Наблюдение как метод педагогического исследования и методика его проведения
Одним из основных методов научного исследования
в педагогике является наблюдение .
Методу наблюдения уделяется большое внимание в педагогике, психологии и социологии.
Педагоги, которые исследовали
проблему методов объективного наблюдения
М.А. Данилов
Ю.К. Бабанский
М.Н. Скаткин
Л.В. Занков
ТЕРМИН «НАБЛЮДЕНИЕ»
- житейское понимание наблюдения;
- педагогическое наблюдение;
- инспекторское наблюдение.
Наблюдение как научный метод
НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических явлений, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Основная функция:
избирательный отбор сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения.
Направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности.
Наблюдение как научный метод
Результаты наблюдения зависят от умения исследователя:
- целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию;
- замечать относительно ясные внешние приметы деятельности;
- фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых.
Наблюдение позволяет:
- широко и многомерно охватить события;
- описать взаимодействие всех участников;
- осуществлять процесс наблюдения одновременно с развитием изучаемых явлений и процессов;
- непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени;
- обеспечивать фиксацию всех значимых элементов ситуации.
Педагогическое
наблюдение как метод сбора информации
- расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций и используется для получения предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования;
- наблюдение может использоваться в качестве основного приема получения первичной информации.
Особенности объективного наблюдения как научного метода
- определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели;
- планомерность и систематичность;
- взаимодействует с естественным ходом педагогических процессов.
ОБЪЕКТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Объективное наблюдение требует, чтобы наблюдатель точно определил:
- что хочет наблюдать;
- как будут регистрироваться наблюдаемые процессы и явления;
- как полученные данные будут анализироваться и оцениваться.
Планомерность и систематичность наблюдения:
- создают условия для объективного наблюдения;
- помогают преодолеть элементы случайности, присущие обычному (ненаучному) наблюдению.
ОБЪЕКТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение как научный метод
Цель наблюдения:
- описание, фотографирование действительности, регистрация фактов;
- формулирование гипотез;
- проверка гипотез последующим наблюдением;
- уточнение гипотез;
- переход в теорию, которая объясняет явления.
Предмет наблюдения – деятельность воспитателя и воспитуемых, педагогов и учащихся.
Классификация педагогических наблюдений
Непосредственное наблюдение
- проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом;
- между объектом и его исследователем имеются прямые отношения;
- связи устанавливаются без промежуточных показателей, переходов, индикаторов;
- по характеру отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям может быть:
- явное или скрытое;
- причастное или непричастное.
По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации
Классификация педагогических наблюдений
Опосредованное наблюдение
- выполняется не самим исследователем, а через уполномоченные лица, работающие по программе и заданию исследователя;
- дает возможность обеспечить ход учебно-воспитательного процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения присутствием наблюдателей.
По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации
Классификация педагогических наблюдений
Опосредованное наблюдение
Самонаблюдение – вид опосредованного наблюдения, при котором учащийся по заданию исследователя наблюдает за собой.
По результатам самонаблюдений исследователь:
- сможет сделать выводы об эффективности самостоятельной работы учащегося;
- сможет разработать рациональную методику выполнения домашнего задания и распределения времени.
Общие рекомендации по организации самонаблюдения:
- самонаблюдение доступно старшеклассникам и некоторым подросткам;
- учащимся необходимо дать рекомендации по методике самонаблюдения и фиксирования его результатов;
- при обработке данных необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности испытуемых.
По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации
Классификация педагогических наблюдений
Опосредованное наблюдение
Наблюдение посредством продуктов деятельности учащихся – вид опосредованного наблюдения.
По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации
Например, изучение конспектов учащихся позволяет сделать выводы об их деятельности на уроке.
Классификация педагогических наблюдений
Открытое наблюдение
- протекает в условиях осознанного педагогом и учащимися факта присутствия посторонних наблюдателей (в присутствии посторонних людей необходим этап привыкания).
Недостаток:
если наблюдаемые знают о том, что стали объектом изучения, то они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что,
по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.
По способу
наблюдения
Классификация педагогических наблюдений
Скрытое наблюдение
- испытуемые не осознают подконтрольность;
- может быть организовано с помощью камер видеонаблюдения.
В Германии есть опыт использования полупрозрачных стен в кабинетах школ.
По способу
наблюдения
Классификация педагогических наблюдений
Кратковременное наблюдение
- исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени;
- исследователь наблюдает деятельность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, нескольких минут.
По длительности наблюдения
Классификация педагогических наблюдений
Долговременное наблюдение
- применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе учащихся, в классе в течение нескольких лет.
Каузальное наблюдение - вид долговременного наблюдения:
- наблюдение отдельных случаев, которые представляют интерес, отклоняются от нормы;
- цель: обнаружить причины явления, объяснить его и прогнозировать.
По длительности наблюдения
Классификация педагогических наблюдений
Экспериментальное наблюдение
- исследователь вносит в обычный процесс обучения в соответствии со своей гипотезой некоторые новые элементы экспериментального характера;
- процесс наблюдается в естественных условиях занятий и фиксируется;
- часто сопровождается педагогическим экспериментом, предшествуя ему и сопровождая при проведении.
По уровню новизны
Важно, чтобы педагог хорошо сознавал, на каком этапе своего исследования следует применить метод наблюдения, и какую функцию будет выполнять этот метод.
- непосредственно отражает действительность;
- максимально приближает исследователя к естественному ходу педагогических процессов;
Преимущества
педагогического наблюдения
- дает возможность наблюдать явления в моменты их появления и развития;
- стимулирует педагога на поиск, на более глубокое и творческое мышление.
- педагогу приходится сочетать внимание к тем сторонам и деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми, которые образуют фон;
- наблюдателю доступны лишь внешние проявления педагогического процесса:
- наблюдать можно лишь то, что поддается восприятию наших органов чувств;
- нельзя обнаружить мотив деятельности, установить эмоциональное состояние, ход мыслей учащихся;
- организация педагогического наблюдения может быть связана с трудностями субъективного плана:
- несхожесть у педагога и обучающегося интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения;
- наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых;
- невозможность повторения наблюдений.
Недостатки педагогического наблюдения
- наблюдение не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы;
Недостатки педагогического наблюдения
- некоторые явления и ситуации недоступны наблюдению;
- прямому наблюдению доступно сравнительно небольшое число объектов;
- полученный материал часто с трудом поддается статистической обработке;
- излишняя идентификация наблюдателя со средой может привести к одностороннему, субъективному взгляду на реальность.
Типичные ошибки наблюдения
- галло-эффект: обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий;
- эффект снисхождения: тенденция всегда давать положительную оценку происходящему;
- ошибка центральной тенденции: наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
Типичные ошибки наблюдения
- ошибка корреляции: оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи);
- ошибка контраста: склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным;
- ошибка первого впечатления: первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо:
- исследовать естественное поведение без вмешательства в ситуацию;
- получить целостную картину происходящего;
- отразить поведение обучающихся во всей полноте.
НАБЛЮДЕНИЕ – сложный метод педагогических исследований, который требует особой подготовки наблюдателей.
Изучение личности школьника посредством наблюдения
Наблюдение должно быть
целенаправленным
- проводится не за учеником вообще, а за проявлением учащимся интеллектуальных и личностных свойств, способностей, состояний в различных ситуациях и в разных видах деятельности;
- вырабатывает умение по внешним проявлениям (речи, действиям, движениям, мимике, поведению, поступку) правильно истолковывать психологическое значение данных фактов, понять, что оно означает.
Изучение личности школьника посредством наблюдения
Наблюдение должно быть
запланированным
- определены задачи (что наблюдать);
- продуманные показатели (что фиксировать);
- четко определены особенности обучающегося, за которыми ведется наблюдение.
Изучение личности школьника посредством наблюдения
Наблюдение должно быть
фиксированным
- ведение дневника наблюдения.
Запись в дневнике может быть:
- сплошной;
- выборочной (в определенной ситуации на уроке, на перемене, в игре, в общении со сверстниками, педагогов, родителями).
Изучение личности школьника посредством наблюдения
Наблюдение должно быть
систематическим
- ведение наблюдения в соответствии с планом;
- ведение наблюдения систематически;
- ведение наблюдения через запланированные промежутки времени.
Изучение личности школьника посредством наблюдения
Наблюдение должно быть
естественным
- проведение наблюдения в естественных условиях для учащихся (в ситуации урока);
- проведение наблюдения без вмешательства и корректировки наблюдателем происходящих событий;
- проведение наблюдения так, чтобы учащийся ничего не подозревал.
Изучение личности школьника посредством наблюдения
Наблюдение должно быть
объективным
- в ходе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты, характеризующие суждения и состояния, переживаемые учащимся:
- действия,
- поведение,
- речевые и невербальные особенности.
- на основании зафиксированных фактов следует делать анализ и логические выводы.
1 этап
Выбор объекта наблюдения
Например, познавательная активность учащихся.
2 этап
Формулировка цели педагогического наблюдения
Например, установить, зависит ли уровень познавательной активности учащихся от использования электронных средств обучения.
3 этап
Определение условий проведения педагогического наблюдения
- непосредственное или опосредованное;
- открытое или скрытое;
- непрерывное или дискретное.
Этапы подготовки к организации педагогического наблюдения
4 этап
Составление плана
проведения педагогического наблюдения
План может включать структурные элементы:
- количество человек, участвующих в исследовании;
- место нахождения наблюдаемой ситуации;
- наблюдаемая ситуация;
- частота и продолжительность наблюдаемой ситуации;
- основная задача исследователя.
5 этап
Уточнение критериев оценки наблюдаемых явлений
- количество задаваемых учащимися вопросов;
- количество пояснений и уточнений заданий;
- эмоциональное отношение учащихся к предложенным заданиям;
- проявление творческого подхода при выполнении заданий.
Этапы подготовки к организации педагогического наблюдения
6 этап
Выбор методики и техники накопления и фиксирования фактов
- разработка протокола для занесения результатов педагогического наблюдения;
- выбор формы фиксирования результатов наблюдений.
7 этап
Проведение педагогического наблюдения
- проведение наблюдения в соответствии с составленным планом;
- заполнение протокола.
8 этап
Анализ результатов и формулировка выводов
- обработка результатов педагогического наблюдения.
Этапы подготовки к организации педагогического наблюдения
Ведение и оформление записей процесса наблюдения в карте наблюдений
Колонка:
ПРЕДМЕТ НАБЛЮДЕНИЯ
- дается перечень компонентов личностного роста ребенка, которые педагог собирается наблюдать;
- фиксируется ситуация, в которой проводится наблюдение.
Ведение и оформление записей процесса наблюдения в карте наблюдений
Колонка:
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
- приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения.
Вопросы помогают вести осмысленное наблюдение за обучающимися, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.
Ведение и оформление записей процесса наблюдения в карте наблюдений
- описание фактов учебной и интеллектуальной деятельности обучающегося:
- особенности проявления свойств и видов внимания;
- качество выполнения заданий;
- особенности восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала;
- активизация мыслительной деятельности, творческого воображения;
- факты поведения учащегося, его действий, общения, отношений с педагогом, одноклассниками.
Колонка:
НЕОБХОДИМЫЕ ТЕКУЩИЕ ЗАМЕТКИ
Ведение и оформление записей процесса наблюдения в карте наблюдений
Колонка:
ВЫВОДЫ
- содержит выводы, направленные на решение учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач;
- заполняется по итогам проведенного наблюдения.
Рекомендации
по организации наблюдения
- наблюдатель должен занять удобную для наблюдения позицию;
- необходимо фиксировать все внешние проявления: движения, позы, речь, мимику;
- необходимо сделать выводы о личностных особенностях, характеризующих обучающегося на основании полученного материала;
- необходимо сравнить результаты наблюдения с показателями и данными об учащемся, полученными с помощью других методов и психодиагностических методик;
- необходимо сделать обоснованные, аргументированные выводы, характеризующие личность ребенка.
Современное образование ставит во главу угла личность ребенка, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности.
Создавая соответствующую такому подходу образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно ориентируется педагог, и моделировать образовательный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ребенку.