1)Первичные (первично – ознакомительные) Цель: рассмотреть объект, создать общее (первичное) восприятие о нём. Например: общий вид и название комнатного растения. Используются во всех возрастных группах. 2) Повторные (углублённо – познавательные) Цель: конкретизировать и расширить имеющиеся знания А) без дополнений (младшая группа) Б) с дополнениями (во всех возрастных группах). Например: требования растения к условиям окружающего - функции отдельных частей растения - размножение Используются во всех возрастных группах. 3)Итоговые (обобщающие) Цель: систематизировать, обобщить, уточнить знания, полученные в результате систематической работы; сформировать понятие об определённой систематической группе растений и животных. Например: обобщающее наблюдение за комнатными растениями, за первоцветами, за насекомыми, грызунами. Используются в старшем дошкольном возрасте. 4) Распознавательные наблюдение Цель: накопление различных представлений для распознания тех или иных особенностей и качеств предметов; формирует представления детей о разнообразии природного мира (чей плод?, след?) 5)Наблюдения сравнительного характера Цель: выявление сходства и различия нескольких однотипных объектов. 1 – по различию. Используются во всех возрастных группах. В младших группах для сравнения берутся контрастные объекты и сравниваются по отличию по 2-3 признакам (размер, форма, цвет) огурец – помидор, яблоко – груша, лист берёзы – лист клёна; 2 – по подобию (используется в старшем возрасте, так как выделить подобия более сложно.) Например: травяные растения леса – требуют одинаковых условий для жизни. 3 – сравнивание натуральных объектов с нарисованными на картинке: Кошка – тигр, собака – волк. 4 – сравнение по памяти Осенний дождь – летний дождь, осенний клён – зимний клён. Этапы обучения сравниванию: Сначала 2 реальных объекта перед глазами; Один реальный объект, другой на картине; Один реальный объект, другой по памяти; Два по памяти В особый вид выделяют наблюдения с использованием раздаточного материала – вводятся в средней группе. |