СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало истории человечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 4 «А»

Образовательная программа: Школа России

Тема: Начало истории человечества

Тип урока: открытие новых знаний

 

Планируемые предметные результаты:

Цели урока:

Образовательные: - организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе.

Развивающие: - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

 

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

 

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: -

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 

Планируемые результаты: ученики узнают, о начале истории человечества

 

Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр

- компьютер учителя;

 

Просмотр содержимого документа
«Начало истории человечества»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)





Технологическая карта

урока окружающий мир






Выполнила:

Студентка группы ПНК - 3

Кострюкова Е.Е.

Проверил

Учитель: Караваева Л.В.

_______________

(подпись)

Преподаватель: Корякина Е.С.

_______________

(подпись)

Отметка:________

Волгодонск, 2019



Схема технологической карты урока

Дата проведения: 23.01.2019г.

Класс: 4 «А»

Образовательная программа: Школа России

Тема: Начало истории человечества

Тип урока: открытие новых знаний


Планируемые предметные результаты:

Цели урока:

Образовательные: - организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе.

Развивающие: - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.


В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.


Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: -

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.


Планируемые результаты: ученики узнают, о начале истории человечества


Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр

- компьютер учителя;




















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

Цель: организовать настрой на урок


(1-3 мин)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Евгеньевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира

- Садитесь! Проверьте свою готовность к уроку. У вас должно лежать: учебник, рабочая тетрадь.

− Сегодня мы приступим к изучению второй книги.

- Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия.

-Так о чем мы будем говорить в этой четверти?

Переключать внимание на учителя. Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.


Проверяют готовность к уроку







-об истории

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

2

Актуализация знаний


(10мин)

















































- Что такое история?

(слайд 1) История – наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили.

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

(слайд 2)Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд.


Раздаю детям кроссворды.

  1. Человек, занимающийся раскопками.

  2. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. 

  3. Учреждение, где хранятся документы.

  4. Предмет, выставленный в музее

  5. Таблица с перечнем всех дней в году

  6. Наука, изучающая прошлое человечества.

  7. Деловая бумага.

- Прочитайте выделенное слово. Кто это?

(слайд 3)

-Древнегреческий историк, прозванный «отцом истории».

Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн. Дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.

Считается, что он родился в Галикарнасе, греческом городе на юго-западе Малой Азии, находившемся тогда под властью Персии. В юности Геродот принимал участие в восстании и в результате был вынужден покинуть родину.

В путешествиях он провел более 10 лет, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму и в стране скифов.

Писать «Историю», прославившую его на века и тысячелетия, Геродот, вероятно, начал в своих странствиях. Это колоссальный труд — изложение событий от мифических времен до современных автору греко-персидских войн. Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз.

Вернувшись еще молодым человеком на родину, в Галикарнас, путешественник вновь принял участие в народном движении против тирана Лигдама и содействовал его свержению.

Под конец жизни он уехал в Италию, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.


История – наука о прошлом




















Дети заполняют кроссворд











Его называют «отцом истории».


Слушают рассказ учителя






Регулятивные:

контроль, коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания.

3

Новая тема


(10-15 мин)












































































































Физкультминутка















-Откройте учебники на стр. 4 - прочитайте тему урока (чтение вслух)

-Ребята, давайте определим задачи урока (слайд 4)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать

нам о жизни первобытных людей?

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по

остаткам жизни и деятельности людей.


Ребята, какие у вас есть предложения, на какие периоды делиться история?

Теперь проверим ваши догадки на стр. 4

-Так на какие же периоды делиться история?

- Ребята, сейчас мы проверим вашу память, даю вам 30 сек. Вы посмотрите на периоды, потом постараетесь перечислить все в правильном прядке (спрашиваю пару человек)

-Как вы думаете, о каком периоде пойдет сегодня речь на нашем уроке?

(слайд 5)

- Верно, о первобытной истории.


-Ребята, посмотрите иллюстрацию на стр. 4 учебника и скажите пожалуйста, чем первобытные люди схожи с современными людьми.

-Что общего с обезьяной, а что общего с человеком? (слайд 6)

Обратите внимание на ЧЕЛЮСТЬ, НАДБРОВНЫЕ ДУГИ, СТРОЕНИЕ ЧЕРЕПА.

-Мы с вами сравнили первобытного и современного человека, а что можем сказать о группах организованных первобытных людей?


-Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

(слайд 7)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.


Прочитайте текст просебя на с. 4–6 учебника и приготовьтесь ответить на вопросы

Примерно на прочтение текста вам 5-7 мин

Вопросы к тексту:

1)Почему первобытные люди появлялись именно в Африке? Найдите ответ в учебнике и зачитайте.




2)Как жили первобытные люди сообща или поодиночке?


А как вы думаете почему?




3)А от куда же у древнего человека появился огонь? Ответ найдите в учебнике




-Рассмотрите иллюстрации на стр. 5 и скажите, что изменилось в облике и в быту человека за 40 тыс. лет истории


-Что вы видите на заднем плане?

-Какие орудия труда?

Какие орудия можно увидеть на картинке 2?


-Как изменились занятия людей в течении первобытной эпохи? Зачитайте из учебника








Где-то в Африке Восточной

Более 2-х млн. лет (это точно),

Человек древнейший жил

Давайте покажем, каким же он был.

Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают)

Но делать уже кое-что они могли.

Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней)

Один о другой их постучали, (стучат кулачками)

И раскололся камень, стал острый!

Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти)

Человек себе похлопал

И от радости потопал.



Читают тему урока


Читают из учебника:


О начале человечества








Говорят свои догадки



Перечисляют периоды из учебника.



Пересказывают наизусть группы




-О первой группе (о первобытной истории)






Сравнивают






Слушают учителя

































Читают текст






-Следы их жизни археологи находят в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятными для первобытного человека: жаркий климат, много съедобных кореньев и плодов.


-сообща



-Потому что им было так легче справляться с трудностями природы и было легче охотиться, защищать себя от хищников.

-Величайшим помощником человека стал огонь. Сначала его брали на лесных пожарах и бережно хранили, затем научились добывать.


Сравнивают картинки





Идет усложнение орудий

Нож, копья




Первобытная история длилась сотни тысяч лет. К ее концу жизнь людей изменилась. Разнообразным стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глинную посуду и др.



-Повторяют движения за учителем




















4

Закрепление изученного.

(5-7 мин)

Пересказ текста


Ребята, вам дома предстоит подготовить пересказ текста, что нам нужно сделать, что бы облегчить нам эту работу?

Ребята, возьмите в руки простые карандаши, даю вам подсказку текст нужно разделить на 3 части и каждую озаглавить.

Читаем про себя текст


Пересказ первой части

Пересказ второй части

Пересказ третий части



Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 3 Прочитайте задание под №2

В этом номере нам нужно найти неверное утверждение и поставить в квадрате знак

«-»

Следующий номер на стр. 4 и откройте учебник на стр. 5

давайте разберем, кто в каком доме живет.

Для начала нам нужно сравнить дома

Какой дом на первой иллюстрации? На что он похож?

А какой дом на второй иллюстрации, какие изменения?

-Так какое жилище более древнее?

-А какое более позднее?




Составить план по тексту

План:

1.Основа возникновения

2.Социальная жизнь или бытовое устройство

3.Искусство


Один пересказывает первую часть

Другой пересказывает вторую часть

Следующий пересказывает третью часть


Читают задание и выполняют номер





Открывают учебник и тетрадь, сравнивают дома



-Похож на шалаш


-Дом поделен на комнаты


Первое жилище

Второе


5

Итог урока.

(3мин)













Домашняя работа.

Прочтите вывод на с. 7 учебника под вертикальной линей.

-Итак, достигли ли мы заданных задач?

-Ребята, о каком историческом периоде мы сегодня говорили на уроке?

- Почему первобытные люди жили группами?

- Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

- Для чего строили жилища первобытные люди?

- Для чего они изготавливали орудия труда? (слайд 8,9)


Д/з: Уч. стр. 4-7, пересказ,

Р. т. 3.



Ученики читают вывод на с. 7 учебника.


-Достигли

-Первобытная история.


-В одиночку невозможно

было справиться с трудностями жизни

-Они жили там, где всегда тепло.


-Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.

-Чтобы разделывать мясо животного, разрезать его шкуру.



Записывают д/з




Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

6

Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы узнать:

-Кто сделал для себя открытие?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Почему вам было интересно его выполнять?

-Вы все поняли или остались какие-то вопросы?

-Кто испытывал затруднения? В чем?


-Я всех благодарю за хорошую работу, на этом наш урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!