Класс: 5
Тема урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель:
- дать понятие фантастики
- познакомить учащихся с повестями Н.В. Гоголя
- познакомить учащихся с украинским бытом прошлых веков
- научить пользоваться словарем и самостоятельно добывать необходимый материал.
Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.
Подготовка к УПД.
- Украинская полька. (запись)
- Здравствуйте дети, садитесь, внимание на экран ……(ВИЙ)
- Дети, сейчас мы с вами смотрели фрагмент фильма «Вий» режиссеров К. Ершова и Г. Кропачева по одноименной фантастической повести Н.В. Гоголя. (портрет)
Н. В. Гоголь родился в 1809 на Украине, в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Он провел детские и юношеские годы среди украинской природы. С раннего детства, он знакомился с бытом родной Украины, фольклором, с невероятными историями о различной нечисти, духах, вурдалаках. Эти истории оказали большое влияние на творчество автора.
А сегодня мы с вами познакомимся с не менее загадочным, таинственным произведением автора, с повестью «Заколдованное место», рассказывающей о загадочных событиях.
Таких произведений у автора достаточно много. Они вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был восторженно встречен читателями XIX века и остается одним из любимых нами сборников.
Усвоение нового.
Итак тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.
Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.
В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).
Обратимся к тексту
- С чего начинается произведение, прочитайте.
(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)
- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)
- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.
- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)
2 (экран) Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!
- Близки мы были в определении?
- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?
- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.
- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?