Предмет: окружающий мир
УМК: «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир», автор: А.А. Плешаков.
Разработала: учитель МАОУ «Лицей ЭБ» г. Магадан Геращенко О.П.
Класс: 1 класс.
Тема: «На что похожа наша планета?»
Тип урока: урок ведения нового знания (урок «открытий» новых знаний.
Содержание учебного материала: На что похожа наша планета?
Единица содержания образования: правила поведения в природе, позволяющие сохранить нашу планету
Оборудование: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир»; мультимедийная презентация, глобус, тарелка, мяч, апельсин, цветные карандаши, карта восточного полушария.
Цели урока:
содержательная: познакомить с формой и движением Земли, с глобусом.
деятельностная: формировать у учащихся умение извлекать необходимую информацию из разных источников, формировать у учащихся навык бережного отношения к животным;
развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную, проблемную, коммуникативную.
На уроке учащиеся должны:
1. Уметь доказывать и объяснить шарообразную форму Земли;
2. Объяснять особенности движения Земли
3. Закрепить знания о разнообразии животного мира.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать чувство прекрасного, гармонию отношений человека и природы; оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самопознанию – приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности, освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять её; соотносить выполненное с образцом (эталоном), предложенным учителем; формировать умение с помощью учителя корректировать выполненное задание; формировать
умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному
суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой, отвечать на итоговые вопросы, соотносить цель урока с достигнутым результатом и оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение ориентироваться в учебнике, извлекать необходимую информацию из разных источников, творчески перерабатывать полученную информацию, определять круг своего незнания.
Познавательные логические действия: формировать умение проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить выдвигать гипотезы с помощью учителя.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение работать в парах, группах и сохранять дружеские отношения.
Предметные: уточнять и расширять представления учащихся о форме нашей планеты, устанавливать взаимосвязь в природе, формулировать правила поведения в природе.
Этапы урока | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся |
Эмоциональный настрой | - Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, коллеги, родители . Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Каждое утро мы улыбаемся наступающему дню. Пусть наш урок озаряется Улыбкою общения, познания. | |
I.Мотивационный | - Предлагаю отправиться с нашими друзьями Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой в необычное путешествие по нашей галактике Слайд 1. - Скажите, каких животных вы знаете? - Распределите животных по группам. | Изображение планет Солнечной системы |
II. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию | -- Муравьишка Вопросик предлагает вам отгадать загадку Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все – и млад и стар, Что наш дом – большущий шар. Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд . | Учащиеся догадываются. Земля |
III. Целеполагание, формулирование темы, фиксация затруднения. | - Определите тему урока. - Исходя из темы, поставьте цель урока. | Заинтересованность учащихся. Учащиеся формулируют тему урока. - На что похожа наша планета? - Познакомиться с формой Земли. Узнать на какие предметы похожа наша планета |
IV. Выход из затруднения, «открытие» нового знания . | - Как вы думаете, на что похожа наша планета? - Перед вами несколько предметов: тарелка, мяч, шарик. - Скажите, на какой предмет похожа наша планета? | Дети в затруднении. Дети выбирают предметы, выдвигают предположения. |
Физминутка. | Физкультминутка под музыку. Исполнение танцевальных движений. | |
V. Включение в систему знаний и расширение знаний. | Как вы думаете, какой представляли нашу планету в древности? Слайд. С давних времён людей интересовал вопрос о том, какую форму имеет наша планета. -Может Земля – плоская, как тарелка? Некоторые считали, что её держат на плечах сильные люди? Слайд. Земля стоит на трёх китах? Возможно, она стоит на слонах, а слоны – на черепахе? Но, как бы не фантазировали древние люди, они были неправы… Позже, проводя наблюдения, люди предположили, что Земля круглая. У приближающегося корабля сначала видны верхушки мачт, а затем и весь корабль. Планета Земля имеет форму шара. Среди космических просторов Земля кажется крошечной. Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. - Скажите, на что похожа наша Земля? Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси, крутится как волчок. Земля представляет Солнцу то одну, то другую сторону. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь. | Дети выдвигают свои гипотезы. Дети читают по учебнику информацию. |
VI. Включение в систему знаний и повторение. Творческая работа учащихся. | - Скажите, какую форму имеет наша планета? - Как вы думаете, что изображено на глобусе синим цветом?, (зеленым?, коричневым?) - Раскрасьте свои модели Земли. | Под музыкальное сопровождение учащиеся выполняют работу в парах. Дети выходят к доске, демонстрируют творческие работы. (модели Земли прикрепляют на доску.) |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | - Путешествие завершена. -Назовите тему урока. - Вспомните цель урока. Слайд. - Мы достигли поставленной цели? - К какому выводу мы пришли? Слайд. - Что для вас было новой информацией? - Появилось ли у вас желание и дальше раскрывать тайны природы? - Сегодня вы хорошо трудились на уроке, я вами довольна. - Проведём эмоциональную оценку урока. Выберите одну из звезд у себя на партах и осветите ими нашу планету | Тема урока: На что похожа наша планета? Да, мы узнали, на что похожа наша планета. Да, мы доказали на какие предметы похожа наша планета Наша планета похожа на форму шара. |