Наблюдение и анализ уроков
Цветопись:
Мое настроение – приятное, спокойное, уравновешенное
Настроение класса – уравновешенное
Настроение учителя – приятное, спокойное
Схема анализа урока №1
Предмет - Русский язык
Учитель-
Класс-3
Тема- «Правописание приставок, оканчивающихся на З/С».
Критерии наблюдения | Анализ |
Приемы организации внимания учащихся на уроке: В начале урока: При изучении нового материала: При закреплении изученного материала: При оценивании ответов учащихся: | Учитель спрашивает, что дети знают о приставках. После того как учитель рассказал о приставках, оканчивающихся на З/С, ребята начали выполнять упражнения. Учитель оценивает работу учащихся на протяжении всего урока, они отвечают на поставленные учителем вопросы, выполняют упражнения и получают хорошие оценки. |
Схема наблюдения за организацией внимания учащихся на уроке.
Наличие установки, создающей мотивационную основу учебной деятельности на уроке (подчёркивание значимости информации и т.п.).
Интересное, захватывающее содержание.
Логичность построения урока (один вид работы или рассуждения вытекают из другого).
Форма изложения учебного материала (эмоциональность, образность, яркость, наличие конкретных примеров, связь с жизнедеятельностью учащихся).
Темы проведения урока.
Смена видов и форум учебной работы на уроке.
Какие использовались способы переключения внимания при смене видов деятельности на уроке или при переходе с одного этапа урока на другой (наличие заданий или установки перед каждым видов учебной работы или этапом, создание мотивации и прочее).
Наличие конкретных заданий, требующих активного внимания (при ответе одного ученика – задание всему классу, например, найти наиболее важные, правильные аспекты; найти не точности или ошибки и прочее).
Способ предъявлений заданий и постановки вопросов (например, в начале задаётся вопрос или даётся задание, а только после этого называется фамилия отвечающего ученика).
Использование групповых форм учебной работы (групповых упражнений, игр, дискуссий) как средства активизации внимания на уроке.
Использование наглядных средств обучения и правильность их предъявления.
Наличие специальных приёмов привлечения внимания (прямые призывы учителя, повышение или понижение голоса, постукивание и прочее).
Общий вывод: Проанализировав посещенный мною урок можно сделать вывод, что внимание в учебной деятельности ученика играет большую роль. Учитель должен различными видами и формами работы на уроке формировать внимание учащихся.
Наблюдение и анализ уроков
Цветопись:
Мое настроение – радостное
Настроение класса – уравновешенное
Настроение учителя – восторженное
Схема анализа урока/классного часа № 2
Учитель:
Класс: 3
Проведение классного часа
Тема: «Учимся решать конфликты»
Критерии наблюдения | Анализ |
Гуманистическая направленность личности учителя: уважение личности ученика | Учитель гуманно относился к ученику, стараясь каждому уделить внимание. Учитель относился уважительно к каждому ученику, старался к каждому найти свой подход, верил в способности каждого ребёнка. Помогал в самосовершенствовании. Учитель проявлял большой интерес к своему делу, показывая искреннюю любовь к детям. |
Общий вывод: Классный час прошёл продуктивно. Эта тема была очень интересной и актуальной для детей данного возраста. Дети с удовольствие принимали участие в обсуждении и не остались равнодушными после него. Каждый для себя сделал вывод, понял, что эти знания помогут ему в дальнейшем.
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей школьника.
Возраст | Психолого-педагогическая характеристика данного возраста | Примеры практических наблюдений |
10-11 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Дети воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Доминирует непроизвольное внимание. |
10-11 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти. |
10-11 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Доминирует наглядно-действенное (чувственное) и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического мышления. |
8-9 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Репродуктивное воображение находится на двух стадиях. |
10-11 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Выступает потребность в общении, которая определяет развитие речи - беседы, слушание, рассуждения, споры. |
8-9 | Учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. | Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. |
Наблюдение и анализ уроков
Цветопись:
Мое настроение – счастливое
Настроение класса – эмоциональное
Настроение учителя – спокойное
Схема анализа урока №3
Предмет: Русский язык
Учитель:
Класс: 3
Тема: «Написание мягкого знака в существительных после шипящих».
Критерии наблюдения | Анализ |
Приемы организации внимания учащихся на уроке: Вначале урока: Повторение предыдущего материала. Приём целеполагания. При изучении нового материала: Самостоятельная и коллективная работа. Пример-игра «Есть мягкий знак на конце существительного или нет?» При закреплении изученного материала: приём провокации (сознательное допущение ошибки и её исправление) При оценивании ответов учащихся: | Перед изучением нового материала учителем на доске были написаны слова, по которым обучающиеся должны были сформулировать тему урока и определить последовательность работы. При изучении нового материала детям была приложена самостоятельная работа, в которой они раскрывали сущность темы и правила, над которым они работали. Также была предложена работа в парах, в которой они вместе разбирались и доказывали друг другу свою точку зрения. Была проведена игра, которая максимально заинтересовала всех детей в изучаемой теме. В предложенной учителем игре дети должны были поднимать руки, если существительное женского рода и на конце стоит мягкий знак, а если существительное мужского рода без мягкого знака – не поднимать. При изучении изученного материала детям было предложено побыть на месте учителя и проверить чужую работу. |
Общий вывод: На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность последовательного характера. Многие ученики поняли новую тему, а тем, которые не усвоили изученный материал, была предложена помощь в виде дополнительного урока после занятий. Также для привлечения внимания осуществлялась самопроверка и самоконтроль заданий.
Положительные результаты урока обеспечены:
Смена одного вида деятельности другим( устная, письменная, самостоятельная, групповая)
Методы ведения урока, способствующее продуктивной деятельности.
Рациональное распределение времени на уроке.
Готовность учителя и ученика помочь друг другу, обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.
Современное проведение физкультминутки на релаксацию для снятия усталости.
Использовался раздаточный материал в виде листочка с заданием.