План-конспект открытого урока по обществознанию 6 класс.
Учитель: Боровченко Надежда Сергеевна.
Тема урока: «На пути к жизненному успеху».
Цель урока: выявить составляющие жизненного успеха, пути его достижения.
Задачи урока:
осмыслить понятие “успех”, вывести формулу жизненного успеха;
способствовать формированию ценности трудовой деятельности, применению полученной информации в практической деятельности.
Тип урока: комбинированный
Форма: индивидуально-групповая
Образовательные ресурсы:
презентация “На пути к жизненному успеху”;
учебник “Обществознание” 6 класс, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- презентация к уроку.
Основные понятия: успех, цель, труд, знания, мечта.
Метод: «Системно-деятельностный подход по ФГОС» с использованием форм:
- словесные (эвристическая беседа, мини-дискуссия);
- наглядные (таблица, формула успеха, демонстрация);
- практические (выполнение заданий, решение проблемных вопросов).
Планируемые результаты:
Предметные УУД: сформулируют понятие “успех”, выведут формулу составляющих жизненного успеха; получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схемы; решать учебный кроссворд; высказывать собственное мнение, суждения.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры-действия в новом учебном материале; работают в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют тему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные УУД: определяют целостный, социально-ориентированный выбор позитивного программирования своего жизненного пути.
Структура урока.
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
Первичное усвоение новых знаний
Первичное закрепление
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по группам. Один учебник на парте, рабочие тетради, ручки, дневник, учебник, словарь.
- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии.
2. Мотивация к учебной деятельности.
В начале урока обратимся к народной мудрости (слайд ) Прочитайте, пожалуйста, изречения на слайде):
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
Самое сложное – это выбрать правильный путь и сделать первый шаг! Всё остальное на пути к успеху упирается в упорство.
Успех – это когда ты 9 раз упал, но 10 раз поднялся.
Как вы думаете, какое ключевое слово объединяет эти высказывания?
Ученики: главное слово – успех (слайд ).
Продолжаем беседу. Поднимите руки, пожалуйста, те, кто хотел бы стать успешным в жизни человеком? (поднимают руки)
Ребята, а давайте узнаем лексическое значение слова успех. Поможет нам в этом толковый словарь русского языка, и учебник (слайд ).
Ученики: успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.
Учитель: а теперь из разрозненных слов на партах попытайтесь выстроить тему нашего урока «На пути к жизненному успеху» (слайд ).
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
Учитель: давайте сформулируем цель урока.
Ученики:
- что такое жизненный успех? (слайд )
- из чего состоит успех?
- как стать успешным?
Учитель: таким образом, цель нашего урока выяснять – какие качества помогут стать или быть успешным в жизни человеком – (слайд ).
4. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: работать нам предстоит в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группах (слайд ).
Р
Что такое успех?
______________
ебята, возьмите облачко, на котором написано «Что такое успех?». Закончите фразу, выбрав одно существительное из всего многообразия. Обсудите в группе ответ и запишите только одно Ваше предположение. Один человек из группы должен будет аргументировать Ваш выбор (
слайд ).
Ученики формулируют вывод: все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого свои приоритеты и ценности.
Учитель: Привычка к труду помогает успеху.
Ребята, сейчас мы поработаем в группах первая группа работает над притчей «Две сохи», вторая группа работает с учебником стр 41 Путешествие в прошлое. Каждая группа осмыслит текст самостоятельно. А затем мы проанализируем и сделаем выводы из прочитанных текстов.
Учитель: в чем смысл притчи? Чему она учит?
Ученики: дают варианты ответов и приходят к выводу – труд красит человека, а лень портит.
Учитель: посмотрите, пожалуйста (на слайд ).
Кто представлен на 1 фотографии?
В.П.Астафьев
А.М. Овечкин
Д.А.Хворостовский
Фронтальная работа:
- можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ.
- какие качества личности позволили им стать успешными?
Давайте определим, какие качества помогают, а какие качества мешают на пути к успеху (слайд ).
Дорисуйте стрелки на схеме.
Конфликтность | | Отсутствие образования | Способность | Плохое здоровье |
| Путь к успеху | |
Терпение | Лень | Талант | | Лживость |
- Какие качества личности Вы отметили как способствующие успеху?
- Какие качества личности, на Ваш взгляд, мешают на пути к успеху? Аргументируйте свой ответ.
Вывод: мы разные и у нас разные потребности. Значит, и составляющие успеха у нас разные.
Поработаем с учебником (слайд ) Стр. 44. Каждая группа прочитает рубрику «Жил на свете человек» и подготовится ответить на вопрос:
Как ты думаешь, что помогло А.С. Норову добиться успеха в жизни?
Учитель: для того, что бы стать успешным человеком я вам предлагаю вывести коллективную формулу успеха (слайд ).
Запись в тетради: Успех =
Итак, определим первое слагаемое успеха
Что мы должны в первую очередь сделать? (Что перед собой нужно поставить)
Цель в жизни должна быть всегда.
Иди, не бойся оступиться,
Ведь жизнь тебе не зря дана
А для того чтобы ее добиться. (Цель)
Успех- это прежде всего правильно поставленная цель (слайд ).
Запись в тетради: Успех = цель +.
Учитель: определить оставшиеся 3 составляющие я предлагаю вам в группах самостоятельно. Возьмите подсказки.
Работа в группах.
Успех едваль придет к лентяю -
К нему не легок, долог путь
И год за годом пролетая –
Трудяг к успеху приведут. (Труд)
Запись в тетради: Успех = цель + труд +
Без знаний добиться
Успеха нельзя
Учись, не ленись –
Всего ты добьешься тогда. (Знания)
Запись в тетради: Успех = цель + труд + знания +.
В жизни не сладко бывает, друзья
По жизни несложно порой оступиться.
Но если с тобою родня и семья
Ты многого можешь добиться (Близкие и родные)
Учитель: давайте посмотрим, что же у нас получилось (слайд 17).
Запись в тетради: Успех = цель + труд + знания + поддержка близких
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель Ребята давайте вернемся к цели нашего урока
Рефлексия.
«Рассмотрите это дерево. Вы видите, на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и занимают различное положение на ветвях. На столах у вас маркированные цветом варианты ответа, выберете номер того человека, который обладает некоторыми качествами вашего характера, отображает ваше настроение на уроке, закрепите его на дереве. А затем подводя итог вашей работе, закрепив на дереве жетон отображающий ваше стремление к достижениям, и целе.
Наш урок, ребята, подходит к концу. Спасибо вам за хорошую работу. Я уверена, что каждый из вас сегодня убедился в том, что именно от него зависит, какой будет его жизненная дорога: интересной, насыщенной, или скучной и бессмысленной.
Учитель: домашнее задание - подготовить устное сообщение о человеке, который добился в жизни успеха, т.е. о близких людях, о соседях и так далее.
Успех едваль придет к лентяю -
К нему не лёгок, долог путь
И год за годом пролетая –
Трудяг к успеху приведут.
Без знаний добиться
Успеха нельзя
Учись, не ленись –
Всего ты добьешься тогда.
В жизни не сладко бывает, друзья
По жизни несложно порой оступиться.
Но если с тобою родня и семья
Ты многого можешь добиться