Разработка урока по литературе на тему Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности сказа.
Цели и задачи: расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова; формирование навыков анализа текста, работа с лексикой, отработка умений находить в словаре нужное значение; развитие монологической речи учащихся, заинтересовать учащихся , необычностью повествования, воспитание любви к слову, к народной речи героев.
1. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
2. Ход урока
Подготовка к восприятию.
1)Краткие сведения из биографии Н.С. Лескова. Выступает подготовленный ученик.
Николай Лесков родился в 1831 году в Орловской губернии. Отец был следователем, а мать уроженкой из дворянского рода.
У Николая было четверо братьев и сестер, поэтому положение семьи было крайне трудным. Когда отец решает покинуть работу, они переезжают в другое село этой же губернии. В этом месте Лесков начинает замечать у себя склонности к литературной деятельности.
В гимназию его отдали, когда мальчику было уже 10 лет, и с учебой у него были проблемы, так как за все время он освоил только программу 1 и 2 класса. Через 6 лет друзья помогают ему найти работу, и Николай Семёнович устраивается на службу в уголовную плату.
Переломным моментом в жизни Лескова был 1847 год. В доме, где жила его семья происходит пожар и сгорает всё имущество, а отец умирает от тяжелой болезни.
В начале 1849 года он уезжает в Украину и переводится на должность чиновника казённой платы. Здесь писатель знакомиться с культурой народа, и посвящает всё время изучению архитектуры и достопримечательностей.
С 1857 по 1860 год объездил всю Россию по рабочим делам, после чего вернулся в Киевскую губернию.
В это время он полностью отдает себя литературной деятельности. Публикует статьи, пишет наброски для будущих произведений. Спустя 2 года принимает решение уехать в Петербург.
Там он становится корреспондентом и посещает ближние страны, где детально изучает народную культуру. Вернувшись на родину, ему стала интересна русская жизнь, как люди живут и от чего страдают. На основе этого пишет несколько работ, которые получают известность и призвание. Ему не нравилось положение России, и он решается освятить эту тему в своих работах. Многие писатели того времени критикуют его, но Лесков на этом не останавливается.
В 1881 году он пишет свою самую известную повесть «Левша», которая пришлась на пик его литературной карьеры.
В семейной жизни у Николая Семеновича были проблемы, оба брака распались, но от первого у писателя было двое детей.
В 1895 году Лесков скончался и был похоронен на одном из Петербургских кладбищ.
2)Слово учителя. История создания "Левши".
Повесть Николая Лескова была написана и опубликованная в 1881 году.
Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением".
Произведение Лескова является авторским вымыслом.
Сам Николай Семенович определил жанр своего произведения как сказ. Что же это такое?
Сказ - принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа-рассказчика, лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
Восприятие. А теперь обратимся непосредственно к самому произведению и найдем лексические особенности. Первое интересное словосочетание, которое мы встречаем - это междоусобные разговоры. Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.
Значение слова Междоусобный по Ефремовой:
Междоусобный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: междоусобие, междоусобица, связанный с ними.
В словаре Ожегова находим значение слова - (обычно о старине, далеком прошлом) несогласие, раздор между какими-нибудь общественными группами в государстве.
Это толкование не подходит к нашему тексту. Как же определить значение? Для этого познакомимся с понятием народная этимология.
Народная этимология — ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия; в дальнейшем может восприниматься также и литературным языком.
Давайте поразмышляем на основе, каких ассоциаций могло возникнуть это слово.
Ответы учеников: междоусобные разговоры - разговоры между собой.
А теперь вы самостоятельно начнете составлять толково-этимологический словарь. Тетрадь разделить на 2 колонки, в первую записывать слова, имеющие определение в толком словаре, во вторую - не имеющие.
(Класс можно разделить на 2 группы, одна работает по 1 главе, другая по второй. Работать детям лучше в парах, используя мобильный интернет и интернет-словари)
Анализ. Далее идет проверка работы и совместное составление словаря.
Перед написанием толкования слова детям предлагается подумать из каких слов могли образоваться новые понятия.
Интерпретация. Беседа по вопросам:
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
Предполагаемый ответ: Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.
- Какой вы находите речь героев?
Предполагаемый ответ: Речь героев необычна и непривычна для современного читателя за счет широкого употребления слов народно-этимологического происхождения.
3.Итог урока. Рефлексия.
Продолжить предложения.
- Я познакомился с.....(творческой биографией Н.С. Лескова)
-Я узнал об ....(истории создания "Левши")
- Я запомнил новые термины...(сказ, народная этимология)
- Особенно понравилось..
4.Домашнее задание.
Продолжить составление словаря по следующим главам.