СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках изобразительного искусства.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Использование наглядности, позволяет учащимся воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока. Сама специфика изобразительного искусства, процесса изобразительного творчества выражается в постоянном оперировании зрительными, наглядными образами, в постоянном чувственном восприятии объектов и явлений действительности. Вот почему нельзя провести ни одного урока рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, урока беседы по изобразительному искусству без использования той или иной наглядности. Наглядность обеспечивает связь обучения с жизнью.

Просмотр содержимого документа
«Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках изобразительного искусства.»

13









Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках изобразительного искусства




















Оглавление

Введение _______________________________________________­­­­­________ 3


Глава 1. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства ___ 6


1.1. Метод наглядности. Его значение в обучении ________________ 9

1.2. Принципы наглядности на уроках ИЗО __________________________ 16


Глава 2. Связь наглядных методов с другими методами обучения ________ 24


2.1. Связь наглядных и словесных методов___________________________ 25

2.2. Связь наглядных и практических методов________________________ 27

2.3. Игра с использованием наглядности_____________________________ 29


Заключение____________________________________________________ 33


Список использованных источников и литературы__________________ 35



















Введение

Значение образования в жизни современного общества зримо возрастает. И на сегодняшний день недостаточно просто получить образование, очень важно суметь применить полученные знания на практике и вкладывать свои усилия на общественное и экономическое развитие. И только современная общеобразовательная школа может и должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.

На наш взгляд, именно изобразительное искусство может взять на себя роль предмета, который воспитывает активную личность, которая сможет жить и активно действовать в современном мире. Так как же сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями жизни?

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения
детей. Таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных методов обучения.

Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что изобразительное искусство является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Сильной  стороной в обучении школьников изобразительной деятельности служит использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений о предметах в натюрмортах, о явлениях природы в пейзажах, о передачи психологического портрета.   

Лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность.

Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Как известно, обучение изобразительному искусству основано на рисовании с натуры. Такое обучение уже является наглядным. Невозможно проводить занятия тематическим и декоративным рисованием, уроки – беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков, репродукций картин художников и без использования возможностей компьютера и проектора.
Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к познанию его сущности, к раскрытию его сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность на уроках изобразительного искусства способствует развитию у учащихся наблюдательности, логического мышления, воображения, зрительной памяти. Наглядные методы обучения не могут быть изолированы от словесных методов обучения. К. Д. Ушинский считал наглядным «такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребёнком…[16].
Объектом выпускной аттестационной работы является изобразительное искусство.

Предметом являются наглядные методы обучения изобразительному искусству и их связь с другими методами обучения.

Целью выпускной аттестационной работы является изучение и обоснование наглядных методов обучения на уроках изобразительного искусства и их связь со словесными и практическими методами обучения.

Из цели вытекают следующие задачи:

- Сбор источников по данной теме. Изучение и систематизация их.

- Изучение наглядного метода обучения и его роли в образовании.

- Определить связь наглядных методов обучения с другими методами обучения на уроках изобразительного искусства.

Гипотеза работы заключена в следующем - предположим, что оптимизация использование наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания изобразительного искусства.

Научная новизна данного исследования заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства

Выбор и правильное применение методов обучения - вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса обучения, очень сложно. Нет методов хороших или плохих, ни один путь обучения не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Выбирая метод (методы), учитель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение в развитии у детей художественного вкуса. Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия.

"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно"- это известная фраза К.Д. Ушинского:

Наглядные методы различаются по средствам наглядности:

  • метод использования произведений изобразительного искусства и их воспроизведений, в том числе экранных и других средств художе­ственной наглядности;

  • метод использования педагогического рисунка, схем, таблиц, моделей, макетов, муляжей и других средств дидактической наглядности.

На уроках изобразительного искусства применение наглядных методов опирается на использование объектов дей­ствительности и их воспроизведений, особенно при рисовании с натуры.

Осуществляются наглядные методы посредством ряда приёмов: иллюстрация, демонст­рация, наблюдения учащихся.

Наглядность особенно важна при обучении изобразительного искусства:

- в силу визуального характера предмета;

- поскольку чувственное познание предшествует по времени рациональному. [4]

Однако познание посредством чувств не выступает в чистом виде, многое познаётся через слово, осмысливается увиденное в формах речи, а отношение и оценка – в формах эмоциональных. Поэтому учитель организует восприятие, то есть использует в комплексе сло­весные и наглядные методы. Связи этих двух методов не делимы, так как именно их целостность представляет собой самый эффективный вариант восприятия и переработки информации.

Повышенный интерес педагогов к применению наглядных методов в учебном процессе напрямую связан с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

На уроках учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

«Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться без «мысли в голове» - К.Д. Ушинский [16].

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников [4].

Цель использования наглядных методов обучения - «обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств и предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного» по мнению И.П. Подласого, [14].

1.1 Метод наглядности. Его значение в обучении.

Одними из самых важных факторов в обучении являются наглядные методы обучения. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия. Наглядные методы должны преподаваться совместно со словесными методами. Связи этих двух методов не делимы, так как именно их целостность представляет собой самый эффективный вариант восприятия и переработки информации. Так как друг без друга эти методы дают малую эффективность. Они сложны для восприятия ученика по отдельности. Но не все связи этих двух методов хороши, их надо варьировать в зависимости от подготовленности учащихся, характера наглядных средств, доступных преподавателю, от содержания тем.

Некоторые ученые-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности».

А вот Подласый И.П. наглядные методы обучения условно подразделяет на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.

Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений. Символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.

Демонстрация (лат. demonstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности. [13].

Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов. В демонстрации процессов (различного происхождения) особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).

Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.

Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно “замерять результаты”, изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.

Наблюдение - один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Л.А.Раева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения.

Наблюдение в отличие от других методов и приемов формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности, характеризующих ее познавательную сферу, - наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений. В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия. Частной задачей в школьном возрасте является формирование представления об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приемов обучения.

Для получения требуемого результата обязательна соответствующая подготовка к ним: надо научить школьников наблюдать, развивать у них определенные умения в осмыслении и фиксации визируемого, сопоставлении результатов.

Требования к наблюдению

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств, рождаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотворным предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности. Общая беда многих педагогов: в общении с детьми они пытаются затронуть сферу познания, интеллекта, минуя сферу чувств. Отсюда формализм в обучении, в общении, в поведении взрослых, а затем и детей. Знания, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т.п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребенок должен пони мать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна на берегу выросла большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длин нее передних. То есть внешние признаки предметов осмысливаются на основе вскрытия внутреннего содержания явления, существенных связей между внешними признаками и внутренним со стоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ориентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мысли тельную, речевую, двигательную. Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен. К сожалению, в массовой практике при всем понимании педагогами важности этого требования наблюдается своего рода боязнь проявления активности детей. Учитель, как правило, активен сам, но очень настороженно относится к «незапланированной» речевой, мыслительной, эмоциональной и тем более двигательной активности учащихся, не может направить ее в нужное русло. Разумная свобода и раскрепощенность как проявление детской активности - пока большая проблема для многих педагогов.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень). В процессе неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие предметов одного типа: разные по внешнему виду грузовые машины в зависимости от конкретного функционального назначения; разные жилые дома или здания, имеющие различное назначение (школа, детский сад, жилой дом, дворец для детей и т.п.). Таким образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей, дают большой материал для продуктивного воображения. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения.

6. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования. Возраст детей, новизна или повторность наблюдения конкретного явления, задачи предстоящей изобразительной деятельности существенно влияют на характер познавательной деятельности детей в наблюдении. Все это педагог должен учитывать при подготовке и проведении конкретного занятия. Можно организовать наблюдение весенних березок в яркий солнечный день. В беседе обратить внимание дошкольников на цвет и колорит: почему крона берез кажется розовой? Как сочетаются розовые и коричневые тона на голубом фоне неба? Посоветовать ребятам подумать, как это можно изобразить, и т.д. То есть восприятие цвета, света, пространства, форм можно провести в рамках распознающего вида наблюдения, предусматривая разные характер активности и степень самостоятельности детей. Можно провести еще одно наблюдение с целью заострить внимание детей на изменениях этого же объекта (весенних березок) в вечернее время или холодный пасмурный день. Целесообразно предложить школьникам более сложную задачу: заметить как можно больше изменений в этой картине природы. При необходимости учитель должен помочь детям вычленить критерии оценки, связав их с задачами изображения. Если ребятам предстоит рисовать весеннюю березовую рощу в пасмурный день, им следует понаблюдать, как из меняются очертания кроны (нет той четкости и ажурности), как меняется ее цвет, цвета деревьев, неба, земли и т.д. По существу, такая деятельность (наблюдения) может быть организована как частично поисковая. Результаты этих наблюдений будут видны в рисунках, когда дети самостоятельно выберут цвет бумаги, мате риал, колорит, композицию и т.п. Индивидуальные задания-наблюдения могут носить полностью самостоятельный, исследовательский характер и существенным образом обогатить, разнообразить индивидуальный опыт детей, создав основу для выполнения ими своеобразных, относительно неповторимых образов.

Таким образом, метод наблюдения может быть представлен в зависимости от характера познавательной деятельности детей как репродуктивный, эвристический или исследовательский.

Разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения. Растовцев Н.Н. выделяет ряд требований к использованию наглядных методов:

- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

- наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание. В настоящее время, на уроке изобразительного искусства, часто используется метод наглядности. В основном педагоги ограничиваются иллюстрациями, слайд-шоу или презентации, которые позволяют упростить процесс обучения и сделать его запоминающимся и ярким. В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе. Видео метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Обучающая и воспитывающая функции метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. Работа с интерактивной доской, которая позволяет педагогу полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран различные изображения, включая репродукции, схемы; создавать, изменять и перемещать объекты; использовать видео и интерактивные анимации, презентации. Конечно, большое значение имеет тот факт, что у учителя, использующего интерактивную доску в течение всего урока, не возникает необходимости тратить время на технические паузы для смены плакатов, карт, других наглядных материалов; очистки доски и ручного переноса на ее поверхность новых заданий и упражнений. Интерактивная доска на уроках изобразительного искусства в частности решает проблему использования компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме, которые можно найти великое множество и использовать многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность иллюстраций, репродукций, плакатов – в них просто отпадает необходимость; избавляет преподавателей от рутины и освобождает время для творческой работы; благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу, значительно повышается качество обучения; школьникам нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

1.2 Принципы наглядности на уроках изобразительного искусства

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к досто­верным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к ис­точнику познания.

Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если че­ловек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых дан­ных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприя­тии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

Учителю необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе сво­ей правильна. Это поможет и усвоению того, что объяснил педагог.

Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

- Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

- Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?

- Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?

Существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

- Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.

- Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.

- Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.

- Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Очень разнообразны наглядные учебные пособия, по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:

- натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов

- изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают:

- образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)

- схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

Учителю изобразительного искусства постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, бе­седы об искусстве — ему всегда нужен наглядный материал. Более то­го, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использо­вать его возможности.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоцио­нального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама на­турная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Постановка натуры заключается не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы она помо­гала раскрывать основные законы реалистического рисунка и живо­писи. В школе натура часто устанавливается с учетом только компо­зиционного, эстетического содержания. Безус­ловно, красивая постановка имеет большое значение, так как этим повышается интерес к ней. Но еще важнее, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоя­тельно прийти к выводам.

Учитель продумывает, на какой высоте и в каком повороте устано­вить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и пря­мом освещении: не распадается ли форма на части, помогает ли свет выделить главное и смягчить второстепенное. Даже незначительные изменения в освещении резко меняют пластическую выразитель­ность формы, а вместе с тем и учебные задачи, в одном случае облег­чая их, в другом — усложняя. Учителю надо внимательно следить за этими моментами при постановке натуры и ее освещении.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюде­ния и анализа натуры, что существенным образом влияет на правиль­ность суждения о предметах и явлениях, а, следовательно, и на каче­ство построения изображения. Большое значение нагляд­ность имеет на первоначальной ступени обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного ма­териала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными.

Особое внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспектив­ных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета.

Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона, плекси­гласа), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характер­ные особенности.

На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показы­вать изменение цвета под влиянием рефлекса, изменение цветовых и тоновых отношений в зависимости от освещения и расстояния. Это можно продемонстрировать прямо на натурной постановке либо на примерах работ художников по репродукциям.

Табли­цы, иллюстрации, предметы народного творчества могут с успехом быть использованы на уроках декоративного рисования в качестве наглядного ма­териала.

К наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства — рисунку и жи­вописи. Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:

- рисунки и таблицы методической последо­вательности работы над изображением;

- схематические рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, слепки с классичес­ких образцов скульптуры;

- модели из проволоки, плексигласа и карто­на, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры;

- специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени;

- репродукции картин и рисун­ков мастеров; кинофильмы, раскрывающие технику работы каранда­шом и кистью;

- наборы цветных слайдов для ознакомления детей с элементарными законами цветоведения;

- специальные приборы — "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона.

Эти все средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру - ее форму, структуру, цвет и фактуру.

Наилучшим средст­вом наглядного обучения является рисунок самого учителя на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика.

Наглядность, как правило, оказывает более эффективное дейст­вие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский про­возгласил принцип наглядности "золотым правилом дидактики".

Например, мы объясняем принципы построения форм вазы с помощью вспомогательных линий. Показывая местоположение вспомогательных линий, мы замечаем, что многие учащиеся не сов­сем ясно себе представляют, как они располагаются по форме. Когда же мы начинаем рисовать и наглядно показывать, по каким узловым точкам проходят эти линии в рисунке и где их можно представить, глядя на натуру, ученикам становится ясна и вся конструктивная схе­ма строения формы, и местоположение линий в рисунке.

Изготовлении наглядных пособий затруднено так как специаль­ных мастерских, которые изготовляли бы полные наборы учебно-ме­тодических пособий и моделей, в настоящее время не существует. Каждый педагог сам изготавливает их, а иногда обходится без них, рисуя на бумаге или на полях рисунка ученика, что намного снижает качество преподавания. В период обучения рисованию с натуры тре­буются проволочные и гипсовые модели, оптические приборы и т. п., причем заменить эти модели ничем другим нельзя. Наглядные учеб­ные пособия составляют тот необходимый учебный (дидактический) материал, без которого не может обойтись ни одна система без ущер­ба для качества преподавания. Среди работ учителей встречаются очень оригинальные и интересные пособия, но они доступны не каждому. Наиболее распространенным видом на­глядных пособий в настоящее время стали методические таблицы и плакаты.

При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее:

- Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графи­чески выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего, указывает на узловые учебные задачи. Таблица на­глядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом.

- Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усво­ить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы над рисунком.

- Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты пост­роения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каж­дая последующая логически вытекает из предыдущей.

- Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таб­лицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообраз­но даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.

- Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняю­щим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обратить внимание.

- На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку — основную цель работы над рисунком на данном этапе.

Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядно­го обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстриру­ет перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выра­жения формы средствами рисунка и живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисун­ка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложе­ния учебного материала. Главным в данном случае должны быть по­яснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет де­монстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматри­вая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой вы­разительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого сможет достичь уче­ник, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерст­вом сыграет колоссальную роль.

На примерах работы выдающихся художников можно наглядно показать, как надо анализировать натуру, какими средствами доби­ваться эмоциональной выразительности. Не меньшую роль в раскрытии учебных задач могут сыграть хоро­шо изданные иллюстрации из методических пособий, как это было в старинных пособиях по рисунку.

Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести де­ло так, чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на приме­рах применение тех или иных законов и правил рисования. Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип на­глядности должен пронизывать всю систему обучения изобразитель­ному искусству.

Наглядного материала в арсенале учителя изобразительного искусства огромное количество. И весь урок заключается в том, что смена одного на другое. Учитель как «белка в колесе» на протяжении всего урока. Использование современных компьютерных технологий могут облегчить учебный процесс. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе.

Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, которая объединена одной тематикой и общими принципами оформления.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально и гораздо упрощает и насыщает учебный процесс, делает его интересней и увлекательней.

Глава 2. Связь наглядных методов с другими методами обучения изобразительному искусству.

Методы обучения являются основными понятиями методики преподавания изобразительному искусству как науки. Методы  изобразительного искусства так же древни, как обучение художеству. Однако общего мнения относительно сущ­ности методов, как в педагогике, так и в частных методиках нет. Некоторые исследователи счи­тают, что метод – это путь, которым учитель ведет учеников от незнания к знанию, другие – что это способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика в процессе обучения, тре­тьи – что метод всего лишь сумма составляющих их приёмов. Методы обучения – это упоря­доченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели образования. Н.Н. Ростовцев пишет: «Под методом мы по­нимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебно­го материала и повышается успеваемость».  В методике изобразительного искусства всё многообразие методов  может быть разделено на две категории: специ­фические методы обучения предмету и общедидактические методы, применяемые в преподавании изобразительного искусства.

Специфическую группу методов составляют традиционные для обучения изобразительному искусству копиро­вальный метод, геометральный метод, натуральный метод. Они обу­словлены эстетической сущностью и визуальной природой изобразительного искусства.

Метод рисования с натуры включает в себя группы более частых методов и прие­мов: метод завесы, рисование по памяти, метод обобщения форм и др.

Общедидактические методы, отражены в традиционной классификации методов – словесный, наглядный, практический – способы их выражения сопряжены со спецификой предмета.

Основное назначение словесных методов – передача учебной информации при введении новых знаний, актуализация опорных, обобщении и систематизации, делает их незамени­мыми в процессе преподавания изобразительному искусству. Они необходимы при обучении умению рассуждать, выражать своё отношение к произведению искусства, впечатление, что предусмотрено действующими программами и стандартом. Они оказывают значительное влияние на раз­витие мышления и речи школьников, на формирование, эмоциональной сферы личности учащихся. В преподавании изобразительного искусства словесные методы реализовываются:

- через работу с книгой, другим печатным источником информации посредством ряда приёмов: чтение, реферирование, цитирование, изложение, пересказ;

- через устное слово посредством ряда приёмов: ответы на вопросы к тексту, формулирование вопро­сов, объяснение, рассказ, беседа, инструктаж и др.


2.1 Связь наглядных и словесных методов

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.
Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:

- при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;
- при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;
- сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога. А наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;
- отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Следует также отметить, что изложение материала методом беседы требует значительной затраты учебного времени. Вот почему иногда полезно объяснить материал более экономным в смысле затраты времени методом, скажем, с помощью того же объяснения с тем, чтобы уделить больше внимания организации письменных и практических упражнений. Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом. Следовательно, сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний.
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений. 
При рассмотрении методов устного изложения знаний учителем особо следует остановиться на вопросах, связанных с возбуждением активности учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала. Восприятие материала на слух — дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне — думать о своем или же совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний, как таковыми, а их неумелым применением.
Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание. 
2.2 Связь наглядных и практических методов.

Практические методы  реализуются в деятельности изобразительного (с различными ху­дожественными материалами и инструментами) и неизобразительного (с дидактическим учебным материалом) характера. Суть практических методов в том, что учитель ставит учебную задачу и организовывает деятельность учащихся по усвоению способов действий. При этом деятельность учащихся играет ведущую роль. Эти методы наиболее важны в формировании умений. Применение практических методов требует наличия соответствующих матери­альных условий: оборудования, рабочего места, материалов, инструментов.

Большую роль в реализации этого метода играют практические работы учащихся – зада­ния и упражнения. Практическая работа – это форма организации учения школьников. Различают работы:

  • обучающие (выполняются под руководством учителя, он объясняет порядок действий, образец выполнения),

  • тренировочные (задания на воспроизведение, закрепление, совершенствование умений и навыков);

  • творческие (роль учителя – вдохновить, сформировать мотивацию, активизировать творческий про­цесс, раскрыть содержательные аспекты).

Приёмы и методы находятся в диалектическом взаимодействии, в различных ситуа­циях учебного процесса переходя друг в друга. Так, демонстрируя последовательность и поясняя правила выполнения изображения, учитель использует метод наглядного показа. Выполняя рисунок на полях работы ученика, поясняющий его ошибку, учитель использует приём наглядного показа в рамках наглядного метода. 
Условия эффективного применения наглядности.
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.;

2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты;

3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.

2.3.Игра с использованием наглядности

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным процесс обучение детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за учителем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке девочка», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы дети овладевают умением расплющивать шар. Например, дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце урока он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет.

Например, во время экскурсии дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в класс, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.

В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы. Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данного класса. Отдельные методы и приемы — наглядные и практические — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на уроке. Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.

Приступая к работе с детьми, учитель должен четко представлять себе, что является их отличительной чертой. Как показывают исследования психологов, школьники отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поиске ответов на бесчисленные вопросы, ребенок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Основные функции игровой позиции педагога: гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;  повышение творческого потенциала коллективной деятельности; экономия нервных затрат педагогов и школьников; обеспечение гибкого поведения учителя. Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала. Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

При использовании игровых моментов учитель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

  • от содержания и задач, стоящих перед данным уроком, и от задач изобразительной деятельности;

  • от возраста детей и их развития;

  • от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Заключение

Цель моей выпускной аттестационной работы раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядных методов обучения на уроках изобразительного искусства была полностью реализована. Я показала это в теории.

Доказала, что применение наглядности и на уроках изобразительного искусства способствует:

1. Прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;

2. Развитию творческой активности учащихся;

3. Обогащению абстрактного мышления учащихся.

В своей курсовой работе я изучила психолого-педагогическую литературу, определила роль наглядности в процессе обучения, дала научное обоснование наглядности, указала ее роль на уроке. Выполнила анализ связи наглядных методов обучения с другими методами обучения.

Таким образом, на основании данной работы мы можем сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения на уроках изобразительного искусства, что в свою очередь приводит к следующим результатам:

- помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;

- дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся;

- использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;

- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;

- раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;

Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет учащимся воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока. Сама специфика изобразительного искусства, процесса изобразительного творчества выражается в постоянном оперировании зрительными, наглядными образами, в постоянном чувственном восприятии объектов и явлений действительности. Вот почему нельзя провести ни одного урока рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, урока беседы по изобразительному искусству без использования той или иной наглядности. Наглядность обеспечивает связь обучения с жизнью.

Список использованных источников и литературы

1.Алексюк А.Н. Проблемы методов обучения в общеобразовательной школе. - М., 1979. - 67 с.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968

3. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 1998. - 176 с.

4. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия /Под ред. Абдуллиной О.А.. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 512 с.

5.Бабанский Ю.К.. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. - 112 с.

6.Большая советская энциклопедия. - М., 1954.

7. Ефремов О. Ю. Педагогика СПб.: Питер, 2009. С. 9

8.Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

9.Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. - М., 1984. - 270 с.

10.Кузин В.С.. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: пособие для учителей.- 2-е изд.- м.: просвещение, 1983.

11. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 2011. с.88.

12Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1977.

13. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М., 1975

14. Педагогика: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов по спец.№2121 «педагогика и методика начального обучения»/ с.п. Баранов, л.р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; под ред. Баранова, В.А. Сластенина.- 2-е изд., доп.-м.: просвещение, 1986. 

15. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Процесс воспитания. –

16. Педагогический словарь - http://www.enc-dic.com/pedagogics6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!