ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 12»
Конспект
открытого урока по истории Отечества 9 класс
Тема: «Начало Великой Отечественной войны».
Подготовила:
учитель коррекционного обучения
Сухорукова Е.А.
Алчевск -2023 г.
Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны».
Цель: ознакомление учащихся с трагическими событиями в начале войны.
Задачи:
Образовательная:
раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны;
продолжить формирование умений работать с картой.
Коррекционно- развивающая:
коррегировать и развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
развивать логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение;
совершенствовать вербальную память на основе упражнений на воспроизводство.
Воспитательная:
воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за своих соотечественников,
уважение к историческому прошлому своей страны.
Базовые учебные действия.
Личностные:
- умение осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива;
- умение самостоятельно выполнять учебные задания.
Коммуникативные:
- умение использовать разные источники и средства получения информации;
- умение слушать одноклассника, вступать в диалог и поддерживать его.
Регулятивные:
- умение принимать цели и задачи для решения учебных и практических задач;
- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные:
- умение формулировать ответы, критически осмысливать полученные знания, применять их на практике.
Тип урока: комбинированный.
Форма: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: записи на доске, карта «СССР накануне второй мировой войны», презентация, карточки с оценками.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично - поисковые
Ход урока:
Орг. момент.
Психологический настрой
-Здравствуйте! Садитесь! Я рад вас снова видеть. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите свою улыбку друг другу.
Улыбка – залог успеха в любой работе! Успехов вам и удачи! (взаимное приветствие, доклад дежурного)
II. Проверка домашнего задания по теме «Советский Союз в начале Второй мировой войны» (фронтальный опрос):
- Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939 года)
- На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г? (на Польшу)
- Годы советско-финляндской войны?
- Ребята, а кто мне ответит на вопрос: Что показала война СССР с Финляндией?( подсказку найдите в учебнике на с. 141)
III. Актуализация знаний учащихся:
- Вспомним, основные события XX века до 1941 года:(работа с карточками, дети соотносят дату и события, 1 ученик работает у доски)
- У вас на столах лежат карточки с датами и событиями. Соотнесите событие с датой.
1914 – Первая мировая война,
1917 – Октябрьская революция,
1918-1920 – Гражданская война,
1939 – подписание договора о ненападении между СССР и Германией,
1939-1940 – война с Финляндией.
(Работа ученика у доски)
Мотивационный этап.
– Ребята, так напала ли Германия на СССР? (да) А знаете ли вы что-нибудь о том, как начиналась война, как люди защищали Родину? А хотите узнать о том, как простые люди, солдаты защищали нашу Родину, как начиналась война?
Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:
-3/4 танков требовало списания;
-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;
-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;
-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;
-отсутствовала система противовоздушной обороны.
- Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.
Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.
Такою всё дышало тишиной
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
«Начало Великой Отечественной войны» (ответы детей, открытие темы урока на доске).
- Открываем тетради записываем число и тему нашего урока.
IV Изучение новой темы.
1)Словарь: нацисты, фашизм, оккупация, мобилизация, захватническая, справедливая ( слайд 1)
2)План изучения нового материала:
1.Трагическое начало.
2. Первые дни войны.
3. Реакция Запада на начало Великой Отечественной войны ( слайд 2).
Постановка проблемного вопроса
- Как вы думаете, что делали советские люди, услышав сообщение о начале войны?( ответы детей ) Видео «Начало войны» ( слайд 3).
- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. В первый день войны Сталин был настолько растерян, что к советскому народу обратился не он сам, а председатель Совнаркома Молотов.
В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел –Молотов и последние слова что он произнес , мы сейчас с вами прослушаем (прослушивание аудиозаписи слайд 4 )
V.ФИЗМИНУТКА: Левой ,правой- шаг вперёд (шагают на месте)
На войну идёт народ.
Смотрим мы по сторонам,
Но не видно врага нам.
Мы склонились над землёй
Слава Родине родной.
VI. Закрепление: 1) Чтение текста по учебнику:
А) Первые дни войны . Работа с картой: на Ленинград, Москву, Киев с.148
Б) Мобилизация
2) Разбор вопросов и заданий по теме с.
VII. Повторение упр. на развитие памяти.
- Какие последние слова сказал Молотов обращаясь к народу ?( Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.)
- Назовите дату начала войны ?
VIII. Итог урока.
-Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны?(ответы детей) Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.
-Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.
-Войска не были приведены в боевую готовность.
-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.
-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.
-Отсутствие стратегии ведения отступления.
Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.
IX. Рефлексия
-Ребята, представьте себе ситуацию: перед вами стоят в военной одежде, израненные, усталые солдаты-победители, смотрят на вас добрыми глазами. Что бы вы сказали им? просмотр видео «От героев былых времен»
Самооценка: как я усвоил материал:
Ребята, если вам понравился наш урок , вы получили прочные знания и усвоили весь материал - поднимите «5»;
Усвоили материал, но есть над чем еще поработать – поднимите «4»;
Усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – поднимите «3»
X. Задание на дом: с. 146- 152 Оценки.