуковский писал: «…страшные картины вовсе не те, где изображаются бедствия людей, а те, где поэт говорит об их терпимости, их всегдашней готовности смиренно прощать своих мучителей».


- Самая светлая сторона в стихотворении оказалась самой безобразной.

- Вспомните 1 часть стихотворения: Нет безобразья в природе! А где есть?

(В мире людей)

-В чём выражено это безобразие? (Народ создаёт, а кто-то пользуется плодами его труда)

-Каково отношение автора к власть имущим? ( Он их обличает)

- Кто, по-вашему, виноват в бедственном положении народа? (Законы, царящие в стране, но и сам народ)

- За что автор осуждает русский народ? ( За его покорность и терпение)

- Продолжите работу с кластером


Запись на доске и в тетрадях


ОТНОШЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ

1) уважение, сочувствие, осуждение за покорность и терпение (автор)

2) презрение, потребительское отношение (власть)


Обобщение

- Сформулируйте основную проблему стихотворения. ( Бедственное положение русского народа, картина беспощадной его эксплуатации)

- Как изображён народ в произведении?

(С одной стороны, это – это народ - труженик, строитель, созидатель, я с другой – покорная, терпеливая, покорная масса, смирившаяся со своей участью)


Рефлексия

- Какую цель урока ставили?

- Достигли её?

- Что нового узнали на уроке?

- Дайте оценку своей работе по плану:

а) Сегодня я понял…

б) Я почувствовал…

в) Меня удивило…

г) Сегодня было интересно узнать…

Домашнее задание

Выучить отрывок из стихотворения - 1-я или 4-я часть – (по выбору учащихся)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!