СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова

Цель

Формировать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками

Задачи

развитие умений наблюдать за непроизносимыми согласными в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными

развивать орфографическую зоркость

способствовать развитию речи, кругозора, памяти, внимания.

Формируемые УУД

Личностные: умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов.

на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

КоммуникативныеРазвиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова»

Предмет: русский язык

Класс: 4Б

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: школа России

Технологическая карта

Тема

Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова

Цель

Формировать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками

Задачи

развитие умений наблюдать за непроизносимыми согласными в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными

развивать орфографическую зоркость

способствовать развитию речи, кругозора, памяти, внимания.

Формируемые УУД

Личностные: умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов.

на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Основные понятия

непроизносимая согласная, однокоренные слова, проверочное, проверяемое слово, способ проверки


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Какие это могут быть буквы, как вы думаете?

Ответы на вопросы

Комментированная запись числа.


- умение слушать и понимать других;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.























– Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?

– Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.

Проблемная ситуация. Работа по учебнику.

Чтение со слайда – используется побуждающий диалог.

– Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.)

– Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)

– Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике.

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

  • Что мы сейчас делали?








Предположения детей

Ответы на вопросы


Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?


В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.

Прослушивание орфографической сказки


Работа по учебнику














Составляют план урока - планируют свою деятельность





Формирование представления о словах с непроизносимыми согласными звуками;

- развивать орфографическую зоркость


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


III. Открытие новых знаний

1. На слайде (доске) записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.



При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?

При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – [т] не произносится.

– Сравните и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

2. Проверка выводов при наблюдении за однокоренными словами

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

3. Работа над правилом.

– Это правило письма или закон языка? (Закон языка.)


Работают в парах







Работа над текстом в рамке.

Наблюдают

за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливают несоответствие произношения и написания.

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).



Читают слова, разбивают на группы










Запись слов в 2 столбика



Сравнивают

Делают предположения и выводы

- Познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, способом подбора однокоренных слов;


- понимание морфемной структуры слова,

- способствовать развитию грамотного письма;

-

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике

Упр. 36 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных.

Упр. 47.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками.

Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

-развивать умение видеть орфограмму в словах;

- умение применять правило написания слов с непроизносимыми согласными

Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



V. Итог урока.

Рефлексия

– С какой новой орфограммой вы познакомились?

– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук?–


- Как его можно обнаружить?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Отвечают на вопросы


Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].

Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.



- формировать умение объяснять написание орфограмм, развивать внимание и логическое мышление



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI. Домашнее задание.


1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на правило с. 21, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.