Методическая копилка учителя
Наблюдение за высотой солнца с младшими школьниками
Кроме наблюдений за погодой в 3-4 классах при изучении темы «Смена времен года» желательно проводить наблюдения за высотой солнца в течение учебного года: с сентября по май включительно. Это простые наблюдения, но имеют большое значение для понимания объективных причинно-следственных связей и зависимостей в природе.
Известно, что высота Солнца над горизонтов в течение года сильно меняется, что обуславливает различия в поступлении тепла на зимнюю поверхность, изменения в живой и неживой природе по сезонам года. Высоту Солнца измеряют в градусах эклиметрах.
Подобную работу с младшими школьниками можно проводить упрощенно, без прибора. В качестве своеобразных «высотомеров» Солнца над горизонтом могут служить различно расположенные по высоте неподвижные объекты: деревья, мачты, высокие трубы, дома и т.д..
Наблюдение проводится в одно и то же околополуденное время. Наблюдательным пунктом может быть классная комната, школьный двор или ближайшие окрестности. Главное, чтобы солнце не загораживалось соседними строениями, и его можно было наблюдать даже в декабре при самом низком положении над горизонтом.
Изменения высоты Солнца отмечают на глаз. Данные наблюдений кратко записывают в дневнике или тетради.
Во время наблюдений за высотой Солнца обязательно обращается внимание на связь (соответствие) положения Солнца на небосклоне с количеством тепла, температурой воздуха, с изменениями в живой и неживой природе, и, следовательно, сменой времен года.
Таким образом, мониторинг за высотой Солнца в течение года позволит напрямую связывать и проследить зависимость всех изменений в неживой и живой природе как по отдельным как по отдельным месяцам, так и в течение года, с изменением количества тепла, наклоном солнечных лучей, зависящих от положения Солнца на небосводе.
Определение сторон горизонта
При отсутствии компаса стороны горизонта можно определить различными способами:
Солнце бывает на востоке в 7 часов утра, в 13 часов на юге, в 19 часов на западе.
В солнечную погоду можно сориентироваться при помощи часов. Для этого часы кладут горизонтально, направив часовую стрелку на Солнце. Прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1, указывает направление на юг.
В безоблачную ночь можно найти север по Полярной звезде. Для этого находят на небе созвездие Большой Медведицы, состоящей из 7 ярких звезд, расположенных в форме ковша. Через две крайние звезды ковша Большой Медведицы мысленно проводим прямую, на которой откладывают пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда расположенная на севере.
Весной можно сориентироваться по таянию снега: склоны обращенные на юг, освобождаются от снега раньше. Нельзя ориентироваться по отдельно стоячим пням и деревьям. Форма кроны дерева зависит и от освещенности, а чаще от направления господствующих ветров. Неверно и то, что с южной стороны годовые кольца на пнях бывают шире. Не подтверждается также распространение о том, что муравейники бывают расположены с южной стороны дерева.
Фенология – система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с движением Земли вокруг Солнца. Термин был предложен в 1853 году бельгийским ботаником Шарлем Морганом.
Фенология растений – раздел ботаники, изучающий периодичность в развитии растений в связи с сезонными явлениями в природе. На основе фенологических наблюдений можно более или менее точно установить сроки пробуждения деревьев и кустарников после зимнего покоя, дать прогноз интенсивности цветения и обильности урожая плодов, установить состояние пород перед зимовкой и спрогнозировать адекватность вида местным условиям (актуально при интродукции).
Фенофаза – это регулярно и закономерно повторяющиеся явления роста и развития растения и его отдельных органов.
Цикл прохождения фенофаз составляет 1 год.
В различные годы одни и те же фенофазы могут проходить в разные календарные сроки при сохранении последовательности смены фенофаз.
Маршрутный метод учета птиц
Учет проводится следующим образом: наблюдатель проходит линию и отмечает на карте участка всех встречных птиц на одну сторону от себя на полосе в 50 метров. Дойдя до конца линии, наблюдатель отсчитывает 50 метров до соседней полосы и проходит ее в обратном направлении до следующей линии. Расстояние между встречными птицами отмечают количеством шагов между встречами. На основании всех данных составляется подробная карта учетов, по которой можно судить о размещении птиц и о гнездящихся на участке видах.
При определении численности птиц каждый поющий самец принимается за пару (в период гнездования). Данный метод учета птиц позволяет судить о частоте встречаемости каждого вида при подвидовом учете. Если на 1 км участка встречается от 10 до 7 пар, то вид считается фоновым, если количество пар сокращается до 6-3, то вид называют обычным. При частоте встречаемости 1-2 пары, вид является редким.