СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наблюдение над однокоренными словами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение над однокоренными словами.»

Тема. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Класс. 2

Цели: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов; способствовать развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания, воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Оборудование: толковый словарь Ожегова, мультимедийная презентация, карточки с корнями для работы в группах, карточки со словами, домики с корнями (земл, вод,звер), учебник Р.Н. Бунеева «Русский язык»



Ход урока.

I . Организационный момент.

У. Я желаю вам добра,

Вы желаете мне добра.

Если будет трудно, то я вам помогу.

У. -Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
-Что значит исследование?
- Заглянем в толковый словарь (показ словаря)
Исследовать - значит подвергнуть научному изучению, выяснению. Сегодня на уроке нам придется делать открытия, много удивляться.

У. А какой звук обычно произносят, когда удивляются?

Д. О-о-о!

II. Чистописание.

У. Вот поэтому мы сегодня вспомним, как пишется строчная буква О и нарисуем волшебные очки.

У. А что мы знаем о букве О?

Д. Буква О обозначает звук [о], он гласный, может быть ударный и безударный.

У. Пишем две буквы с верхним соединением, соблюдая наклон и высоту.

III. Введение в тему.

У. Итак, мы надели волшебные очки и слушаем сказку.

Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь.

У. А чтобы узнать, как звали этого царя, мы должны отгадать кроссворд со словарными словами.

  1. Столица России.

  2. Чик- чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

  1. Грамоты не знаю,

Рисовать помогаю.

  1. По- другому, школьник.

  2. Ягоды этого дерева своей яркой окраской радуют нас всю зиму.

  3. Ребёнок мужского пола.

У. Как же зовут царя?

Д. Корень.

У. Что такое корень? У чего бывает корень? Корни бывают у растений, у зуба есть корень, корень слова. Зачитать из толкового словаря Ожегова. Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное.
- Как вы думаете, какое значение мы будем сегодня исследовать?

У. Нас сегодня будет интересовать третье значение данного слова.

3. Основная часть слова.

У. Да, сегодня мы будем говорить о корне, как основной части слова.

IV. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Упражнения

У. Жил-был корень –сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо веток росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. Все они похожи на него, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите.

У. Прочитайте эти слова.

У. Как их можно назвать?

Д. Однокоренные.

У. Почему?

Д. У них общий корень –сад-.

- А попробуйте прочитать только корень. (Читают.)

- Вы поняли, что означает это слово? (Да.)

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

- Ясен ли смысл слов? (Нет.)

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы детей.)

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

  • Работа с учебником

У. Прочитайте правило на стр. 75 в желтой рамке.

У. Сравните свое определение с тем, которое дали авторы. Правильно ли мы сделали вывод?

Д. Да

У. А хотите сами стать такими садовниками?

  • Работаем в группах.

Задача: записать как можно больше слов с данным корнем.



-лес-

-стол-

-дом-

-ход-

-лед-

-гриб-



У. Проверяем.

  • Дидактическая игра “Найди свой дом”.

- У меня три домика. В первом живёт корень земл, во втором – звер, в третьем – вод. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для каждого слова.

- Начинаем заселять дома: дети по очереди записывают слова.

земл

звер

вод

земляк

зверь

вода

землемер

зверёк

водолаз

землячка

озвереть

водоём

земляной

звериный

водяной

приземлить

зверюшка

водитель

- Внимательно посмотрите и скажите, все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее.)

- Верно, слово водитель “лишнее”. Значит однокоренные слова – это какие слова? (Ответы детей.)

- Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл.

- А как написан корень в однокоренных словах? (Ответы детей.)

- Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково.

- А чтобы “лишнему” слову не было скучно, подберём ему однокоренные слова.



V. Физкультминутка.

  • Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.

У. А что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?

У. Послушайте стихотворение.

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства,

Однокоренные подбери слова.

У. Прочитайте правило на стр.75 в серой рамке.

- Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.



- Спишите слова, выделите корень:



1 вариант:

Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.


2 вариант:
Род, родители, родил.
Трудовой, трудись, труды.



- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждого варианта.)

- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?


VI. Закрепление изученного материала.

- А сейчас я посмотрю, хорошо ли вы поняли сегодняшнюю тему.

  • Работа с учебником

C. 75 упр.118



VII. Итог.

- Подведём итог нашего исследования ( слайд 10)

- Какие же открытия мы сделали сегодня на уроке?
- Что такое корень?
- Какие слова называются однокоренными?

- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?

Д. Корень - главная часть слова.

В корне заключен смысл слова.

От корня «растут» родственные слова.

Чтобы правильно выделить корень, надо подобрать родственные слова.

VIII. Домашнее задание .

  1. Выучить правило на стр. 75.

  2. «Вырастить» на альбомном листе своё дерево из любого корня.



IX.Рефлексия.

-Давайте оценим наш урок и нашу работу:
- У вас на парте 3 яблока: красное, жёлтое, зелёное
-Если вы считаете, что урок прошёл интересно, вы себя проявили, хорошо работали и всё поняли- возьмите красное яблоко.
-Если не всё удалось, что-то ещё не получается- возьмите жёлтое яблоко.
-Если вам было сложно на уроке, есть трудности- возьмите зелёное.



Дополнительно.

  • Игра “Найди лишнее слово”.

- А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть “лишнее” слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.



Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.

- Молодцы! А теперь на слух: Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.

- Хорошо!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!