СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности сказа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н. Лесков . Сказ "Левша" Особенности сказа.

Просмотр содержимого документа
«Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности сказа.»

Разработка урока по литературе на тему Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности сказа.

Цели и задачи: расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова; формирование навыков анализа текста, работа с лексикой, отработка умений находить в словаре нужное значение; развитие монологической речи учащихся, заинтересовать учащихся , необычностью повествования, воспитание любви к слову, к народной речи героев. 

1. Организационный момент 

Сообщение темы и цели урока. 

2. Ход урока 

Подготовка к восприятию. 

 1)Краткие сведения из биографии Н.С. Лескова. Выступает подготовленный ученик. 

Николай Лесков родился в 1831 году в Орловской губернии. Отец был следователем, а мать уроженкой из дворянского рода.

У Николая было четверо братьев и сестер, поэтому положение семьи было крайне трудным. Когда отец решает покинуть работу, они переезжают в другое село этой же губернии. В этом месте Лесков начинает замечать у себя склонности к литературной деятельности.

В гимназию его отдали, когда мальчику было уже 10 лет, и с учебой у него были проблемы, так как за все время он освоил только программу 1 и 2 класса. Через 6 лет друзья помогают ему найти работу, и Николай Семёнович устраивается на службу в уголовную плату.

Переломным моментом в жизни Лескова был 1847 год. В доме, где жила его семья происходит пожар и сгорает всё имущество, а отец умирает от тяжелой болезни.

В начале 1849 года он уезжает в Украину и переводится на должность чиновника казённой платы. Здесь писатель знакомиться с культурой народа, и посвящает всё время изучению архитектуры и достопримечательностей.

С 1857 по 1860 год объездил всю Россию по рабочим делам, после чего вернулся в Киевскую губернию.

 В это время он полностью отдает себя литературной деятельности. Публикует статьи, пишет наброски для будущих произведений. Спустя 2 года принимает решение уехать в Петербург.

Там он становится корреспондентом и посещает ближние страны, где детально изучает народную культуру. Вернувшись на родину, ему стала интересна русская жизнь, как люди живут и от чего страдают. На основе этого пишет несколько работ, которые получают известность и призвание. Ему не нравилось положение России, и он решается освятить эту тему в своих работах. Многие писатели того времени критикуют его, но Лесков на этом не останавливается.

В 1881 году он пишет свою самую известную повесть «Левша», которая пришлась на пик его литературной карьеры.

В семейной жизни у Николая Семеновича были проблемы, оба брака распались, но от первого у писателя было двое детей.

В 1895 году Лесков скончался и был похоронен на одном из Петербургских кладбищ.

2)Слово учителя. История создания "Левши".  

Повесть Николая Лескова была написана и опубликованная в 1881 году. 

Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: 

"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением".  

Произведение Лескова является авторским вымыслом. 

 Сам Николай Семенович определил жанр своего произведения как сказ. Что же это такое?  

Сказ - принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа-рассказчика, лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Восприятие. А теперь обратимся непосредственно к самому произведению и найдем лексические особенности. Первое интересное словосочетание, которое мы встречаем - это междоусобные разговоры. Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. 

Значение слова Междоусобный по Ефремовой: 
Междоусобный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: междоусобие, междоусобица, связанный с ними.  
В словаре Ожегова находим значение слова - (обычно о старине, далеком прошлом) несогласие, раздор между какими-нибудь общественными группами в государстве. 

Это толкование не подходит к нашему тексту. Как же определить  значение? Для этого познакомимся с понятием народная этимология. 

 Народная этимология — ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия; в дальнейшем может восприниматься также и литературным языком. 

Давайте поразмышляем на основе, каких ассоциаций могло возникнуть это слово. 

Ответы учеников: междоусобные разговоры - разговоры между собой. 

А теперь вы самостоятельно начнете составлять толково-этимологический словарь. Тетрадь разделить на 2 колонки, в первую записывать слова, имеющие определение в толком словаре, во вторую - не имеющие.

(Класс можно разделить на 2 группы, одна работает по 1 главе, другая по второй. Работать детям лучше в парах, используя мобильный интернет и интернет-словари) 

Анализ. Далее идет проверка работы и совместное составление словаря.

Перед написанием толкования слова детям предлагается подумать из каких слов могли образоваться новые понятия. 

Интерпретация. Беседа по вопросам: 

-  Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов? 

Предполагаемый ответ: Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания. 

- Какой вы находите речь героев? 

Предполагаемый ответ: Речь героев необычна и непривычна для современного читателя за счет широкого употребления слов народно-этимологического происхождения. 

3.Итог урока. Рефлексия. 

Продолжить предложения. 

- Я познакомился с.....(творческой биографией Н.С. Лескова) 

-Я узнал об ....(истории создания "Левши") 

- Я запомнил новые термины...(сказ, народная этимология) 

- Особенно понравилось.. 

4.Домашнее задание. 

Продолжить составление словаря по следующим главам. 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!