СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однокоренные слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • продолжить формирование УУД, наблюдение учащихся над однокоренными словами;
  • познакомить с понятием “корень”;
  • упражнять в подборе родственных слов и определении корня в родственных словах;
  • обогащение словарного запаса детей посредством изучения концепта “Зима”;
  • активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова.»

Учитель МБОУ СОШ №60 г.Брянска

Осипчук Л.В.




Однокоренные слова.

Урок русского языка во 2 Б классе по УМК “Школа 2100”.



Цели урока:

  • продолжить формирование УУД, наблюдение учащихся над однокоренными словами;

  • познакомить с понятием “корень”;

  • упражнять в подборе родственных слов и определении корня в родственных словах;

  • обогащение словарного запаса детей посредством изучения концепта “Зима”;

  • активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование: доска, проектор, компьютер.

Дополнительные материалы: рабочий лист для каждого ученика, карточки №1 и №2 с заданиями для индивидуальной работы, раздаточные листы с заданиями для работы в группах, презентация к уроку, снежинки зеленые, фиолетовые, желтые(набор у каждого ученика).



Ход урока


  1. Оргмомент.

- Сегодня у нас на уроке гости.

- Мы им рады!

- Улыбнемся друг другу и начинаем работу.

2. Минутка чистописания.

- Прочитайте число, вид работы (12 декабря. Классная работа).

1-й ученик у доски. Звуко- буквенный разбор слова “зима”

2-й ученик у доски:

1.Прочитайте слова: мороз, декабрь, снежок. Запишите по системе СУО:



- Назовите, что общего в этих словах:

a) имя существ.(часть речи);

б) два слога;

в) ударение на 2-ой слог;

г) тема – “Зима”.

2. Назовите “лишнее” слово и признак(мороз).

-На доске написаны буквы О с верхним и нижним соединением.

Вопрос: чем отличаются эти буквы?

-Пропишите букву О на строке, чередуя верхнее и нижнее соединения.

3. Проверка звуко-буквенного разбора слова:

ЗИ МА [З’И М А] – 2 слога, 4 б., 4зв., 2гл., 2 согл.


3. Словарная работа.

- В гости к нам пришла красавица Зима. Заколдовала, заворожила, нашептала она заклинанье, и уснула природа сказочным сном.

- Прочитайте слова на слайде.

- Составьте предложение из слов.

Зима укутала в тяжелые снеговые шубы.

- На уроке мы будем собирать родственников зимы, ее верных слуг.

- Какие слова называются родственными?

Имеют:

  1. Общую часть;

  2. Общее значение;


4. Актуализация знаний.

- Вы видите слова “мороз, морозный, холод”. На какие 3 группы


Им. существительное

Им. прилагательное

Глагол

мороз

морозный

морозит

холод

холодный

холодит


можно разделить их? Запишите.

- Прочитайте слова в первой строке.

- Какие это слова? Докажите. Выделите общую часть(мороз).

- Прочитайте слова во второй строке.

- Что можно о них сказать? Докажите. Общая часть(холод).


5. Заполнение таблицы “Я знаю, я умею”.

- Давайте отделим знание от незнания.

- Поставьте “+” там, где вы знаете и умеете, и “?” – где не знаете.


№ п/п

Я знаю, я умею

В начале урока

В конце урока

1

Я знаю, что такое им. существ, им. прилаг., глагол

+

+

2

Я знаю, какие слова называются родственными

+

+

3

Я знаю, что такое корень

?

+

4

Я умею правильно выделять корень в словах

?

+



Посмотрите, где вы поставили знак “?”


6. Сообщение темы урока и задач.

Тема урока: “Однокоренные слова. Корень слова”

- Назовите тему урока.

- Какие задачи поставите?

Наблюдать за однокоренными словами. Выяснить, почему их так называют.

Выяснить что такое корень.

Научиться правильно находить корень в словах.


7. Открытие нового знания.

1. Значение слова “корень”.

Вопросы:

- Что означает слово “корень”?

а) подземная часть растения, то без чего не может жить растение.

б) корень есть у зуба, у ногтя, у волоса.

- Что общего в этих словах? (Корень – важная часть чего-либо)

- Какое это слово?(Многозначное)

- Почему ученые использовали слово “корень” для названия части слова?(Высказывания детей)

- Узнаем об этом на нашем уроке.

2. Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

- Вы хотите стать садовниками?

- Запишите родственные слова к слову “зима”.

Как ласково называют зиму? (Зимушка)

День во время зимы (какой)? (Зимний)

Проводить где-то зиму, жить зимой? (Зимовать)

Место, помещение где зимой живут охотники, геологи…? (Зимовье)

Выделите общую часть родственных слов.

3.На доске слова: зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье.

- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

- Как называются родственные слова с одинаковым корнем? (Однокоренные)

- Сделайте вывод: Корень – это… (общая часть однокоренных слов).

На доске слова: “зима”, “зимушка”, “зимний”, “зимовать”, “зимовье” с выделенными корнями.

- Прочитайте только корень (зим)

- Нам понятно, что он обозначает? (Все что связано с зимой)

- Сделайте вывод: В корне заключен… (Общий смысл всех однокоренных слов).

4. Закройте глаза и представьте: подул сильный ветер, началась метель.

Слова без корня:

….а,

….ушка,

….ний,

….овать,

….овье.

- Что случилось? Корни слов пропали. Прочитайте оставшиеся части. Понятен смысл?

Сделайте вывод:

Корень это… (главная часть слова)

- Работа над правилом в учебнике (стр. 86).

8.Как правильно выделить корень.

Физкультминутка.

Побудьте в роли учителя.

- Прочитайте текст.

Пришла зема. На дворе холот, стуха. Снек покрыл землю. Ударил сильный морос.

- Исправьте ошибки в тексте

Зима, холод, стужа, снег, мороз.

- Как называют слова, близкие по значению? (Синонимы)

- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?

А недавно ко мне в гости пришли “родственники”.

- Я – гусь. Я – гусыня. А это наши гусята.

- А я их тетя – гусеница.

- Вы согласны? (Гипотезы детей).

- Сделайте вывод: Важно вдумываться в смысл слов.

- Работа над правилом в учебнике стр.87

- Сделайте вывод: Как правильно выделить корень?

Подобрать много однокоренных слов.

Найти слово, которое их может обьяснить.

Выделить общую часть(стр. 87 учебника)

9. Тренировочные упражнения.

1. Работа в группах.

Раздаточный материал на каждую группу.

Найдите “лишнее слово”. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. белка, беленький, белить;

  2. холод, холмик, холодок;

  3. колокол, колоть, колокольчик;

  4. носильщик, нос, носатый;

  5. лед, ледовый, плед;

  6. учить, школьник, ученик.

Задания для индивидуальной работы по выбору (Карточка №1, или №2)


Карточка №1

Карточка №2

Вставь пропущенные орфограммы, выдели их.

Выпиши из текста однокоренные слова к слову “снег”.

Выдели корень.

Вставь пропущенные орфограммы, выдели их.

Выпиши из текста однокоренные слова к слову “снег”.

Выдели корень.

Падает снег на землю. Сн_жинки ложаться неплотно друг к другу. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А как приятно в солнечный зимний денек лепить сн_говика!

Проплясали по сн_гам

Снежные метели,

Сн_гири снеговикам

Песню просвистели

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся сн_жки,

Режут лед снегурки

Снег, снежинки, снежный, снеговик.

По снегам, снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, в снежном, снежки, снегурки

Во всех словах корень СНЕГ-СНЕЖ

(чередование согласной в корне)



10. Итог урока.

1. Тест. Найдите правильное определение корня.

а) Корень – это общая часть всех слов.

б) Корень – это главная часть предложения.

в) Корень – это главная часть родственных слов.

2. Работа с таблицей “Я знаю, я умею”.

В последнем столбике таблицы(в конце урока) поставьте “+” те, кто узнал, что такое корень, и научился выделять корень в словах.

3. Продолжите фразу:

Теперь я умею определять ….

Было трудно ….

Было интересно ……

4. Оценки за урок.

5. А мы не прощаемся с зимушкой-зимой, она только пришла к нам в гости.

И тему сегодняшнего урока “Корень слова” мы будем изучать на других уроках.

Я всем говорю “Молодцы!”

6.Рефлексия.

Украсим наше дерево снежинками:

ЗЕЛЕНЫЕ – вы считаете, что на уроке научились находить корень, и можете помочь другим.

ФИОЛЕТОВЫЕ – вы считаете что поняли, что такое корень, но иногда вам нужна помощь.

ЖЕЛТЫЕ – Вы считаете, что было трудно на уроке.

7. Домашнее задание по выбору:

1-я группа: упр. 120 + задание на карточке.

2-я группа: сочинить сказку о корне.

Для всех: правила на стр. 86, 87.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!