СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На каком языке мы говорим

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие о русском языке для предметной недели

Просмотр содержимого документа
«На каком языке мы говорим»

МКОУ Нижнекарачанская СОШ














Дискуссия для уч-ся 10 класса

учитель Шипилова О.М.

















2019 год.








Цели и задачи:1) обратить внимание учащихся на актуальные

проблемы состояния современного русского

языка;

2) побудить их к более бережному, обдуманному

владению собственным словом;

3) приобщить учащихся к красоте и выразительнос-

ти русского слова, родной речи;

4) способствовать выработке навыков делового

общения.


Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие,

красоту и силу,чем ни единому европейскому языку не уступает.

(М.В.Ломоносов)


Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий… Что русский язык –

Один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

(В.Г.Белинский)


Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий

и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков.

(П.Мериме)















Ход мероприятия.



Ведущий. Мы точно не знаем, когда и как люди научились разговаривать. Это было очень-очень давно. В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: « Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной». В мире существовал хаос, олицетворён-

ный чудовищем. После победы над ним были созданы – иначе говоря, названы словом –

небо, земля и всё, что на них находится.

- В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут спасти человека, а могут убить, могут исцелить или навлечь болезнь, могут привести любимого на твой порог, а могут сделать так, что он забудет к тебе дорогу. Слово может всё!

- Более четырёх тысяч лет назад египетский фараон поучал своего сына: « Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Об этом необходимо помнить каждому человеку.

- Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее физического недуга. Напротив, добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение.

- Нельзя не вспомнить известные слова Валерия Брюсова о родном языке:

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

- На память приходят слова писателя и популяризатора науки о языке Льва Владимиро-

вича Успенского: «Есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, пер-

вая и самая чудесная из них».

- Достойнейший из наших соотечественников, живших в 19 веке, И.С.Тургенев назвал русский язык «кладом, достоянием, бережно переданным нам нашими предшественни-

ками».

- Действительно, сегодня никто не будет спорить с тем, что русский язык, язык произведений Пушкина , Тургенева, Чехова, Толстого и многих других художников сло-

ва – это наша национальная гордость, это то, чем может гордиться каждый россиянин. Но

настораживает то, что этот великий язык может остаться только лишь языком художественных произведений, уйти безвозвратно в историю, может оказаться вычеркнутым из активного словоупотребления. В нашей современной жизни- масса тому

предпосылок.

- Страшно ли это? Какой язык мы получим взамен? На каком языке мы говорим сегодня?-

Вот круг вопросов, которые мы предлагаем сегодня обсудить. Дадим слово на эту тему известному современному писателю-сатирику Михаилу Задорнову.


Ученики (читают). «Редкая птица долетит до середины Днепра». Эти слова Гоголя мы знаем с детства. А теперь представим, что Гоголь работает в современной газете и ему дают задание написать очерк. Думаю, он постарается передать величие Днепра с гораздо большим чувством патриотизма. Скажем, так: «Редкий представитель семейства пернатых долетит до середины главной водной артерии Украины!» И далее поведает нам о том, как чудна эта артерия при благоприятных метеорологических условиях.


-А если бы Чехов работал в современной газете, вряд ли он написал бы так несовременно: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли». Наверняка он бы постарался блеснуть журналистским красноречием: «В человеческом индивидууме






всё должно отвечать эстетическим нормам: и морально-нравственный фактор, и внутренние резервы, и изделия текстильной промышленности, и лицевой фасад…»


-В словаре Даля 250 000 слов! Оказалось, как подсчитали учёные-статистики, журналисты, дикторы, комментаторы пользуются всего двумя тысячами слов! Причём журналисты хитро придумали: они образовали с помощью номенклатурных работников некие выражения, которые можно вставлять в предложения не думая, как кассеты в магнитофон. Например, не лес,а лесной массив, потому что слово лес требует подобрать к нему эпитет – какой лес? А лесной массив уже не требует ничего… Или слово поле. Надо подумать, крепко напрячься, чтобы описать это поле. А написал бескрайние просторы – и думать не надо, и начальство довольно. Люди, которые каждый день читают газеты, слушают радио, смотрят телевизор, невольно и сами начинают употреблять в своей речи подобные словосочетания. Таким образом, наша речь всё более и более обедняется.


Ученик ( Из подслушанного разговора): «Из уст приятелей сына постоянно слышу одобрительный возглас «кул!» (от англ. соо «круто»). Хороший журнал – кул, интересный фильм – кул, красивая девочка- кул».


Ведущий. Огромное количество русских слов, выражающих мысль в традиционно яркой для нашего языка форме, остаётся невостребованными. Хорошо это или плохо? Как бы вы прокомментировали данную ситуацию в языке? Как к этому относится?

(Обедняется речь – обедняется сознание, это прямой путь к духовному оскудению, деградации).


Ученик. (Из подслушанного разговора): Преподаватель вуза сетует: «Порой я не понимаю языка своих студентов. Стоит отвлечься от биологии, которую им преподаю, заговорить на другие темы, как возникает желание взять словарь иностранных слов. Такое впечатление, что сейчас разные поколения говорят на разных языках: старшие – на русском, а молодёжь- на полуамериканском…»


Ведущий. О какой проблеме состояния современного русского языка идёт речь?

Конечно же, это проблема заимствованных слов.


Ученик. Бурные преобразования в экономике и политике, развитие науки и техники, открытость современного общества для международных контактов, установка на новую систему ценностей определили активное освоение заимствованных слов.

- В русский язык, по образному выражению Пушкина, «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», заимствования проникали с древнейших времён. Но в разные исторические периоды темпы лексических перемен в нашем языке были неравномерными.

- Ранние греческие и латинские заимствования появились после принятия христианства. р реформы Петра I и общая европеизация русской культуры в начале XVIII века вызвали бурный поток слов- пришельцев из немецкого, голландского, французского языков. Одни слова со временем забылись, а другие прочно вошли в наш язык. И сейчас трудно представить, что слова кровать и тетрадь, пришли из греческого языка, школа и публика- из латинского, карандаш и жемчуг – тюркских языков, крюк и ябеда – из скандинавских,





лагерь и галстук- из немецкого, браслет и котлета – из французского.

- В 90-е годы XX века – время глобальных перемен во всех сферах жизни России – происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов. Наплыв американизмов, который наблюдается сейчас не только в русском, но и во многих других языках, некоторые лингвисты называют «языковым беспределом». Активное заимствование из «американского английского» вызвано не только бурным развитием в США всевозможных новейших технологий, но и тем, что для многих молодых людей США стали культовой страной, образцом экономического благополучия и общественного порядка, поэтому именно молодые люди охотно употребляют заимстования, считая, что это «стильно», современно.


Ведущий. Известно, что заимствованная лексика сегодня проникает в русский язык через экономическую сферу ( бартер, чартер, ипотека, маркетинг), музыку и телевидение ( ток-шоу, рейтинги,саундтреки, диджей). А сколько иностранных слов даёт Интернет

( чат, файл, принтер,хакер)! Настораживает огромное количество заимствований, а также и то, что многие носители русского языка не понимают истинного значения употребляе-

мых заимствованных слов.


Ученик. (Из подслушанных разговоров): Воспитательница в детском саду говорила своим

воспитанникам: «Илья Муромец – это былинный супергерой». А учитель так охарактери-

зовал способности двоечника: «У него нет приоритета к математике». В сочинениях аби-туриентов можно встретить такие высказывания: «Салтыков-Щедрин так хлёстко описы-вает непрезентабельные черты жителей города Глупова», «Петербург явился цитадалью серебряного века», «Андрей Болконский представляет собой стандарт русского дворя-

нина».


Ведущий. Проверим, понимаете ли вы некоторые заимствованные слова:


блокбастер (сенсация, фильм, имеющий огромную популярность);

ремейк (переделка);

тинейджер (подросток, юноша или девушка от 13 до 18 лет);

сейл (распродажа по сниженной цене);

прай-тайм( лучшее время);

мультиплекс (многозальный комплекс).

Все ли они нужны русскому языку? Какими словами они заменяются без всяких смысло-

вых потерь?


-А вот какого мнения на этот счёт придерживаются учёные-филологи: ежедневно в рус-

ский язык вливается по шесть-семь иностранных слов. Казалось бы, ну и что? А то! Если

активно заимствующаяся лексика в языке превышает 2-3%, лингвисты уверенно прогнозируют очень скорое исчезновение языка. А у нас количество заимствованной лек-сики перевалило уже за 10%! Есть повод задуматься, не так ли?!

Школьники высказывают своё мнение.

( В самих заимствованных словах, безусловно, нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение заимствованного слова должно





быть понятно как говорящему, так и слушающему, а его употребление – уместно, оправ-

данно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении

говорящего к своему языку и даже, если хотите, о его самоуважении. Мода на «престиж-

ные» заимствованные слова оборачивается засорением языка и как следствие – сознания.)


Ведущий. Другая сторона состояния современного русского языка – употребление жарго-

низмов и многообразной нецензурной лексики. По свидетельству филологов, мы с вами

живём в эпоху третьей волны жаргонизмов. Первая была в 10-20-е годы ХХ в., вторая нак-

рыла Россию в 40-50-е годы, и вот теперь накатила очередная, связанная с повальной кри-

минализацией общества.


Лингвистическая разминка «Переведи на русский».

( объяснить значение сленговых фраз, выражений):


без сипа (всё хорошо, удовлетворительно);

мне параллельно,что он про меня базарит (выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстранённости);

отхомячиться ( избавиться от неприятного занятия);

оттопыриться (приятно провести время).


Ведущий. Так на каком же языке мы сегодня говорим? В чём, по вашему, причина сложившейся ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относится?

И.С.Тургенев, обращаясь к нам, его потомкам, писал: «Обращайтесь почтительно с этим

Могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!