СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало Великой Отечественной войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: Начало Великой Отечественной войны

ЦЕЛИ:

Образовательные:

- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

- выяснить причины неудач красной армии летом- осенью 1941г

- рассмотреть ход военных событий   начального периода войны

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне с фашистами на примере мужества советских солдат

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте. Ребята,  на прошлом уроке вы хорошо поработали и получили хорошие оценки

Актуализация: Фронтальный опрос:

Назовите дату начала 2 мировой войны Что получил СССР от пакта о ненападении? Назвать причины и итоги Советско-финляндской войны. Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро?  Как назывался план нападения Германии на СССР?

Молодцы!

Просмотр содержимого документа
«Начало Великой Отечественной войны»

ТЕМА УРОКА: Начало Великой Отечественной войны

ЦЕЛИ:

  1. Образовательные:

- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

- выяснить причины неудач красной армии летом- осенью 1941г

- рассмотреть ход военных событий начального периода войны

2. Развивающие

- формировать умения извлекать информацию с разных источников, анализировать ее, делать выводы

- развивать логическое мышление и речь

- формировать ИКТ- компетентности

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне с фашистами на примере мужества советских солдат

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы; новые слова: «Тайфун»; даты: 22 июня 1941г, 30 сентября 1941г, 5 декабря 1941г, январь 1943.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте. Ребята, на прошлом уроке вы хорошо поработали и получили хорошие оценки

Актуализация: Фронтальный опрос:

  1. Назовите дату начала 2 мировой войны

  2. Что получил СССР от пакта о ненападении?

  3. Назвать причины и итоги Советско-финляндской войны.

  4. Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро?

  5. Как назывался план нападения Германии на СССР?

Молодцы!

ВВОДНО- МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА

Просмотр хроники начало ВОВ. Вопрос: Сформулировать тему урока. Начало ВОВ.

ВОПРОС К УЧЕНИКАМ: Чтобы вы хотели узнать на уроке? ( постановка целей)

Чтобы достичь, поставленные цели, нам надо проявить умения анализировать, делать выводы, работать с картой, учебником .Запись целей на доске.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Весь ход военных действий историки делят на три периода:

1. Начальный период (22 июня 1941-18 ноября 1942 гг.).

2. Период коренного перелома (19 ноября 1942-конец 1943 гг.).

3. Период освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944-9 мая 1945 гг.).

Мы сегодня изучим начальный период ВОВ. Обратимся к плану урока.

ПЛАН.

  1. Начало войны.

  2. Неудачи Красной армии в начале войны

  3. Оборона Ленинграда

  4. Битва за Москву

ПРОБЛЕМА: Почему в истории

Великой Отечественной войны 1941 год одновременно называют и трагическим и

героическим?

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: На рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась на территорию СССР. В полдень этого же дня с обращением к народу выступил первый заместитель председателя СНК, нарком иностранных дел В. М. Молотов.

В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в стране. Были образованы фронты: Северный, Северо- Западный, Западный, Южный, Юго- Западный. Для руководства ими была образована ставка главного командования, в состав которой вошли Сталин, Молотов, Тимошенко, Ворошилов, Шапошников, Жуков. Верховным главнокомандующим назначен Сталин.


Для того чтобы узнать готовность Германии и СССР к войне, обратимся к таблице.

ЗАДАНИЕ: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале войны и сделайте выводы.

Признаки для сравнения

Германия

СССР

Численность

5,5 млн. чел.

2,9 млн. чел.

Личный состав

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4300

9500

Самолеты

5000

8500

Орудие и минометы

48000

4700

ВЫВОД:_________________________________________________

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Внезапность и мощь удара противника привели к трагическому началу войны. Красная армия потерпела поражения.

Работа в группах по картам. Взаимообмен. Обобщение Оборона Леннграда

А теперь давайте заслушаем воспоминания погибших героев.

Говорят погибшие герои (персонификация)

Защитники Брестской крепости

"Нас было трое москвичей - Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву - не уйдем отсюда. 1941 год. Июль".

"Я остался один, Жунтяев и Степанчиков погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся.

Товарищи, отомстите за нас. 1941 г."

"Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В.

Мы приняли первый бой 22.VI.1941 г. - 3.15.

Умрем, но не уйдем!"

"1941 год. 26-го июня. Нас было трое.

Нам было трудно, но мы не пали духом.

И умираем как герои".

"1941 г. Июнь.

Нас было пятеро.

Мы умрем за Сталина".

"Умрем, но из крепости не уйдем".

"Артиллерийский расчет 131-224.

Погиб, не сдался врагу. Наш девиз

"Победа или смерть".

Лейтенант Зыбин.

Рядовые: Захаров и Кудрявцев".

ЗАПИСКА И ПИСЬМО ПАРТИЗАНКИ В. ПОРШНЕВОЙ МАТЕРИ

29-30 ноября 1941 г.

29 ноября 1941 г.

Завтра я умру, мама.

Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья — партизаны. Они уничтожат захватчиков.

Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека!

ПИСЬМО ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ КРЫМОВА ЖЕНЕ

Сегодня днем я приехал в свое подразделение. Отсутствовал я двое суток. Выводил испорченную машину. По дороге, уходя из села, в которое вступил немец, я забрал боеприпасы, которые не успели вывезти растерявшиеся тыловики. Забрал двух тяжелораненых, отвез их от переднего края. Всю ночь я возил на машине ящики с гранатами и двух стонущих, истерзанных людей. Перепуганные военврачи отказались их принять. Я грозил им наганом, но это еще больше их испугало. Тогда я бросил этих чертей, разыскал родильный дом на селе и сдал туда раненых. Приказал замаскировать их на случай прихода немцев. Когда я уходил, один из них притянул меня за ворот гимнастерки и поцеловал в губы. Он сказал: «Товарищ майор, ты мне дороже отца». А он в эту минуту был мне дороже моего будущего.

19 сентября 1941 г. 22.00

- Какая главная мысль у всех авторов?

- О чем они мечтают?

- Какой призыв звучит во всех письмах?

Бва за Москву

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы рассмотрели все пункты плана. Обратимся к проблеме, поставленной в начале урока.

ПРОБЛЕМА: : Почему в истории

Великой Отечественной войны 1941 год одновременно называют и трагическим и

героическим?

ЗАДАНИЕ: сделайте небольшой вывод по теме урока для этого выполните задание № 4

ИТОГОВОЕ СЛОВО: Начальный этап войны был самым тяжелым для страны. Советский союз был не готов к войне. Велики были жертвы и утраты. Ценой огромных усилий советскив войскам удалось сорвать планы немцев и перейти в контрнаступление, создав условия коренного перелома в ходе войны.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Прочитать § 29 и составить рассказ « Крупнейшие сражения 1941 г»

2. Творческое задание:

Создание презентаций по темам: "Улицы Москвы, названные именами москвичей - защитников Родины"; "Герои и военачальники Московской битвы".

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Молодцы, ребята! Вы успешно преодолели все трудности. Спасибо за урок!


Рабочий по лист

ЗАДАНИЕ № 1: Отметьте причины неудач Красной Армии в

первые месяцы войны

  1. Опоздание советского руководства с приведением пограничных военных округов в полную боевую готовность

  2. Введение 7-дневной рабочей недели

  3. Внезапность нападения Германии

  4. Неточная информация советских разведчиков о дате нападения врагов

  5. Численность превосходства войск Германии над численностью Красной Армии

  6. Слабая оснащенность советских войск военной техникой

  7. активная поддержка немецкого наступления западными районами СССР

  8. Ослабление Красной Армии массовыми репрессиями среди командного состава

ЗАДАНИЕ № 2: Приведите примеры мужества и героизма советских воинов:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3. Заполните пропуски в тексте

……………. гитлеровские дивизии начали наступление на Москву. Операция по захвату Москвы проходила под кодовым названием ……………… …. Фашистам удалось захватить ряд городов. В ходе Смоленского сражения немецким войскам пришлось временно перейти к обороне. Гитлеровцем удалось прорваться на 100 км вперед. Для руководства Красной Армией из Ленинграда был вызван генерал……………………….. С 20 октября в Москве было введено ………………………. положение. В битве особо отличилась 316-я дивизия под командованием…………………………. 5-6 декабря 1941г советские войска начали……………………….. Враг был отброшен на 250 км от Москвы. Итогом стало: …………………………………………………………………………………………………………………….

ЗАДАНИЕ №4

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Когда началась Великая Отечественная война?

1. 1 сентября 1939 2.2 сентября 1945 3.22 июня 1941 4.3 августа 1941

2. Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?

1.Ставка Верховного Командования 2. Совет Безопасности

3.Государственный Комитет Обороны 4. Народный комиссариат обороны

3. В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа армий "Север" по плану "Барбаросса"?

1.Москва 2.Киев 3.Ленинград 4.Баку

4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956

2. 872 с 8 сентября 1941 по 27 января 1943

3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999

3. 55 с 8 сентября 1941 по 27 января 1948

5. Как назывался план немцев по захвату Москвы ?

1."Барбаросса" 2."Ост" 3."Тайфун" 4."Цитадель"

РЕФЛЕКСИЯ

1. Я научился________________________________________________________________

2. Я узнал____________________________________________________________________

3. Я смог_____________________________________________________________________


МОЯ ОЦЕНКА




Говорят погибшие герои (персонификация)

Защитники Брестской крепости

"Нас было трое москвичей - Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву - не уйдем отсюда. 1941 год. Июль".

"Я остался один, Жунтяев и Степанчиков погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся.

Товарищи, отомстите за нас. 1941 г."

"Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В.

Мы приняли первый бой 22.VI.1941 г. - 3.15.

Умрем, но не уйдем!"

"1941 год. 26-го июня. Нас было трое.

Нам было трудно, но мы не пали духом.

И умираем как герои".

"1941 г. Июнь.

Нас было пятеро.

Мы умрем за Сталина".

"Умрем, но из крепости не уйдем".

"Артиллерийский расчет 131-224.

Погиб, не сдался врагу. Наш девиз

"Победа или смерть".

Лейтенант Зыбин.

Рядовые: Захаров и Кудрявцев".

ЗАПИСКА И ПИСЬМО ПАРТИЗАНКИ В. ПОРШНЕВОЙ МАТЕРИ

29 ноября 1941 г.

Завтра я умру, мама.

Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья — партизаны. Они уничтожат захватчиков.

Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека!



ПИСЬМО ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ КРЫМОВА ЖЕНЕ

Сегодня днем я приехал в свое подразделение. Отсутствовал я двое суток. Выводил испорченную машину. По дороге, уходя из села, в которое вступил немец, я забрал боеприпасы, которые не успели вывезти растерявшиеся тыловики. Забрал двух тяжелораненых, отвез их от переднего края. Всю ночь я возил на машине ящики с гранатами и двух стонущих, истерзанных людей. Перепуганные военврачи отказались их принять. Я грозил им наганом, но это еще больше их испугало. Тогда я бросил этих чертей, разыскал родильный дом на селе и сдал туда раненых. Приказал замаскировать их на случай прихода немцев. Когда я уходил, один из них притянул меня за ворот гимнастерки и поцеловал в губы. Он сказал: «Товарищ майор, ты мне дороже отца». А он в эту минуту был мне дороже моего будущего.

19 сентября 1941 г. 22.00