2 | Актуализация знаний (10мин) | - Что такое история? (слайд 1) История – наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. (слайд 2)Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд. Раздаю детям кроссворды. Человек, занимающийся раскопками. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. Учреждение, где хранятся документы. Предмет, выставленный в музее Таблица с перечнем всех дней в году Наука, изучающая прошлое человечества. Деловая бумага. - Прочитайте выделенное слово. Кто это? (слайд 3) -Древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн. Дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Считается, что он родился в Галикарнасе, греческом городе на юго-западе Малой Азии, находившемся тогда под властью Персии. В юности Геродот принимал участие в восстании и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму и в стране скифов. Писать «Историю», прославившую его на века и тысячелетия, Геродот, вероятно, начал в своих странствиях. Это колоссальный труд — изложение событий от мифических времен до современных автору греко-персидских войн. Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз. Вернувшись еще молодым человеком на родину, в Галикарнас, путешественник вновь принял участие в народном движении против тирана Лигдама и содействовал его свержению. Под конец жизни он уехал в Италию, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка. | История – наука о прошлом Дети заполняют кроссворд Его называют «отцом истории». Слушают рассказ учителя | Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. |
3 | Новая тема (10-15 мин) Физкультминутка | -Откройте учебники на стр. 4 - прочитайте тему урока (чтение вслух) -Ребята, давайте определим задачи урока (слайд 4) - Как вы думаете, о чем пойдет речь? - А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей? Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ребята, какие у вас есть предложения, на какие периоды делиться история? Теперь проверим ваши догадки на стр. 4 -Так на какие же периоды делиться история? - Ребята, сейчас мы проверим вашу память, даю вам 30 сек. Вы посмотрите на периоды, потом постараетесь перечислить все в правильном прядке (спрашиваю пару человек) -Как вы думаете, о каком периоде пойдет сегодня речь на нашем уроке? (слайд 5) - Верно, о первобытной истории. -Ребята, посмотрите иллюстрацию на стр. 4 учебника и скажите пожалуйста, чем первобытные люди схожи с современными людьми. -Что общего с обезьяной, а что общего с человеком? (слайд 6) Обратите внимание на ЧЕЛЮСТЬ, НАДБРОВНЫЕ ДУГИ, СТРОЕНИЕ ЧЕРЕПА. -Мы с вами сравнили первобытного и современного человека, а что можем сказать о группах организованных первобытных людей? -Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. (слайд 7) Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода. Прочитайте текст просебя на с. 4–6 учебника и приготовьтесь ответить на вопросы Примерно на прочтение текста вам 5-7 мин Вопросы к тексту: 1)Почему первобытные люди появлялись именно в Африке? Найдите ответ в учебнике и зачитайте. 2)Как жили первобытные люди сообща или поодиночке? А как вы думаете почему? 3)А от куда же у древнего человека появился огонь? Ответ найдите в учебнике -Рассмотрите иллюстрации на стр. 5 и скажите, что изменилось в облике и в быту человека за 40 тыс. лет истории -Что вы видите на заднем плане? -Какие орудия труда? Какие орудия можно увидеть на картинке 2? -Как изменились занятия людей в течении первобытной эпохи? Зачитайте из учебника Где-то в Африке Восточной Более 2-х млн. лет (это точно), Человек древнейший жил Давайте покажем, каким же он был. Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают) Но делать уже кое-что они могли. Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней) Один о другой их постучали, (стучат кулачками) И раскололся камень, стал острый! Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти) Человек себе похлопал И от радости потопал. | Читают тему урока Читают из учебника: О начале человечества Говорят свои догадки Перечисляют периоды из учебника. Пересказывают наизусть группы -О первой группе (о первобытной истории) Сравнивают Слушают учителя Читают текст -Следы их жизни археологи находят в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятными для первобытного человека: жаркий климат, много съедобных кореньев и плодов. -сообща -Потому что им было так легче справляться с трудностями природы и было легче охотиться, защищать себя от хищников. -Величайшим помощником человека стал огонь. Сначала его брали на лесных пожарах и бережно хранили, затем научились добывать. Сравнивают картинки Идет усложнение орудий Нож, копья Первобытная история длилась сотни тысяч лет. К ее концу жизнь людей изменилась. Разнообразным стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глинную посуду и др. -Повторяют движения за учителем | |
4 | Закрепление изученного. (5-7 мин) Пересказ текста | Ребята, вам дома предстоит подготовить пересказ текста, что нам нужно сделать, что бы облегчить нам эту работу? Ребята, возьмите в руки простые карандаши, даю вам подсказку текст нужно разделить на 3 части и каждую озаглавить. Читаем про себя текст Пересказ первой части Пересказ второй части Пересказ третий части Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 3 Прочитайте задание под №2 В этом номере нам нужно найти неверное утверждение и поставить в квадрате знак «-» Следующий номер на стр. 4 и откройте учебник на стр. 5 давайте разберем, кто в каком доме живет. Для начала нам нужно сравнить дома Какой дом на первой иллюстрации? На что он похож? А какой дом на второй иллюстрации, какие изменения? -Так какое жилище более древнее? -А какое более позднее? | Составить план по тексту План: 1.Основа возникновения 2.Социальная жизнь или бытовое устройство 3.Искусство Один пересказывает первую часть Другой пересказывает вторую часть Следующий пересказывает третью часть Читают задание и выполняют номер Открывают учебник и тетрадь, сравнивают дома -Похож на шалаш -Дом поделен на комнаты Первое жилище Второе | |
5 | Итог урока. (3мин) Домашняя работа. | Прочтите вывод на с. 7 учебника под вертикальной линей. -Итак, достигли ли мы заданных задач? -Ребята, о каком историческом периоде мы сегодня говорили на уроке? - Почему первобытные люди жили группами? - Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде? - Для чего строили жилища первобытные люди? - Для чего они изготавливали орудия труда? (слайд 8,9) Д/з: Уч. стр. 4-7, пересказ, Р. т. 3. | Ученики читают вывод на с. 7 учебника. -Достигли -Первобытная история. -В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни -Они жили там, где всегда тепло. -Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников. -Чтобы разделывать мясо животного, разрезать его шкуру. Записывают д/з | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция. |