СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наглядные методы. Их характеристика. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наглядные методы. Их характеристика. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой.»

Тема: Наглядные методы. Их характеристика. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой.

План:

  1. Значение наблюдения.

  2. Виды наблюдения.

  3. Формы организации наблюдений.


  1. Значение наблюдения.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором сочетаются единство чувственного (ощущение, восприятие) и рационального (мышление, речь) познания.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное больше или меньше продолжительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы (Саморукова).

Это основной метод ознакомления дошкольников с природой, так как обеспечивает непосредственное и действующее познание природы (у детей слаживаются конкретно яркие представления), а основной запас накопленных в дошкольном возрасте знаний – это и есть представления.

Значение наблюдения:

  1. Улучшают работу органов чувств (например, наблюдая за цветущим деревом, у детей участвуют следующие анализаторы: зрение, слух, нюх, тактильные чувства);

  2. Развиваются познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление);

  3. Содействует развитию умственных способностей (наблюдательность, любознательность, критичность мышления)

  4. Имеет большое воспитательное значение (воспитывает доброту, отзывчивость, моральные отношения; является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоциональных воздействий на детей).

  5. Формируют систему экологических знаний.


2.Виды наблюдений их характеристика.

Наблюдения по продолжительности

Кратковременные

- несколько минут






Например: наблюдение за мотыльком, радугой после дождя, громом.


Как правило, заранее не планируются


Используются во всех


Длительные

- на протяжении нескольких дней

Цель - определить динамику развития живых организмов, поведения животного, последовательность в наступлении явлений.

Например: наблюдение за ростом и развитием овощей, горох, огурцы;

Преобразование цветка в ягодку и т.д.

Результат фиксируется.



Используются в старшем дошкольном возрасте, так как требует умения сравнивать, анализировать, устанавливать связи и закономерности, требуют хорошей памяти.

Наблюдения по цели:

1)Первичные (первично – ознакомительные)

Цель: рассмотреть объект, создать общее (первичное) восприятие о нём.

Например: общий вид и название комнатного растения. Используются во всех возрастных группах.

2) Повторные (углублённо – познавательные)

Цель: конкретизировать и расширить имеющиеся знания

А) без дополнений (младшая группа)

Б) с дополнениями (во всех возрастных группах).

Например: требования растения к условиям окружающего

- функции отдельных частей растения

- размножение

Используются во всех возрастных группах.

3)Итоговые (обобщающие)

Цель: систематизировать, обобщить, уточнить знания, полученные в результате систематической работы; сформировать понятие об определённой систематической группе растений и животных.

Например: обобщающее наблюдение за комнатными растениями, за первоцветами, за насекомыми, грызунами.

Используются в старшем дошкольном возрасте.

4) Распознавательные наблюдение

Цель: накопление различных представлений для распознания тех или иных особенностей и качеств предметов; формирует представления детей о разнообразии природного мира (чей плод?, след?)

5)Наблюдения сравнительного характера

Цель: выявление сходства и различия нескольких однотипных объектов.

1 – по различию. Используются во всех возрастных группах. В младших группах для сравнения берутся контрастные объекты и сравниваются по отличию по 2-3 признакам (размер, форма, цвет) огурец – помидор, яблоко – груша, лист берёзы – лист клёна;

2 – по подобию (используется в старшем возрасте, так как выделить подобия более сложно.)

Например: травяные растения леса – требуют одинаковых условий для жизни.

3 – сравнивание натуральных объектов с нарисованными на картинке:

Кошка – тигр, собака – волк.

4 – сравнение по памяти

Осенний дождь – летний дождь, осенний клён – зимний клён.


Этапы обучения сравниванию:

  1. Сначала 2 реальных объекта перед глазами;

  2. Один реальный объект, другой на картине;

  3. Один реальный объект, другой по памяти;

  4. Два по памяти

В особый вид выделяют наблюдения с использованием раздаточного материала – вводятся в средней группе.

Наблюдения по цикличности:

- эпизодические (время от времени);

- циклические (комплексные, систематические) – состоят из ряда разных, но взаимодополняющих по содержанию наблюдений за разными объектами. Планируются в определённой последовательности. Проводятся в повседневной жизни.

Циклы наблюдений – это систематические наблюдения детьми чувственных представлений о природе в повседневной жизни, которые возможны в условиях организации и структурно упорядоченного их проведения.

Требования к циклам наблюдений:

  1. Компактное проведение цикла;

  2. Преобладание визуального источника знаний над словесным;

  3. Разные способы организации детей.

Наблюдения по способу организации:

- индивидуальные («божья коровка»);

- групповые (3-5-10 человек);

- коллективные (все дети).

Выбор способа организации зависит от цели и содержания наблюдения, а так же от поставленных задач.

Наблюдения по обследуемому объекту:

- за растениями;

- за животными;

- за сезонными явлениями природы;

- за погодой;

- за трудом взрослых.


3.Формы организации наблюдений.

1. На занятиях – как правило, за натуральными объектами, растениями и их частями.

2. На экскурсиях за объектами в натуральных условиях.

3. На прогулках – кратковременные, но повторяются много раз.

4. В уголке природы за объектами живой природы.

5. На земельном участке (знакомятся с особенностями почвы).

6. В повседневной жизни (за водой из крана, за узорами на стекле от мороза).

7. Самостоятельные наблюдения:

  • По инициативе детей;

  • По заданию взрослого;

  • Задание дежурным для наблюдения.