СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

- дать понятие фантастики

- познакомить учащихся с повестями Н.В. Гоголя

- познакомить учащихся с украинским бытом прошлых веков

- научить пользоваться словарем и самостоятельно добывать необходимый материал.

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.»

Класс: 5

Тема урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:

- дать понятие фантастики

- познакомить учащихся с повестями Н.В. Гоголя

- познакомить учащихся с украинским бытом прошлых веков

- научить пользоваться словарем и самостоятельно добывать необходимый материал.

Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.

Подготовка к УПД.

- Украинская полька. (запись)

- Здравствуйте дети, садитесь, внимание на экран ……(ВИЙ)

- Дети, сейчас мы с вами смотрели фрагмент фильма «Вий» режиссеров К. Ершова и Г. Кропачева по одноименной фантастической повести Н.В. Гоголя. (портрет)

Н. В. Гоголь родился в 1809 на Украине, в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Он провел детские и юношеские годы среди украинской природы. С раннего детства, он знакомился с бытом родной Украины, фольклором, с невероятными историями о различной нечисти, духах, вурдалаках. Эти истории оказали большое влияние на творчество автора.

А сегодня мы с вами познакомимся с не менее загадочным, таинственным произведением автора, с повестью «Заколдованное место», рассказывающей о загадочных событиях.

Таких произведений у автора достаточно много. Они вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был восторженно встречен читателями XIX века и остается одним из любимых нами сборников.

Усвоение нового.

Итак тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.

Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.

В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).

Обратимся к тексту

- С чего начинается произведение, прочитайте.

(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)

- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)

- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.

- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)

2 (экран) Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!

- Близки мы были в определении?

- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?

- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.

- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?