СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Начальная форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Начальная форма глагола

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Начальная форма глагола"»

Урок русского языка по теме : «Неопределенная форма глагола»



Тип урока: « Открытие нового знания».

Цели урока:

  • познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;

  • развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;

  • закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;

  • развивать мыслительные операции сравнения, класификации;

  • воспитывать самостоятельность у учащихся.

Формирование УУД.

Личностные:

признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

  • сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

  • вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

  • делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

  • подтверждать аргументы фактами;

  • слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

1.С.В. Иванов, М.И. КузнецоваЛ.В. Петленко-М.: Вентана-Граф,2014

2. Карточки с заданиями для работы в парах.

3. Карточки с заданием для индивидуальной работы.

4. Презентация.

5. Смайлики для рефлексии.




Ход урока

1.Этап мотивации к учебной деятельности. Организационноый момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Четко смело говорим

И тихонечко сидим.

Руки- на месте,

Ноги-на месте,

Локти у края,

Спинка-прямая!

2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Чистописание.

Ф фил фильм фильмы фильмом

ин ны интересный интересным интересных

  • Прочитайте слова первой строчки. Это форма слова или однокоренные слова? Почему так думаете? ( это форма слова, т.к изменяется только окончание, одинаковое значение и одинаковая основа у слов.)

  • Прочитайте слова втлорой строчки и сделайте вывод.

  • А при помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?

Словарная работа. Слайд №1

-Вставьте пропущенную букву, поставьте ударение.

П.длежащее, ск.зуемое, опр.деление, д.полнение, гл.гол, обст.ятельство.

-Какое слово лишнее? Почему? ( глагол, т.к это часть речи, а все остальные слова члены предложения)

-Какие еще части речи знаете?

-Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор у нас на уроке. ( диалог разыгрывают двое детей)

-Что вы любите больше всего?

-Люблю действовать!

-Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

-Что вы можете сказать о своей роли в речи?

-Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- и вес в действие придет!(глагол)

-Верно. Мы на уроках уже много говорили об этой части речи. Как вы думаете, мы уже все знаем о ней? (нет). Хотите узнать новое о глаголе?

  1. Этап выявления места и причины затруднения. Слайд 2.

Найдите глаголы в предложениях, определите время и число. ( дети работают в парах, у каждого на парте карточка с предложениями и таблица)

Наш класс идет в музей. Маленький мальчик играл в мяч. Скоро мы будем писать сочинение. Трудно увидеть в лесу дикое животное. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время









(Проверка. Дети зачитывают какие глаголы они нашли. Клик мышкой, появляется таблица с глаголами.)

-Вы смогли определить время и лицо глаголов увидеть, читать?( запишите их в четвертый столбик)

-В чем затруднения? ( не изменяются по временам) А чем похожи эти глаголы? (Вопросы, на конце- ть)

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

    Ребята, предложите, как можно назвать форму у глаголов, в которых не определишь ни время, ни лицо? ( ответы детей)

    Это неопределенная форма глагола. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Слайд № 3

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? ( Что делать? Что сделать?) А какого вида эти глаголы? ( совершенного и несовершенного)

  1. Этап реализации построенного проекта.

Сраните наш вывод с определением в учебнике на с. 100. ( читают правило)

-Что мы еще не сказали о глаголе очень важное? ( глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти, -чь) Слайд № 4.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-В тетеради сделайте два столбика, в первый будем записывать глаголы несовершенного вида, какой вопрос запишем? А во второй столбик совершенного вида, какой вопрос запишем?

Я называю глагол в неопределенной форме, а вы записываете антоним.

Открыть, плакать, говорить, прилететь, прибежать, брать, войти, раздевать, принести. ( на доске футбольные ворота Что делать? Что сделать?, игра «Забей гол»)

_ Возьмите карандаши и выделите суффиксы у глаголов. ( взаимопроверка )

  1. Физминутка, проводят дети.

    -Как живешь?

    -А идешь?

    -Как бежишь?

    -А плывешь?

    -Ешь обед?

    -Машешь вслед?

    -Утром спишь?

    -А шалишь?

  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- А сейчас возьмите карточку № 2. Вам необходимо от предложенных глаголов образовать неопределенную форму, но учтите, что вид глагола не меняется. Все формы одного слова-это глаголы одного вида. Правильно задавайте вопрос!

Играю, играешь, играл-...

Сидят, сидим, сидел-...

Скажу, скажешь, сказал-...

Нарисую, нарисуют, нарисовал-...

_ И еще очень важное нам надо запомнить! Суффиксы -ть, -ти,-чь в основу глаголов не входят, т. к. не образуют новые слова, только меняют форму. Слайд №5

Посмотрите на экран и найдите ошибки.

Купить, обедать, бегать, войти, прыгать, думать. (выделены основы)

9.Этап включения в систему знаний и повторения.

  • А сейчас поиграем. У меня на карточке записан глагол, ученик показывает жестами действие, а дети отгадывают, записывают, выделяют суффикс и основу.

Плакать,прыгать, бегать, стричь, нести, писать, смотреть.

  • Замените фразеологический оборот глаголами в неопределенной форме, выделите суффикс.

    Пускать пыль в глаза (врать)

    Зарубить на носу ( запомнить)

    Держать язык за зубами (молчать)

    Вешать нос (грустить)

    Дать словао( обещать)

    Мозолить глаза ( мешать)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  • Что нового узнали на уроке?

  • На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

  • Какие имеют суффиксы? Входят ли они в основу?

  • Оцените свою работу ( дети показываю смайлики), оценивание учителем.

  • Д.з. с. 100, упр. 2

  • В заключении я прочту стихотворение о том, как один ученик учил глаголы.

    «Я учу глаголы.»                                     Открываю: наш сосед…

  • Я пришел из школы,                            ( Он живет под нами)

  • Я учу глаголы…                                  Не причесан, не одет-

  • Мне их выучить -  пустяк!                 В тапках и пижаме.

  • У меня свой метод!                             Он кричит:

  • Применяется он так,                           «Прошу прощенья!

  • Новый метод этот:                               Это что - землетрясенье?

  • «Кричать» - кричу,                              Или, может быть, слоны

  • «Вертеть»- верчу,                                Надо мной поселены?!

  • «Двигать»- двигаю,                             - Уважаемый сосед,

  • «Прыгать»- прыгаю.                            Никого в квартире нет.

  • Я и прыгал! Я и двигал!                      Я пришел из школы

  • Я и топал! Я и пел!                              И учу глаголы…

  • Пел, пока у нас в прихожей

  • Вдруг звонок не зазвенел!...

                                             ( В.Воскобойников)

  • Желаю, чтобы у вас не возникло трудностей дома, когда вы будете выполнять домашнее задание! Спасибо за урок! Слайд № 6.




Скачать

© 2021 450 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!