СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Набор зрительных диктантов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зарядка для ума - Набор зрительных диктантов, позволяющих расширить угол зрения, развивать орфографическую зоркость и, как следствие, увеличить технику чтения.

Просмотр содержимого документа
«Зарядка для ума»


 ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

И  ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

«Дети сначала учатся чтению и письму,

а потом посредством чтения и письма»

русский психолог Б.Г.Ананьев

Чему учить и как учить – два вечных вопроса, вызывающих споры методистов, авторов учебных программ и практикующих учителей. Можно ли дать ответ сразу на все эти вопросы и из множества самых современных, а так же традиционных методик выбрать одну - лучшую, самую эффективную для каждого, кто хочет изучать язык? Пожалуй, это невозможно. Ведь не существует хотя бы двух одинаковых детей. Эффективность обучения обеспечивается, прежде всего, сочетанием самых действенных и прогрессивных методов.

  Работая в школе, я с первых  же дней столкнулась с проблемой формирования грамотности учащихся.  Все педагоги сходятся во мнении, что можно  добиться от  учащихся знания правил русского языка. Каждый учитель проводит многочисленные и разнообразные упражнения по отработке каждого орфографического правила и, тем не менее, письмо учащихся изобилует ошибками, т. к. большинство современных детей не переносят в свою практическую деятельность знание грамматического правила, особенно, если меняется условие работы.  То есть, учащиеся могут правильно выполнять упражнение на применение того или иного правила, но в диктанте  это правило уже не использует, тем более, в самостоятельных и творческих работах. Знания и умения  по русскому языку очень непрочные и  без постоянного повторения быстро  утрачиваются, дети затрудняются в нахождении  в тексте слова на изучаемое правило. Это умение – орфографическую зоркость -  необходимо у них специально вырабатывать. Современный ребёнок гораздо медленнее и с большим трудом овладевает техникой чтения. В младших классах учащиеся, в основном, читают или вяло, медленно  или очень торопятся. При чтении дети часто ошибаются: не прочитывают окончания, пропускают буквы, читают по догадке, и т.д.  В  старших классах также, читая  новый текст, они обычно затрачивают много времени,  затрудняются в прочтении сложных слов, допускают ошибки, искажающие звуковой состав слова. Это мешает ученикам понимать прочитанное, препятствует приобретению новых знаний, затормаживают общее развитие.

Учитывая все это, убеждена в необходимости  особое внимание уделять упражнениям, развивающим умение замечать орфограммы в предложении.

Зрительный диктант  как вид работы полезно применять с целью  развития оперативной, смысловой, зрительной памяти учащихся, а в конечном счете - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографически грамотного письма. Зрительные диктанты  позволяют развивать орфографическую зоркость, навык фонематического анализа, самоконтроль.

Зрительный диктант как вид работы требует от учащихся выполнения операций запоминаний, анализа и синтеза на уровне звука и буквы, слова и предложения. Данная методика  была апробирована учителями школ  в различных регионах России и дала хорошие результаты.

С этой целью широко рекомендованы тексты И. Федоренко, но их количество недостаточно, да и методика их проведения показалась не совсем удобной. Классическая методика мною была адаптирована и моей обработке она выглядит несколько иначе.

Во-первых, диктанты начинаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв, и пишем их все года обучения.

Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм, например, простым карандашом. Таким образом, «фотография» получается цветной. Можно раскрыть понятие «текст» и дать отличие текста от предложений, не связанных по смыслу. Каждый раз звучит вопрос: «Что общего в словах каждой пары и чем они отличаются? Это воспитывает повышенное внимание к написанному слову. Позже по мере знакомства с грамматическими правилами детей можно познакомить с понятиями сильная - слабая позиции. Всё это ни что иное, как целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

Последовательность ознакомления с грамматическим материалом в 1 классе зависит от того, по какому букварю работает учитель. Следует запомнить, что над каждым набором текстов необходимо работать 3-4 урока, т.е. до тех пор, пока не исчезнут ошибки. Можно использовать диктанты на фоне разгадывания ребусов и головоломок.

Во 2 и последующих классах учитель продолжает писать диктанты, используя для повторения и закрепления изученного только наборы, состоящие из предложений.

Содержание наборов для диктантов может быть различным, но должен остаться одинаковым сам принцип их составления, а именно: последовательное увеличение сначала слов, затем предложений на одну букву.

Возможности наборов велики.  Предложения из наборов можно использовать  на уроках русского языка, как зрительные диктанты и на уроках чтения для орфографического чтения. Можно проводить устные звуковые диктанты, индивидуальные и хоровые. При хоровом диктанте ставится задача общей проверки  грамотности. Если при хоровом чтении в слове будет допущена ошибка, её надо исправить. При индивидуальной проверке можно ставить оценку за ответ.

       Самое важное, во всей работе – точность орфографического чтения. Это главное условие должно соблюдаться учителем и выполнятся детьми. На первых порах слова можно произносить медленнее, но не по слогам. При чтении текстов не требуется пояснении значений слов.

         Когда дети приобретут навыки орфографического чтения произношения, можно будет спрашивать часть прочитанного на оценку. Опрос – это устный диктант. Учитель диктует, как мы говорим, а ученик отвечает, как бы он написал. Произношение ученика должно быть четкими, не вызывающими сомнения. Повторение слов и полезно и приятно детям. Можно повторять отдельные слова  фразы 2 – 3 раза. Когда будет освоена основная масса общеупотребительных слов, повторять надо будет лишь те слова, которые реже встречаются и трудные для произношения.

За основу можно брать наборы И.Федоренко (Приложение 1), значительно их расширив, что нетрудно сделать любому учителю. Важно правильно дозировать время, отводимое на прочтение, осмысление и запоминание предложения, показанного учителем. Важно помнить, что количество знаков-букв увеличивается, а время практически не изменяется. Это способствует возникновению у детей внутренней команды: «Надо успеть прочитать», - что в свою очередь заставляет увеличивать горизонт бокового зрения.

Результат проведения зрительных диктантов во многом будет зависеть от интуиции, терпения, интеллекта и педагогического мастерства учителя. Ежедневное их использование на уроках, возможно, заставит пересмотреть поурочные и тематические планы, а главное, по-другому взглянуть на проблемы грамотного письма.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!