14.10.2020
Темæ «Нæ хæххон стъалы»
Нысантæ:
Дарддæр кæсын скъуыддзæгтæ Дзадтиаты Тотырбеджы роман «Хæххон стъалы» – йæ: Къостайы ахуыры азтæ Стъараполы гимназы;
Бакусын ныхасы рæзтыл: вазыгджын мивдисджытæй пайда кæнын дзургæ ныхасы рæзтыл; дыгæйттæй куыст.
Цымыдисдзинад гуырын кæнын Къостайы цард æмæ сфæлдыстадмæ.
«…Самое яркое впечатление о Коста, - пишет Э.Туганов, хорошо знавший поэта по Ставропольской гимназии - от субботних вечеров, когда по просьбе сурового директора Гнипова, на радость всем пансионерам, Хетагуров не только читал читал стихи, танцевал, но и прекрасно рисовал».
Урочы цыд.
Бацæттæгæнæн хай. Мотиваци.
Салам раттын ахуыргæнджытæн, уазджытæн, кæрæдзийæн.
Афæдзы мидæг ис цыппар афоны: зымæг, уалдзæг, сæрд æмæ фæззæг. Алкœцы афонœн дæр дзы ис йæхи мæйтæ. Ныр кæцы афæдзы афон у? Фæззæг, уæдæ ранымайæм фæззæджы мæйтæ. Чи нын зæгъдзæн, кæцы мæй у? Цæмæй зынаргъ у ирон адœмœн кœфты мœй?
«Не верь, что я забыл родные наши горы…» Кязымов Заур.
Хæдзармæ куыстæй бафæрсын.
Къоста райгуырдис (кӕд?æмæ кæм?)___________
Чи уыдысты йæ ныййарджытæ?
Цы хуыйны Къостайы сæйраг чиныг?
Ахуырадон фарст æрæвæрын.
Абон мах ноджыдœр фœарфдœр кœндзыстœм нœ зонындзинœдтœ Хетœгкаты Къостайы бирæвæрсыг сфæлдыстадæй, дарддæр кæсдзыстæм Дзадтиаты Тотырбеджы роман «Хæххон стъалы»-йæ, бæлвырддæр йæ ахуыры азтæ Стъараполы нæлгоймæгты классикон гимназы.
«…Самое яркое впечатление о Коста, - пишет Э.Туганов, хорошо знавший поэта по Ставропольской гимназии - от субботних вечеров, когда по просьбе сурового директора Гнипова, на радость всем пансионерам, Хетагуров не только читал читал стихи, танцевал, но и прекрасно рисовал».
Текст кæсын хайгай.
А) Бакœсын фыццаг абзац. Фœрстытœн дзуапп раттын.
Стъараполы гимназы ахуыргœнинаг Хетœгкаты Къостайы уырнгœ дœр нœ кодта, гимназы хуыздœр нывгœнœг кœй уыд, уый. Не мбœрста , нывкœнынады ахуыргœнœг Смирнов йемœ фылдœр цœмœн куыста, уый. Фœлœ Къостайы нывтœ Мœскуыйы œрыгон нывгœнджыты равдысты куы сœвœрдтой, уœд йœхиуыл баууœндыдис. Фылдœр куыста йœ нывтыл, бахœлар ис Смирновимœ.
1.Цы нœ уырныдта Къостайœ?
2. Кœимœ бахœлар ис Къоста гимназы?
Б) Дыккаг абзац.
1)Цœмœ бœллыдис Къоста?
2)Цавар фœндон уыдис Леуанмœ?
4. Релаксаци. Аулæфæм, азарæм Къостайы æмдзæвгæйыл зарæг «Балцы зарæг».
В) Бакœсын текст кœронмœ. Фœрстытœн дзуапп раттын.
1) Цавœр къласмœ бацыд Къоста?
2) Цы федта къласы къултыл?
5. Чиныгимæ куыст.
6. Проект «Стъараполы нæлгоймæгты классикон гимназы».
2-аг фœлтœрœн.
Ссарут тексты œмœ бакœсут хъуыдыйœдтœ ахœм мидисимœ:
1.Учителя считали лучшим художником в гимназии.
2. Много времени потратил он на рисование, и его труд не пропал даром.
3. Но Коста еще не ответил: «Художником». Нет, пока еще рано.
4. Однако Коста не к этому стремился.
5. Его друзья, смеялись и шутя, разошлись по своим местам.
7. Рефлекси.
– Куыд уӕм кӕсы, сывӕллӕттӕ, цы базыдтат абоны урочы ногæй Къостайы цардвæндагæй?
1. Урочы æз куыстон тынг хорз, æппæт тыхтæй. Мæхи хатыдтон ныфсджынæй.тактивонæй/ пассивонæй
2.Мæ куыстæй разы дæн/нæ дæн
3. Урок мæм фæкасти даргъ/цыбырУрок для меня показался
4. Урочы рæстæг бафæлладтæн/ нæ бафæлладтæн
5. Мæ зæрдыл бадардзынæн…
8. Хæдзармæ куыст: зонын дзурын Къостайы ахуыры азты тыххæй «Стъараполы нæлгоймæгты классикон гимназы».
Коста!.. Многочисленные и разнообразные мысли и чувства, воспоминания и надежды вызывает это имя в душе осетина. Тут и гнет, и произвол царского самодержавия и его местных агентов, тут и мечты маленького, вконец забитого и угнетенного народа об освобождении, о собственной культуре, тут и призыв к борьбе и единению, тут и тонкие, непревзойденные и доныне напевы- мотивы «Осетинской бандуры»- «Ирон фӕндыр»,тут и страдальческий лик поэта-борца и общественника, тут и любовь к «бедному своему аулу».
На здании бывшей мужской гимназии в 60-ые годы XX века установлена мемориальная доска, на которой увековечена и фамилия родоначальника осетинской национальной живописи Константина Левановича Хетагурова.
На главном проспекте-имени Карла Маркса - летом, окаймленный зеленью деревьев, зимой в их серебристом инее стоит памятник Коста Хетагурову лицом к улице, носящей его имя. Установлен он при многочисленном стечении горожан в 1959 году.
Хетагуров провел в Ставрополе, ставшем его второй родиной, около пятнадцати лет. Ставропольцы благоговейно относятся к памяти талантливого осетина.
После начальной церковноприходской школы в высокогорном селении Нар и Владикавказской прогимназии, отец его подпоручик русской армии Леван Елизбарович Хетагуров, переселившись из Осетии на казенные земли Кубани, где образовалось селение Георгиевско - Осетинское, обратился с просьбой к властям об определении сына Константина в Ставропольскую гимназию на казенный счет.24 июля 1871 года Коста был зачислен кандидатом на одну из горских вакансий в пансионе Ставропольской мужской гимназии.
С первых дней учения в гимназии Коста, увлекавшийся с детства живописью, привлек к себе внимание учителя рисования, Василия Ивановича Смирнова.
На всю жизнь запали в душу Коста ученические спектакли в гимназии. Он выступал сразу в трех лицах: актера, режиссера - постановщика и художника - декоратора. Неизменным его наставником в этом общественном деле всегда был Василий Иванович.
«…Самое яркое впечатление о Коста, - пишет Э.Туганов, хорошо знавший поэта по Ставропольской гимназии - от субботних вечеров, когда по просьбе сурового директора Гнипова, на радость всем пансионерам, Хетагуров читал стихи».
В.И.Смирнов первый обратил внимание на незаурядное художественное дарование Хетагурова и часто выставлял его работы на выставках в гимназии. В 1877 году Смирнов представил в Москву на Всероссийскую выставку художественных работ учащихся средних учебных заведений рисунки своего любимого ученика. Хетагуров называл себя «благодарным и признательным учеником Василия Ивановича».Всю жизнь они были друзьями.
По рекомендации Януария Михайловича Неверова,бывшего директора гимназии,известного просветителя,и тактичному настоянию Василия Ивановича педагогический совет гимназии ходатайствовал перед начальником Кубанской области о выделении из горских штрафных сумм стипендии Коста Хетагурову для продолжения обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств.