СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На каждую загадку есть своя отгадка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. В ходе конкурса воспитанники отгадывают старинные, "бабушкины" загадки, современные загадки по теме "Школа", загадки - рифмованные "добавлялки", загадки - описания, записанные на видео и т.д.

Просмотр содержимого документа
«На каждую загадку есть своя отгадка»

На каждую загадку есть своя отгадка

(конкурс для детей старшего дошкольного возраста)

Загадки – особый, весёлый и интересный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов, передачи сведений об окружающем мире старшим поколением младшему и не потеряли своей актуальности до сих пор. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять».

Почему же дети так любят загадки? Да потому, что они отражают детский опыт познания действительности. Загадка – это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребёнок получает от поиска отгадки и ожидания награды.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными – это «мёртвый» груз. Поэтому загадки просто необходимо широко использовать при коррекции такого сложного системного нарушения, как ОНР.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения. Разгадывая их, дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы об окружающем мире. В старшем дошкольном возрасте в НОД, в совместной деятельности и в режимных моментах с детьми можно использовать загадки по типу «Доскажи словечко», загадки «Узнай по описанию», загадки – ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы, загадки – путаницы и другие.

В конце обучения с детьми можно провести конкурс загадок, с применением ИКТ, с участием родителей в подготовке к конкурсу. Ниже будет приведён сценарий конкурса.


Конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка»

Цели проведения конкурса:

-совершенствование звуковой стороны речи, улучшение дикции детей;

-формирование выразительности речи;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

-развитие артистических способностей;

-воспитание уважения к великому культурному наследию России;

-формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование:

ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, компьютерные игры «Алфавит загадок» и «Ребусы от А до Я», карточки с буквами, шкатулка с игрушками: пирамидкой и погремушкой, костюм Василисы Премудрой, мольберт, таблички с названиями команд «Умники» и «Умницы», призовые жетоны «Мудрые совы», домашние рисунки детей – иллюстрации к загадкам, призы – книги, сладкие призы.

Предварительная работа:

-дети совместно с родителями выполняют домашнее задание – делают иллюстрации к выбранной загадке (или самостоятельно сочинённой ребёнком); учат текст загадки наизусть.

-воспитатель делит детей на две команды «Умницы» и «Умники».


Ход конкурса

  • Организационный момент. Вступительное слово логопеда.

Под весёлую музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг напротив друга (на экране – название конкурса).

Л о г о п е д (в костюме Василисы Премудрой) Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Отгадайте загадку:

***

Гуляю по свету, жду ответа.

Найдёшь ответ – меня и нет!

Это - загадка. Сегодня в нашей группе проводится конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Знаете ли вы, что загадки появились ещё в Древней Руси, много столетий тому назад. В старинных русских народных сказках разные мудреные загадки приходилось разгадывать Василисе Премудрой. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки всегда помогали детям развивать ум, сообразительность, воображение, память.

Участвовать в конкурсе будут команды «Умники» и «Умницы». В случае затруднений при выполнении заданий, детям могут помочь их родители. Оценивать все задания конкурса будет уважаемое жюри (учитель-логопед представляет членов жюри). Всего в конкурсе будет 7 заданий. За каждое задание можно получить один или два призовых жетона – «мудрых сов» (в зависимости от оценки жюри). В конце конкурса мы посчитаем, сколько «сов» заработала каждая из команд.


  • Задание 1. Загадки - добавлялки. (на экране – соответствующая надпись)

Л о г о п е д. Начнём наш конкурс с разминки. Сначала для одной команды, потом для другой, прозвучат загадки, отгадки которые должны добавить фразу словами в рифму; если рифма будет подобрана правильно, на экране появится картинка – отгадка. Итак, начинаем. А ну, ребята, не зевай, слова в рифму подбирай!

Загадки для команды «Умницы»

  • Кто один имеет рог?

Отгадайте!... (носорог)



  • Верещунья, белобока,

А зовут её … (сорока)



  • Разве можно было киске

Доверять стеречь … (сосиски)



  • Я ключом открыть не мог

На дверях большой…(замок)



  • Новости и те, и эти

Ты узнаешь из…(газеты)



  • Чтоб добыть себе медок,

Села пчелка на…(цветок)

Загадки для команды «Умники»

  • Утром смотрит нам в оконце

И лучом щекочет …(солнце)



  • В деревянный свой дворец

Прилетел весной … (скворец)



  • Они висят не для красы –

Считают время нам … (часы)



  • Получилась чтоб причёска,

Честно трудится … (расчёска)



  • Из скорлупки без пелёнок

Вылез желтенький …(цыпленок)



  • Мы цветы поставим сразу

В эту голубую…(вазу)





Л о г о п е д. Весёлая компания, удвой своё внимание!!!

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

Загадки для команды «Умницы»

  • Лучше всех у нашей Зинки

Акварельные….. (не резинки, а краски)



  • Днём деревни, города

Освещает нам ...(не звезда, а солнце)



  • Кто пасёт коров, овец,

Ну, конечно, ….(не продавец, а пастух)





Загадки для команды «Умники»

  • По лужайке скачет прытко

От лисы бежит…(не улитка, а заяц)



  • Попросила мама Юлю

Ей чайку налить… (не в кастрюлю, а в чашку)

  • Мы – отличные художницы,

В краски мы макаем… (не ножницы, а кисточки)

Жюри объявляет результаты первого задания.


  • Задание 2. Бабушкины загадки. (на экране – соответствующая надпись)

Л о г о п е д. Ребята, ваши бабушки и прабабушки тоже любили отгадывать загадки. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки; отгадаете – на экране появятся картинки-отгадки.

Загадки для команды «Умницы»

  • Стоит толстячок.

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит . (самовар)


  • Стоит копытце,

Полно водицы. (колодец)


  • На сковородку – ручейком,

Со сковородки – солнышком. (блин)


  • Маленько, кругленько,

А за хвост не поднять. (клубок)

Загадки для команды «Умники»

  • Стоит толстуха - деревянное брюхо,

Железный поясок. (бочка)


  • На чужой спине едет,

А на своей груз везёт. (седло)


  • Маленькое, сдобное

Колесо съедобное. (бублик)


  • В доску спрячется бедняжка-

Чуть видна его фуражка. (гвоздь)

Жюри оценивает выполненное задание.


  • Задание 3. Школьные загадки. (на экране – соответствующая надпись)

Л о г о п е д. Ребята, вы хорошо справились со старинными загадками, а теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать - современные. Совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом и станете учениками, первоклассниками. Я предлагаю вам попробовать отгадать школьные загадки. (после отгадывания, картинки-отгадки появятся на экране)

Загадки для команды «Умницы»

  • Стоит дом,

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (школа)


  • Если ей работу дашь-

Зря трудился карандаш. (стирательная резинка)


  • Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю-

Где была пустота,

Там, глядишь,- красота! (цветные карандаши)


  • То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка! (тетрадь)

Загадки для команды «Умники»


  • Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. (линейка)


  • Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Что это? (географическая карта)


  • Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (кисточка)


  • На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (буквы)

Жюри подводит итоги задания.


  • Задание 4. Загадки на одну букву. (на экране – заставка компьютерной игры «Алфавит загадок»)

Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команд, выбрать карточку с буквой (буквы «В», «Л»). Мы поиграем в игру «Алфавит загадок». Команды должны отгадать по 6 загадок, все отгадки которых начинаются с одной буквы, которую выбрали представители команд. (Отгадки на букву «В»: ворона, варежки, велосипед, вопросительный знак, вишня, водопад; отгадки на букву «Л»: лопата, ложка, ландыш, лев, лейка, лампа).

Жюри оценивает задание.


  • Динамическая пауза. (на экране – название игры; музыкальное сопровождение – весёлая заводная мелодия).

- Ребята, вам предлагается отдохнуть, немного подвигаться и проявить смекалку и воображение. Вы должны будете изобразить с помощью своего тела любую букву русского алфавита. Чем больше показанных букв узнает команда соперников, тем лучше! Итак, сначала танцуем, а после волшебного заклинания превращаемся в буквы: «Раз, два, три, повернись…! В живую букву превратись!»


  • Задание 5. Загадки из шкатулки. (на экране – соответствующая надпись)

Л о г о п е д. Следующее задание - необычное. Отгадки - в моей шкатулке. Для того, чтобы отгадать, что в шкатулке, нужно задавать вопросы, на которые я буду отвечать только «Да» или «Нет». Вы можете спрашивать о форме, цвете, размере, назначении предмета. Сначала угадывает предмет одна команда, потом – другая. (в шкатулке – пирамидка и погремушка)

Жюри оценивает задание.


  • Задание 6. Загадки - ребусы. (на экране – заставка компьютерной игры «Ребусы от А до Я»)

Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я вновь приглашаю по одному участнику от команд, выбрать карточку с буквой (буквы «Б», «М»). Мы поиграем в игру «Ребусы от А до Я». Команды должны разгадать по 3 ребуса, все отгадки которых начинаются с одной буквы, которую выбрали представители команд. Для выполнения этого задания команды должны показать свои навыки чтения. (Отгадки на букву «Б»: бабочка, баранка, булка; отгадки на букву «М»: малина, море, мороз).

Жюри оценивает задание.


  • Задание 7. Домашние загадки. (на экране – соответствующая надпись)

Ребята, к сегодняшнему конкурсу вам предлагалось совместно с родителями приготовить домашнее задание – выбрать и выучить любую загадку или самим её придумать и нарисовать к загадке отгадку.

Участники команд загадывают соперникам загадки, а потом демонстрируют иллюстрации - отгадки к ним.

Жюри оценивает задание.


  • Подведение итогов. ( на экране – надпись «Молодцы!»; музыкальное сопровождение – весёлая мелодия)

Л о г о п е д. Конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка» завершился. Я предоставляю слово жюри (подсчитывается количество заработанных призовых жетонов у обеих команд и объявляется команда-победитель).

-А сейчас я хочу наградить команды «Умники» и «Умницы» сладкими призами, а ребят, которые вместе с родителями нарисовали рисунки к загадкам, наградить призами – книгами!