На лесной поляне.
Цели: формировать у детей гордость за красоту родной природы; воспитывать культуру поведения при выезде для отдыха на природе; прививать умение видеть прекрасное в окружающей дей-|
ствительности, восрпитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: репродукции пейзажей, фотографии птиц, грибов, цветов, гербарий, карточки с пословицами.
Ход занятия.
(На доске висят репродукции пейзажей, фотографии.)
Учитель:
Пригласить вас на прогулку в лес хочу, друзья!
Там сейчас так хорошо —
Радостно, красиво и светло.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не таи:
Ты же видишь - мы свои!
Учитель. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы — хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Ответы-рассуждения детей. (Лес - зеленый наряд земли, наше
богатство, чистый воздух, дом для птиц и зверей, кладовая лесных плодов.)
— Нам предстоит заочное путешествие на лесную полянку. А чтобы вы не скучали, мы проведем конкурсы на знание живой природы леса. Интересны существа - грибы. Грибы растут на грибнице. А людей, которые! любят бродить по лесам и собирать грибы, называют грибниками. Около 100 тысяч видов грибов существует на планете Земля. Пли сень и дрожжи - тоже грибы. Плесень опасна для человека, нон фармацевтических заводах из нее делают лекарства-антибиотики. А всего съедобных видов грибов около 300 в наших лесах.
1 конкурс — «Знатоки грибов».
- Вы узнаете, как называется первый конкурс, если отгадаем
загадку:
С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает — повезло! (Гриб)
- На лесной полянке могут встретиться грибы; давайте попробуем определить насколько хорошо вы знаете съедобные грибы, которые растут в нашем крае.
1. Этот гриб можно встретить не только под березой. И все-таки, чаще всего он растет именно под ней. О себе этот гриб может сказать так:
Не спорю - не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)
2. Эти грибы живут на пнях давно упавших или срубленных деревьев большими компаниями. Иногда с одного пня можно собрать целое лукошко. Посмотрите на иллюстрацию.
Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой. (Опята)
3. Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который приятно пахнет сосной. (Рыжик)
4. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Его еще называют царь-гриб.
Глубоко был спрятан он,
Раз - два - три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(Белый)
5. Шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом.
Шустрые ребятки Натянули шляпки, Шляпки на подкладке, Скользкие да гладкие. (Масленок)
6. Этот гриб красивый самый, очень яркий и с кружками. Он Коварен, берегись.
Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шляпке модной Никому не годный. (Мухомор)
- Вы хорошо знаете грибы и заслужили возможность поиграть в интересную игру. У вас есть карточки со знаком «плюс» и знаком «минус». Если я показываю картинку с изображением обитателей леса, то поднимите карточку со знаком «+», если названный предмет в лесу не растет или в лесу не водится, то покажите
карточку со знаком «—».
На лесной поляне
клюква земляника малина
корова смородина дуб
черника вишня осина
голубика ясень лошадь
медведь лось тюльпан
береза сирень волк георгин тополь ландыш
кабан ежевика сосна астра овца олень
колокольчик клен заяц
гладиолус кролик незабудка
2 конкурс «Пословицы и поговорки о лесе».
— А теперь проверим, кто из вас больше знает пословиц и поговорок о лесе, его обитателях. (Трещит, как сорока. Волка ноги кормят. Как волка не корми, он все равно в лес смотрит.)
3 конкурс «Загадки о лесе».
Зимой с седой бородой,
летом новая вырастает,
осенью опадает.
(Лиственный лес)
Весной цвету,
летом плод приношу,
осенью не увядаю,
зимой не умираю.
(Сосна)
Весной веселит,
летом холодит,
осенью питает,
зимой согревает.
(Дерево)
Летом цветет,
зимой греет,
настанет весна -
потечет слеза.
(Береза)
В лесу на поляне
стоит кудрявый Ваня
в зеленом кафтане;
богач не велик,
а орешками наделит. (Орешник)
- А как вы понимаете смысл следующего выражения: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса — посади»?
4 конкурс «Знатоки цветов».
- А теперь представим, что мы на лесной полянке, закроем глаза, вдохнем воздух, пахнущий медом и травами, постараемся запомнить их особенности и названия. Будем беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы.
Знакомые с детства, родные ромашки,
Мы рвем на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды средь розовой кашки,
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша поляна одета,
Качает цветы ветерок на бегу.
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
- Сейчас вы услышите загадки. И все они о наших лесных цветах.
Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник,
И первым появляется в проталинке ... (подснежник).
Знакома с детства каждому их белая рубашка
С середкой ярко-желтой. Что это за цветок? (Ромашка)
Говорят, его боится
Даже хмурая волчица.
(Зверобой)
Полна криница медовой водицей,
Разнокрылые бабочки над криницей порхают,
Меда испить желают.
(Медуница)
Платьица простые,
Глазки голубые.
Смотрят ясно и открыто:
Ничего не позабыто!
(Незабудки) О. Дружкова
Приятно в лесу погулять, Искать освежающей тени, Вдыхать аромат, наслаждаться. Присев под кустами ... (сирени).
- Молодцы, ребята! Вы знаете загадки.
5 конкурс «Лекарственные травы».
(Учитель показывает изображения лекарственных растений, растущих в лесу, дети их называют. А также стараются рассказать, от каких заболеваний они помогают.)
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке. В каждой ветке-
И лекарства, и таблетки.
1. Все вы знаете растение лопух. В Японии его специально выращивают на огородах, словно морковку или капусту. Корни лопуха нарезают ломтиками и варят, как картошку, или тушат в масле, пекут в золе. А еще из корней лопуха делают варенье. А еще из корней делают заменитель кофе.
В русской народной медицине отваром корней лопуха полощут больное горло. Для укрепления волос втирают в кожу головы
репейное масло.
2. Очень полезна крапива, особенно майская. В ней очень много полезной кислоты. Она обладает кровоостанавливающим свойством. Настоем крапивы лечат малокровие и авитаминоз. Полезно в мае из листьев крапивы варить зеленые щи.
3. Волшебным растением можно назвать листья подорожника. Если к свежим шрамам прикладывать чистые листья его, сложенные сразу по 5-6 штук друг на друга, на несколько часов, то не останется от шрама и следа. При кашле и болях в желудке прини-мают отвар из листьев подорожника. Свежий сок его останавливает кровотечение. Если вас укусит оса или пчела, разотрите лист подорожника и приложите на ранку свежий сок, и от укуса не останется боли, сразу станет легче.
4. Очень полезен и одуванчик. Если есть ранней весной салат из одуванчика, то быстро пройдет зимняя бледность кожи. В нем очень много витаминов. В старину им лечили змеиные укусы.
5. А кто пьет чай из мяты или с травой Иван-чая, тот очень редко болеет. А лечат с их помощью бессонницу и головную боль. Употребляют при гриппе.
6. Зверобой лечит и желудок, и печень, и кишечник. А какой
дивный запах у чая из зверобоя!
6 конкурс «Знатоки птиц».
- Какие птицы живут в наших лесах?
- Какие из них на зиму от нас улетают?
— Какие птицы остаются зимовать?
— А какие птицы на зиму прилетают в нашу местность?
— Каким образом в зимнее время можно помочь птицам перезимовать холодное время?
Ночь, как смоль, черным-черна,
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет - станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает... (сова).
Дитя еще не родилось, а уже отдано на воспитание в чужое гнездо. Кто же это? (Кукушонок)
Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятлы)
Чернокрылый. Красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
-С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Непоседа пестрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая.
Самая болтливая. (Сорока)
3-й ученик:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
4-й ученик:
Нагнусь к нему напиться
-И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждет в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
5-й ученик:
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
-Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
6-й ученик:
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Учитель:
Ты, дружок, смотри не подкачай:
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка.
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей
-Все то, что зовется Родиной твоей!
Использованная литература:
1. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра:
природоведение. Ярославль: «Академия развития». 1997.
2. Бесова М. А., В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Ярославль: «Академия развития». 1997.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. /Сост. Л. А. Багрова; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1995.