СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наблюдение за высотой солнца с младшими школьниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное наблюдение можно проводить на уроке окружающего мира с 3-4 классами.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение за высотой солнца с младшими школьниками»

Методическая копилка учителя

Наблюдение за высотой солнца с младшими школьниками

Кроме наблюдений за погодой в 3-4 классах при изучении темы «Смена времен года» желательно проводить наблюдения за высотой солнца в течение учебного года: с сентября по май включительно. Это простые наблюдения, но имеют большое значение для понимания объективных причинно-следственных связей и зависимостей в природе.

Известно, что высота Солнца над горизонтов в течение года сильно меняется, что обуславливает различия в поступлении тепла на зимнюю поверхность, изменения в живой и неживой природе по сезонам года. Высоту Солнца измеряют в градусах эклиметрах.

Подобную работу с младшими школьниками можно проводить упрощенно, без прибора. В качестве своеобразных «высотомеров» Солнца над горизонтом могут служить различно расположенные по высоте неподвижные объекты: деревья, мачты, высокие трубы, дома и т.д..

Наблюдение проводится в одно и то же околополуденное время. Наблюдательным пунктом может быть классная комната, школьный двор или ближайшие окрестности. Главное, чтобы солнце не загораживалось соседними строениями, и его можно было наблюдать даже в декабре при самом низком положении над горизонтом.

Изменения высоты Солнца отмечают на глаз. Данные наблюдений кратко записывают в дневнике или тетради.

Во время наблюдений за высотой Солнца обязательно обращается внимание на связь (соответствие) положения Солнца на небосклоне с количеством тепла, температурой воздуха, с изменениями в живой и неживой природе, и, следовательно, сменой времен года.

Таким образом, мониторинг за высотой Солнца в течение года позволит напрямую связывать и проследить зависимость всех изменений в неживой и живой природе как по отдельным как по отдельным месяцам, так и в течение года, с изменением количества тепла, наклоном солнечных лучей, зависящих от положения Солнца на небосводе.

Определение сторон горизонта

При отсутствии компаса стороны горизонта можно определить различными способами:

  1. Солнце бывает на востоке в 7 часов утра, в 13 часов на юге, в 19 часов на западе.

  2. В солнечную погоду можно сориентироваться при помощи часов. Для этого часы кладут горизонтально, направив часовую стрелку на Солнце. Прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1, указывает направление на юг.

  3. В безоблачную ночь можно найти север по Полярной звезде. Для этого находят на небе созвездие Большой Медведицы, состоящей из 7 ярких звезд, расположенных в форме ковша. Через две крайние звезды ковша Большой Медведицы мысленно проводим прямую, на которой откладывают пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда расположенная на севере.

  4. Весной можно сориентироваться по таянию снега: склоны обращенные на юг, освобождаются от снега раньше. Нельзя ориентироваться по отдельно стоячим пням и деревьям. Форма кроны дерева зависит и от освещенности, а чаще от направления господствующих ветров. Неверно и то, что с южной стороны годовые кольца на пнях бывают шире. Не подтверждается также распространение о том, что муравейники бывают расположены с южной стороны дерева.













































































Фенология – система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с движением Земли вокруг Солнца. Термин был предложен в 1853 году бельгийским ботаником Шарлем Морганом.

Фенология растений – раздел ботаники, изучающий периодичность в развитии растений в связи с сезонными явлениями в природе. На основе фенологических наблюдений можно более или менее точно установить сроки пробуждения деревьев и кустарников после зимнего покоя, дать прогноз интенсивности цветения и обильности урожая плодов, установить состояние пород перед зимовкой и спрогнозировать адекватность вида местным условиям (актуально при интродукции).

Фенофаза – это регулярно и закономерно повторяющиеся явления роста и развития растения и его отдельных органов.

Цикл прохождения фенофаз составляет 1 год.

В различные годы одни и те же фенофазы могут проходить в разные календарные сроки при сохранении последовательности смены фенофаз.

























































Маршрутный метод учета птиц

Учет проводится следующим образом: наблюдатель проходит линию и отмечает на карте участка всех встречных птиц на одну сторону от себя на полосе в 50 метров. Дойдя до конца линии, наблюдатель отсчитывает 50 метров до соседней полосы и проходит ее в обратном направлении до следующей линии. Расстояние между встречными птицами отмечают количеством шагов между встречами. На основании всех данных составляется подробная карта учетов, по которой можно судить о размещении птиц и о гнездящихся на участке видах.

При определении численности птиц каждый поющий самец принимается за пару (в период гнездования). Данный метод учета птиц позволяет судить о частоте встречаемости каждого вида при подвидовом учете. Если на 1 км участка встречается от 10 до 7 пар, то вид считается фоновым, если количество пар сокращается до 6-3, то вид называют обычным. При частоте встречаемости 1-2 пары, вид является редким.