СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"На дорогах войны..." Поэзия Великой Отечественной войны.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно исользовать на уроках литературы в 6-9 классах и  во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"На дорогах войны..." Поэзия Великой Отечественной войны.»

НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ... ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

НА ДОРОГАХ

ВОЙНЫ...

ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Мы лучше осознаем историю через  искусство и литературу Ю.Г.Разумовский Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках С.Орлов

Мы лучше осознаем историю через

искусство и литературу

Ю.Г.Разумовский

Я порохом пропахнувшие строки

Из-под обстрела вынес на руках

С.Орлов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Определить значение поэтических произведений в годы ВОВ  Рассмотреть творчество поэтов в годы ВОВ Выявить основные темы и идеи поэтических произведений Объяснить популярность стихотворного творчества в годы войны Определить значение поэзии в годы ВОВ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Определить значение поэтических произведений в годы ВОВ

  • Рассмотреть творчество поэтов в годы ВОВ
  • Выявить основные темы и идеи поэтических произведений
  • Объяснить популярность стихотворного творчества в годы войны
  • Определить значение поэзии в годы ВОВ
Из постановления « Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины! »

Из постановления

« Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины! »

Ольга Федоровна Берггольц 16 мая 1910-13 ноября 1975 — русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР. В 1938 году была репрессирована — проходила по делу «Литературной группы», была реабилитирована (1939). Лауреат Сталинской премии (1951), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». Почётный гражданин Санкт-Петербурга (Посмертно).

Ольга Федоровна Берггольц

16 мая 1910-13 ноября 1975 — русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР. В 1938 году была репрессирована — проходила по делу «Литературной группы», была реабилитирована (1939). Лауреат Сталинской премии (1951), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». Почётный гражданин Санкт-Петербурга (Посмертно).

Юлия Владимировна Друнина 10 мая 1924 – 21 ноября 1991 – советская поэтесса, обладательница множества военных наград, а также Народный депутат СССР. Воевала в пехоте. По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».

Юлия Владимировна Друнина

10 мая 1924 – 21 ноября 1991 – советская поэтесса, обладательница множества военных наград, а также Народный депутат СССР. Воевала в пехоте. По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Алексей Толстой Алексей Толстой Николай Тихонов Михаил Шолохов Константин Симонов

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ

Алексей Толстой

Алексей Толстой

Николай Тихонов

Михаил Шолохов

Константин Симонов

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Леонид Леонов, Илья Эренбург Александр Твардовский

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ

Леонид Леонов,

Илья Эренбург

Александр Твардовский

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Главной задачей военных корреспондентов является показ людей фронта - бойцов и командиров Красной Армии (Военно-морского флота), хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боя, их инициативы, военной сметки и хитрости в борьбе с врагом, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам, стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов командования .

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ

Главной задачей военных корреспондентов является показ людей фронта - бойцов и командиров Красной Армии (Военно-морского флота), хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боя, их инициативы, военной сметки и хитрости в борьбе с врагом, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам, стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов командования .

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Уже в первые дни войны корреспонденты были на фронте. Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Но от этих дней осталось катастрофически мало кадров. Военкоры вспоминают: их мучил вопрос, а не кощунственно ли снимать картины всенародного горя? Людям, потерявшим близких, трудно объяснить, что их страдания снимаются для истории.

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ

Уже в первые дни войны корреспонденты были на фронте. Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Но от этих дней осталось катастрофически мало кадров. Военкоры вспоминают: их мучил вопрос, а не кощунственно ли снимать картины всенародного горя? Людям, потерявшим близких, трудно объяснить, что их страдания снимаются для истории.

"Священная война"

Не смеют крылья черные

Вставай , страна огромная,

Вставай на смертный бой

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

С фашистской силой темною,

Не смеет враг топтать!

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Священная война!

Встает страна огромная,

Как два различных полюса,

Встает на смертный бой

Во всем враждебны мы:

С фашистской силой темною,

За свет и мир мы боремся,

Они - за царство тьмы.

С проклятою ордой.

Дадим отпор душителям

Пусть ярость благородная

Всех пламенных идей,

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей !

Священная война!

1941

В.И.Лебедев-Кумач

Жди меня, и я вернусь.  Только очень жди,  Жди, когда наводят грусть  Желтые дожди,  Жди, когда снега метут,  Жди, когда жара,  Жди, когда других не ждут,  Позабыв вчера.  Жди, когда из дальних мест  Писем не придет,  Жди, когда уж надоест  Всем, кто вместе ждет. К.М.Симонов Жди меня, и я вернусь,  Не желай добра  Всем, кто знает наизусть,  Что забыть пора.  Пусть поверят сын и мать  В то, что нет меня,  Пусть друзья устанут ждать,  Сядут у огня,  Выпьют горькое вино  На помин души...  Жди. И с ними заодно  Выпить не спеши .

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

К.М.Симонов

Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши .

"Жди меня"

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

1941

К.М.Симонов

К.М.Симонов

"Майор привез мальчишку на лафете..."

Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед: И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет.  Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет.  Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. 1938 М. Исаковский  «Катюша» Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой.  Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла .

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед:

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

1938

М. Исаковский «Катюша»

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла .

" Зачем рассказывать о том..."

Зачем рассказывать о том Солдату на войне, Какой был сад, какой был дом В родимой стороне? Зачем? Иные говорят, Что нынче, за войной, Он позабыл давно, солдат, Семью и дом родной; Он ко всему давно привык, Войною научен, Он и тому, что он в живых, Не верит нипочем. Не знает он, иной боец, Второй и третий год: Женатый он или вдовец, И писем зря не ждет... Так о солдате говорят. И сам порой он врет: Мол, для чего смотреть назад, Когда идешь вперед? Зачем рассказывать о том, Зачем бередить нас, Какой был сад, какой был дом.

Зачем? Затем как раз, Что человеку на войне, Как будто назло ей, Тот дом и сад вдвойне, втройне Дороже и милей. И чем бездомней на земле Солдата тяжкий быт, Тем крепче память о семье И доме он хранит. Забудь отца, забудь он мать, Жену свою, детей, Ему тогда и воевать И умирать трудней. Живем, не по миру идем, Есть что хранить, любить. Есть, где-то есть иль был наш дом, А нет — так должен быть!

1943

А.Т. Твардовский

Анна Ахматова Мужество   Мы знаем, что ныне лежит на весах  И что совершается ныне.  Час мужества пробил на наших часах,  И мужество нас не покинет.   Не страшно под пулями мертвыми лечь,  Не горько остаться без крова,  И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово.   Свободным и чистым тебя пронесем,  И внукам дадим, и от плена спасем  Навеки.

Анна Ахматова

Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.

Ты сейчас далеко-далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви. А. Сурков  «В землянке» Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой. Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой. Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой. Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой. 1941

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

А. Сурков «В землянке»

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

1941

Обобщение  В чем заключается подвиг советских поэтов во время ВОВ?  Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ?  Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь?  Можно ли отличить стихотворения военных и послевоенных лет?

Обобщение

  • В чем заключается подвиг советских поэтов во время ВОВ?
  • Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ?
  • Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь?
  • Можно ли отличить стихотворения военных и послевоенных лет?
ВЫВОДЫ Поэзия в годы Великой Отечественной войны становится основным и важнейшим жанром литературы   Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью по праву заслужили всеобщую популярность   Затронутые темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы

ВЫВОДЫ

  • Поэзия в годы Великой Отечественной войны становится основным и важнейшим жанром литературы

  • Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью по праву заслужили всеобщую популярность

  • Затронутые темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы
РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РЕКВИЕМ Это нужно не мертвым, это надо ЖИВЫМ

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

РЕКВИЕМ

Это нужно не мертвым, это надо ЖИВЫМ

Во все времена бессмертной Земли  помните! К мерцающим звездам ведя корабли,—  о погибших  помните! Встречайте трепетную весну,  люди Земли.  Убейте войну,  прокляните  войну,  люди Земли! Мечту пронесите через года  и жизнью  наполните!..  Но о тех,  кто уже не придет никогда,—  заклинаю,—  помните! Помните!  Через века, через года,—  помните!  О тех,  кто уже не придет никогда,—  помните! Не плачьте!  В горле сдержите стоны,  горькие стоны.  Памяти павших будьте достойны!  Вечно  достойны! Хлебом и песней,  Мечтой и стихами,  жизнью просторной,  каждой секундой,  каждым дыханьем  будьте  достойны! Люди!  Покуда сердца стучатся,—  помните!  Какою  ценой  завоевано счастье,—  пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет,—  помните!  О тех,  кто уже никогда не споет,—  помните! Детям своим расскажите о них,  чтоб  запомнили!  Детям детей  расскажите о них,  чтобы тоже  запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!

Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,— помните! О тех, кто уже никогда не споет,— помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Домашнее задание: Выучите наизусть на выбор стихотворения: - К.М.Симонова « Жди меня» или - А. Ахматовой «Мужество»

Домашнее задание:

Выучите наизусть на выбор стихотворения:

- К.М.Симонова « Жди меня»

или

- А. Ахматовой «Мужество»

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

СПАСИБО ЗА РАБОТУ