СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наглядность для кабинета. Средства художественной выразительности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит все основные средства художественной выразительности русского языка, выполненные в формате наглядностей для оформления стендов в кабинете. СХВ даны с определениями и примерами.

Просмотр содержимого документа
«Наглядность для кабинета. Средства художественной выразительности.»










(от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова,

основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение,

построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,

«словно» отсутствуют, но подразумеваются.



Век девятнадцатый, железный, Отсталых туч над нами пролетает Россия! В злые дни Батыя

Воистину жестокий век! Последняя толпа. Кто, кто монгольскому потопу

Тобою в мрак ночной, беззвездный Прозрачный их отрезок мягко тает Возвел плотину, как не ты?

Беспечный брошен человек! У лунного серпа. В. Брюсов

А. Блок А. Фет

(от греч. metonymia - переименование) - вид тропа: сближение,

сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по

принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его

произведение и т. п.)


«Исступленно запели смычки…» (А. Блок) «Ты вел мечи на пир обильный» (А. Пушкин)

(скрипачи заиграли на своих инструментах); (воинов)

«Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале...» (А.С. Пушкин) (изделия из бронзы, фарфора и хрусталя);

«Театр уж полон,

Ложи блещут,

Партер и

кресла - все кипит...» (А.С. Пушкин) (блестят женские

украшения на дамах, сидящих в ложах, «партер и кресла» - публика в партере

(пространство за креслами) и креслах (места в передней части зрительного зала) театра).

Вид тропа, основанный на перенесении значения по количественному признаку, а также на основе сближения части и целого, использования единственного числа вместо множественного и наоборот


«И слышно было до рассвета, как ликовал ФРАНЦУЗ!» (М. Лермонтов)

«Эй, БОРОДА! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н. Гоголь)

«Мы все глядим в НАПОЛЕОНЫ» (А. Пушкин)
















вид тропа: изображение неодушевленных предметов,

при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи,

способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются

живому существу.


О чем ты воешь, ветр ночной? Отговорила роща золотая На родину тянется туча

О чем так сетуешь безумно? Березовым, веселым языком Чтоб только поплакать над ней

Ф.И. Тютчев С.А. Есенин А.А. Фет













(от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное

определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,

обладающее особой художественной выразительностью; КРАСОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Эпитет обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или

существительным в роли приложения.

Лимонный свет луны, седой туман, гробовое молчание, молниеносное решение, заплаканные окна, холодное равнодушие, ночевала тучка золотая, с думами грустными ты не дружи, цветы молчаливые, утес-великан, листья были напряженно вытянуты по ветру.

вид тропа, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по их сходству, которое может быть явным или неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, ПОХОЖЕ. Могут быть сравнения в творительном падеже.











Раненым медведем Как лебедь молодой, А сосны гнутся,

Мороз дерет. Луна среди небес скользит. Как живые.


Облаком волнистым Шумел, и шум его глухой

Пыль встает вдали. Сердитых сотне голосов подобился.














(от греч. hyperbolē - преувеличение, излишек) - вид тропа:

чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т.п.

описываемого явления

Редкая птица долетит до середины Днепра.

Разливы рек, подобные морям.

Расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

Изводишь

единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

(от греч. litotes - простота, малость, умеренность) - вид тропа, противоположный гиперболе:

художественное преуменьшение

величины, силы, значения

явления или предмета.





Ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить.


Мой Лизочек так уж мал, Тучки небесные, вечные странники.
Так уж мал,

Что из листика сирени Такой маленький рот, что больше двух кусочков Сделал зонтик он для тени Никак не мог пропустить.
И гулял.

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!


Талии, никак не толще бутылочной шейки.















единоначатие, повторение слов в начале строфы, предложения


Это – круто налившийся свист, Жди меня, и я вернусь, только очень жди

Это – щёлканье сдавленных льдинок, Жди, когда наводят грусть

Это – ночь, леденящая лист, Желтые дожди,

Это – двух соловьёв поединок. Жди, когда снега метут,

(Б. Л. Пастернак) Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

(К. Симонов)

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

(А. Ахматова)





повторение

слова или

словосочетания

в конце строк



Милый друг, и в этом тихом доме Лес не тот,

Лихорадка бьет меня. Куст не тот,

Не найти мне места в тихом доме Дрозд не тот.

возле мирного огня (М. Цветаева)

(А. Блок)


Сопоставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний




Кто был никем,

Тот станет всем!

Полюбил богатыйбедную,

Полюбил ученыйглупую,

Полюбил румяныйбледную, Они сошлись. Волна и камень,

Полюбил хорошийвредную... Стихи и проза, лед и пламень...

(М. Цветаева) (А. Пушкин)









разделение фразы, предложения на части.

Пришел. Он не нервничал, он ждал. Его и Фомина.

Увидел.

Победил. Мы время проведем

У печки. В Имеретии. Зимою.









обратный порядок слов.

И курганов зеленеет Вознесся выше он главою непокорной

Убегающая цепь. Александрийского столпа.

(А. Фет) (А. Пушкин)


Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами? (В. Жуковский)


Контекстные


АНТОНИМЫ -

слова, противоположные по значению в контексте, в конкретном примере.



«У людей-то в дому - ЧИСТОТА, ЛЕПОТА,

А у нас-то в дому -

ТЕСНОТА, ДУХОТА» (Н.Некрасов)

СИНОНИМЫ -

слова, близкие по значению в конкретном примере. Используются для избежания тавтологии (повтора)


Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.


Троп, при котором называется большее вместо меньшего, меньшее вместо большего, заменяется множественное число единственным, употребляется целое вместо части ( и наоборот).






«И слышно было до рассвета, как ликовал ФРАНЦУЗ» (М. Лермонтов)

«БОРОДА! Что ты все молчишь?» (А. Чехов)

«Ах, НОЖКИ, НОЖКИ, где же вы?» (А. Пушкин)

Сочетание несовместимых понятий.

«Живой труп»

«Печаль моя светла» (А. Пушкин)

«Смотри, ей весело грустить» (А. Ахматова)

«Таинственно шумит лесная тишина» (И. Бунин)

«Убогая роскошь наряда» (Н. Некрасов)

«В первый раз от прохлады согрет» (С. Есенин)







одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста.

«Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой» (А. Недогонов)

«...и я скажу, чем вы больны», - предложил бы второй.

«...и я увижу, во что вы веруете, чему поклоняетесь», - мог бы подхватить третий». (В. Распутин)

прием расположения слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения; нагнетание или ослабление образов; нарастание или убывание впечатления.


«Все грани чувств, все грани правды стерты:
       
В мирах, в годах, в часах» (А. Белый)








«Восток белел... Восток алел... Восток вспылал...» (Ф. Тютчев)

«Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно перед ним» (Н. Гоголь)

«Ты жива, ты во мне, ты в груди» (Б. Пастернак)

притворство,

тонкая и

скрытая насмешка. «Каков Геракл!»

(о хилом, слабом человеке)










Язвительная насмешка,

злая ирония.



















АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение

согласных звуков.


«Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума...» (С. Есенин)

АССОНАНС

повторение гласных звуков



«И веют древними поверьями

Ее упругие шелка» (А. Блок)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!