На каждую загадку есть своя отгадка
(конкурс для детей старшего дошкольного возраста)
Загадки – особый, весёлый и интересный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов, передачи сведений об окружающем мире старшим поколением младшему и не потеряли своей актуальности до сих пор. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять».
Почему же дети так любят загадки? Да потому, что они отражают детский опыт познания действительности. Загадка – это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребёнок получает от поиска отгадки и ожидания награды.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными – это «мёртвый» груз. Поэтому загадки просто необходимо широко использовать при коррекции такого сложного системного нарушения, как ОНР.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения. Разгадывая их, дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы об окружающем мире. В старшем дошкольном возрасте в НОД, в совместной деятельности и в режимных моментах с детьми можно использовать загадки по типу «Доскажи словечко», загадки «Узнай по описанию», загадки – ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы, загадки – путаницы и другие.
В конце обучения с детьми можно провести конкурс загадок, с применением ИКТ, с участием родителей в подготовке к конкурсу. Ниже будет приведён сценарий конкурса.
Конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка»
Цели проведения конкурса:
-совершенствование звуковой стороны речи, улучшение дикции детей;
-формирование выразительности речи;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
-развитие артистических способностей;
-воспитание уважения к великому культурному наследию России;
-формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.
Оборудование:
ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, компьютерные игры «Алфавит загадок» и «Ребусы от А до Я», карточки с буквами, шкатулка с игрушками: пирамидкой и погремушкой, костюм Василисы Премудрой, мольберт, таблички с названиями команд «Умники» и «Умницы», призовые жетоны «Мудрые совы», домашние рисунки детей – иллюстрации к загадкам, призы – книги, сладкие призы.
Предварительная работа:
-дети совместно с родителями выполняют домашнее задание – делают иллюстрации к выбранной загадке (или самостоятельно сочинённой ребёнком); учат текст загадки наизусть.
-воспитатель делит детей на две команды «Умницы» и «Умники».
Ход конкурса
Под весёлую музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг напротив друга (на экране – название конкурса).
Л о г о п е д (в костюме Василисы Премудрой) Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Отгадайте загадку:
***
Гуляю по свету, жду ответа.
Найдёшь ответ – меня и нет!
Это - загадка. Сегодня в нашей группе проводится конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Знаете ли вы, что загадки появились ещё в Древней Руси, много столетий тому назад. В старинных русских народных сказках разные мудреные загадки приходилось разгадывать Василисе Премудрой. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки всегда помогали детям развивать ум, сообразительность, воображение, память.
Участвовать в конкурсе будут команды «Умники» и «Умницы». В случае затруднений при выполнении заданий, детям могут помочь их родители. Оценивать все задания конкурса будет уважаемое жюри (учитель-логопед представляет членов жюри). Всего в конкурсе будет 7 заданий. За каждое задание можно получить один или два призовых жетона – «мудрых сов» (в зависимости от оценки жюри). В конце конкурса мы посчитаем, сколько «сов» заработала каждая из команд.
Л о г о п е д. Начнём наш конкурс с разминки. Сначала для одной команды, потом для другой, прозвучат загадки, отгадки которые должны добавить фразу словами в рифму; если рифма будет подобрана правильно, на экране появится картинка – отгадка. Итак, начинаем. А ну, ребята, не зевай, слова в рифму подбирай!
Загадки для команды «Умницы»
Отгадайте!... (носорог)
А зовут её … (сорока)
Доверять стеречь … (сосиски)
На дверях большой…(замок)
Ты узнаешь из…(газеты)
Села пчелка на…(цветок)
Загадки для команды «Умники»
И лучом щекочет …(солнце)
Прилетел весной … (скворец)
Считают время нам … (часы)
Честно трудится … (расчёска)
Вылез желтенький …(цыпленок)
В эту голубую…(вазу)
Л о г о п е д. Весёлая компания, удвой своё внимание!!!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Загадки для команды «Умницы»
Акварельные….. (не резинки, а краски)
Освещает нам ...(не звезда, а солнце)
Ну, конечно, ….(не продавец, а пастух)
Загадки для команды «Умники»
От лисы бежит…(не улитка, а заяц)
Ей чайку налить… (не в кастрюлю, а в чашку)
В краски мы макаем… (не ножницы, а кисточки)
Жюри объявляет результаты первого задания.
Л о г о п е д. Ребята, ваши бабушки и прабабушки тоже любили отгадывать загадки. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки; отгадаете – на экране появятся картинки-отгадки.
Загадки для команды «Умницы»
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит . (самовар)
Полно водицы. (колодец)
Со сковородки – солнышком. (блин)
А за хвост не поднять. (клубок)
Загадки для команды «Умники»
Железный поясок. (бочка)
А на своей груз везёт. (седло)
Колесо съедобное. (бублик)
Чуть видна его фуражка. (гвоздь)
Жюри оценивает выполненное задание.
Л о г о п е д. Ребята, вы хорошо справились со старинными загадками, а теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать - современные. Совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом и станете учениками, первоклассниками. Я предлагаю вам попробовать отгадать школьные загадки. (после отгадывания, картинки-отгадки появятся на экране)
Загадки для команды «Умницы»
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. (школа)
Зря трудился карандаш. (стирательная резинка)
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там, глядишь,- красота! (цветные карандаши)
Написать по ним сумей-ка! (тетрадь)
Загадки для команды «Умники»
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (линейка)
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (географическая карта)
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка)
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (буквы)
Жюри подводит итоги задания.
Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команд, выбрать карточку с буквой (буквы «В», «Л»). Мы поиграем в игру «Алфавит загадок». Команды должны отгадать по 6 загадок, все отгадки которых начинаются с одной буквы, которую выбрали представители команд. (Отгадки на букву «В»: ворона, варежки, велосипед, вопросительный знак, вишня, водопад; отгадки на букву «Л»: лопата, ложка, ландыш, лев, лейка, лампа).
Жюри оценивает задание.
- Ребята, вам предлагается отдохнуть, немного подвигаться и проявить смекалку и воображение. Вы должны будете изобразить с помощью своего тела любую букву русского алфавита. Чем больше показанных букв узнает команда соперников, тем лучше! Итак, сначала танцуем, а после волшебного заклинания превращаемся в буквы: «Раз, два, три, повернись…! В живую букву превратись!»
Л о г о п е д. Следующее задание - необычное. Отгадки - в моей шкатулке. Для того, чтобы отгадать, что в шкатулке, нужно задавать вопросы, на которые я буду отвечать только «Да» или «Нет». Вы можете спрашивать о форме, цвете, размере, назначении предмета. Сначала угадывает предмет одна команда, потом – другая. (в шкатулке – пирамидка и погремушка)
Жюри оценивает задание.
Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я вновь приглашаю по одному участнику от команд, выбрать карточку с буквой (буквы «Б», «М»). Мы поиграем в игру «Ребусы от А до Я». Команды должны разгадать по 3 ребуса, все отгадки которых начинаются с одной буквы, которую выбрали представители команд. Для выполнения этого задания команды должны показать свои навыки чтения. (Отгадки на букву «Б»: бабочка, баранка, булка; отгадки на букву «М»: малина, море, мороз).
Жюри оценивает задание.
Ребята, к сегодняшнему конкурсу вам предлагалось совместно с родителями приготовить домашнее задание – выбрать и выучить любую загадку или самим её придумать и нарисовать к загадке отгадку.
Участники команд загадывают соперникам загадки, а потом демонстрируют иллюстрации - отгадки к ним.
Жюри оценивает задание.
Л о г о п е д. Конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка» завершился. Я предоставляю слово жюри (подсчитывается количество заработанных призовых жетонов у обеих команд и объявляется команда-победитель).
-А сейчас я хочу наградить команды «Умники» и «Умницы» сладкими призами, а ребят, которые вместе с родителями нарисовали рисунки к загадкам, наградить призами – книгами!