Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление
Словарная работа : активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.
Художественное слово : «Рябина» И. Токмакова.
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Наблюдение за дождем
Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Словарная работа : активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;
обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.
Художественное слово : «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
И устал, и перестал.И. Токмакова.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
Наблюдение
за птицами
Цель : Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».
Словарная работа : активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин,
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет в дали.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : «солнце высушивает предметы и песок»
Наблюдение за листопадом .
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Словарная работа : активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат
Художественное слово: «Парк».
Разноцветный парк,
Разноцветный сад
Листопад начался,
Начался листопад
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат М.Авдеева
Беседа по содержанию стихотворения
Исследовательская деятельность : Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?
Наблюдение за транспортом
Цель: Закреплять название улиц села, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.
Словарная работа : активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход, Набережная, Кандалакша, Нива; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.
Художественное слово : Шуршат по дорогам веселые шины-
Спешат по дорогам машины, машины…
А в кузове важные, срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шофера трудна и важна
А как она людям повсюду нужна.
Беседа по содержанию прогулки.
Исследовательская деятельность : рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.
Наблюдение за ветром
Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.
Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.
Методический прием : Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.
Художественное слово : «Одинокий пастух»– релаксация
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый и
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
Будем ее друзьями,
Будем ее любить и защищать. Д Лолей
Исследовательская деятельность : при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
Наблюдение за инеем.
Цель : Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.
Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.
Художественное слово : В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре.
Как серебряные блюдца
Блещут лужи на заре.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.
Наблюдение за гроздями рябины
Цель : Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.
Словарная работа : активизация: рябина, дерево, осень, листопад; обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.
Методические приемы : загадка, беседа внешнем виде и пользе дерева
Стройная и прекрасная,
На ней ягодка красная.
Исследовательская деятельность : выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.) Напомнить, что паук не является насекомым.
Словарная работа : активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.
Художественное слово : загадки о насекомых.
Исследовательская деятельность : обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.
Прогулка по экологической тропе.
Цель : Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?
Словарная работа : активизация: березка, золотая, роща; обогащение: багряная
Художественное слово: Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.
Наблюдение за туманом
Цель : Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.
Словарная работа : активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.
Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.
Художественное слово : Кто - то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром - исчез!
Не осталось не пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота. И. Такмакова.
В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».
Исследовательская деятельность : «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.
Наблюдение за листопадом.
Цель : закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.Словарная работа : активизация: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, - березняк, ольховник, дубрава,
Художественное слово:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Исследовательская деятельность : опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.
Наблюдения за изменениями в лужах.
Цель : напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.
Словарная работа : активизация: серая лужа, расхлюпалась,
моросило; обогащение: хрустит, дрожит.
Художественное слово :
Мне серая лужа простудой грозила
Расхлюпалась грязь
И весь день моросило.
И не было в мире скучнее двора
Чем тот, где пытались гулять мы вчера.
Сегодня на ветках не капли, а льдинки,
По грязи идем, не испачкав ботинки,
А бывшая лужа с водой ледяной
Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.
Наблюдение за небом
Цель : развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.
Словарная работа : активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный; обогащение: шатер, стремится.
Художественное слово : (загадка)
Шатер огромный над землей
Так часто цвет меняет свой.
Бывает синий, голубой,
Бывает серый и седой.
Бывает черный, звездный,
Бывает очень грозный.
Он посылает дождь и снег,
К нему стремится человек
Он радугой порой играет.
И нет ему конца и края.
Исследовательская деятельность : «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.
Наблюдение за дождем
Цель : закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.
Словарная работа : активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу; обогащение: осадки, поспевать, подгонять.
Художественное слово : загадка Из маленьких капель я состою,
А домик мой - туча, я в нем живу.
С большой высоты я на землю лечу-
Скорее все прячьтесь, а то намочу!
Исследовательская деятельность : учить детей слышать стук капель дождя и подбирать разные поверхности для ударов капель.
Прогулка по экологической тропе.
Цель : Продолжать знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая - не живая» природа. Развивать наблюдательность, чувство ответственности за растения, желание их оберегать.
Словарная работа : активизация: утро, лепестки, тропа; обогащение: полдень, венчик, птенчик, цветник, фитоогород, мята, валериана.
Художественное слово : (пальчиковая гимнастика проводится около цветника)
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик-
И теперь он будет спать
До утра как птенчик.
Беседа по содержанию стихотворения .
Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветник, это объект природы. Он находится на экологической тропе. Его надо охранять, ухаживать за ним. Дети с воспитателем посещают объект «камень» и обнаруживают, что он не изменился, потому, что не является живым (признаки живого). Следующая остановка - «фитоогород». Дети закрепляют названия лекарственных растений, рассказывают об их пользе. Собирают несколько веточек валерианы и мяты с целью заваривания с чаем на ужин.
Исследовательская деятельность : развивать обанятельную память детей (нюхание мяты, валерианы, веток тополя, листьев и почек березы)
Осмотр участка
Цель: Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.
Учить применять народные приметы в жизни.Методический прием : беседа с целью закрепления и пополнения знаний об осенних приметах.
-Какое время года?
-Докажите, что осень.
-Какая осень?
-Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки).
Издавна народ внимательно наблюдает за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне.
Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней . - В октябре и лист на дереве не держится.
- Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной заме, изнанкой вверх – зима будет теплая.
- Солнце садится красное – погода будет ясная.
Наблюдение за ветром
Цель : Пополнять знания о ветре, его силе, направлении, поддерживать интерес к неживым объектам природы Поддерживать познавательный интерес, развивать речь.
Словарная работа: активизация: ветер- ветерок, задувает, подтолкнуть; обогащение: штормовой, пронизывающий.
Художественное слово: Я березку качну, я тебя подтолкну.
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я?
Можешь отгадать? (ветер).
Исследовательская деятельность . С помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление.
Наблюдение за небом и дождем.
Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.
Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.
Ветер в поле воет, дождик моросит .
Беседа по содержанию стихотворения.
положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
Наблюдение за утренними заморозками
Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.
Художественное слово : Утром лужица искрится
Синим, тоненьким ледком…
Зайчик солнечный боится
Нынче бегать босиком.
наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.
Октябрь
Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.
Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»
Художественное слово : Наступил октябрь,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:
Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.
Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.
Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.
Наблюдение за дождем, мокрым снегом .
Цель : Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.
Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.
Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.
Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.
Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.
Словарная работа : активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.
Художественное слово : Уходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось лето где-то.
Экскурсия на огород
Цель : закреплять знания об экосистеме «огород», названия овощей. Вспомнить, как собирают овощи, как и где их хранят, (овощехранилище) какие заготовки делают на зиму.
Словарная работа : активизация: поздняя, грачи, поля, опустели овощехранилище; обогащение: заготовки, овощехранилище, консервировать, квасить, закатывать
Художественное слово :
Поздняя осень,
Грачи улетели.
Лес обнажился,
Поля опустели . Н.Некрасов.
Беседа об урожае , его хранении, заготовка на зиму.
Исследовательская деятельность : картофель, оставшийся в земле гниет, потому, что ему нужна сухость и темнота.
Наблюдение за солнцем
Цель : пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.
Словарная работа : активизация: солнышко, алые, шелест, шорох, пестрые; обогащение: ворохи, кузовок, полярная ночь.
Художественное слово :
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты!
Желтые да алые
Кружатся листы.
В шелесте, да шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежат. М. Пожаров
Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит
Исследовательская деятельность : изготовление солнечных часов.
Карточка №30
Осмотр участка
Цель: закреплять характерные осенние приметы, развивать наблюдательность, память
Словарная работа : активизация: листопад, облетели, серое, голые; обогащение: перелетают, пролетные.
Художественное слово : дети читают стихотворения, рассказывают о народных приметах осени.
Летом - холодит,
Осенью - питает,
Зимой – согрева
Наблюдение за падающими снежинками.
Цель : Поддерживать интерес к природным явлениям.
Словарная работа : активизация: снежинка, звездочка; обогащение: шестиугольная, серебристый.
Художественное слово : Тихо, словно бы во сне,
Закружился в тишине
Первый снег и зашептал:
-Как давно я не летал.
Он кружился, первый снег,
Серебристый, хрупкий.
Подарил снежинку мне,
Вот она на куртке!
Беседа по содержанию стихотворения.
-Как падают снежинки? (тихо, красиво….)
-На что похожи снежинки? (звездочки, цветы…)
Дети рассматривают, выясняют, откуда летят снежинки, что происходит с
ними на ладошке? В луже? В сугробе?
Исследовательская деятельность : снег быстро тает, попадая в лужу, на ладошку.
Наблюдение за действием ветра.
Цель : Развивать практические навыки детей (определение силы, направление ветра, развивать конструктивную деятельность, развивать речь, логическое мышление).
Словарная работа : активизация: ветер, султанчик ;обогащение: ветромер.
Методические приемы : загадка: «Без рук, без ног, а калитку открывает? (ветер)
Беседа о ветре : - почему вы решили что это ветер?
- сегодня есть ветер?
- докажите, с помощью чего можно измерить силу ветра? (помочите палец, посмотрите на маленькие ветки, сухие травинки, на одежду детей( шевеление шарфов, кистей на шапках) снежинки, фантики, султанчики, мельницы и т.д.)
Исследовательская деятельность :
Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить.
Прислушайтесь, что делает ветер? (воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает…)
Рассматривание берез покрытых инеем .
Цель : Закрепить название деревьев, растущих на участке детского сада.
Напомнить, что иней кристаллики льда. Иней - тоже вода. Воспитывать
видение красоты, умение любоваться ею.
Словарная работа : обогащение: иней, хата, береза, лекарственная, лечебная, полезная, активизация: белостволая, стройная.
Художественное слово : Стоят деревья в инее-
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее. (М. Дружинина)
Беседа по содержанию стихотворения .
Наблюдение : воспитатель с детьми находят березу и рассматривают ее.
- какая береза? ( стройная, нарядная, тонкая, красивая, снежная, пушистая, блестящая, белостволая.)
Воспитатель рассказывает о целебной силе дерева, о его использовании в быту.
Исследовательская деятельность : Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.
Наблюдение за солнцем, небом.
Цел ь : Развивать наблюдательность, монологическую речь, расширять знание народных примет, учить детей объяснить их. Обратить внимание на солнце: (оно все реже показывается из-за сопок, не греет.
Словарная работа : активизация: тучи, тяжелые ; обогащение: свинцовые тучи
скажите, какое небо! (серое, свинцовое, хмурое, грустное).
- Что есть на небе? (облака, тучи)
- В пасмурную погоду дети определяют, что солнце днем есть, но его лучи не проходят через густую толщу (слой) туч и облаков (в зависимости от погоды). Какие бывают тучи?
Наблюдение за трудом взрослых
Цель : Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное, закреплять знания о профессиях.
Словарная работа : активизация: профессия, труд, польза; обогащение: трудолюбивый, слесарь, врач, учитель
Наблюдения и беседа : Воспитатель выводит детей за участок, и наблюдают за: дворником, мусороуборочной машиной, машиной скорой помощи, машиной – газ и т.д.
Дети рассматривают транспорт, определяя его назначение, рассказывают о труде и значимости людей, работающих на этой машине.
Художественное слово : Загадывание загадок об орудиях труда.
Исследовательская деятельность : подметать мусор лучше широким и пушистым веником (детям предлагается убрать мусор с дорожки различными инструментами)
Наблюдение за дождем, мокрым снегом
Цель : Отметить, что дожди сменяются снегопадами. Становится холодно. Снег часто не тает за день, лужи замерзают. Отметить различия: осенние дожди долгие и холодные, часто меняются снегопадом.
Словарная работа : активизация: промочить, пасмурно; моросящий дождь.
Художественное слово : Уходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета
Затерялось лето где-то.
Ходит осень,
Бродит осень.
Беседа по содержанию стихотворения
Народные изречения
Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл.
Словарная работа : активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, фольклор, сирота, суровая.
§ Сентябрь лето кончает, осень начинает
§ В сентябре и лист на дереве не держится
§ Кто рано встает, тот грибы все берет,
А ленивый, да сонливый, идет после за крапивой.
§ Осень, осень. В гости просим,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
Беседа по каждому изречению .
Ноябрь.
Цель : напомнить, что ноябрь - последний осенний месяц. Учить самостоятельно определять погоду по признакам и приметам, развивать доказательную речь. Поддерживать и развивать знание фольклора.
Словарная работа : активизация: ноябрь, поздняя осень; предзимье, чернотроп, ледяные гусли, государыня, полярная ночь.
Художественное слово : Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню- зиму.
Методический прием: беседа о ноябре.
Цель: рассказать, что ноябрь последний осенний месяц. В этом месяце погода резко меняется: наступает полярная ночь, солнце выходит очень редко и не надолго. Оно не греет, поэтому так холодно. Небо почти всегда затянуто тучами. Земля готовится к зиме: часто идет снег, но он долго не лежит на земле, потому, что земля еще полностью не остыла. Народное название месяца – «чернотроп».
Вспомнить, как готовятся звери к зиме.
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.
Словарная работа : активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.
Художественное слово : Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора:
Стоял ноябрь у двора.
Беседа по содержанию стихотворения
Наблюдение за ветром
Цель: учить сравнивать погоду, устанавливать причинно- следственные связи.
Словарная работа : активизация: ветерок, обогащение: шалун.
Художественное слово :загадка об осени : Без рук, без ног,
А ворота открывает.
Исследовательская деятельность :
продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.