Номинация « Поиск »
Тема работы: « Награда нашла своего героя… »
Подготовил:
Ускенбаев Ренат Асланович
Учащийся 8класса
МКОУ «Барунская СОШ
имени Х.Б.Сян-Белгина»
Руководитель:
Бембеева Лариса Гаряевна
Учитель начальных классов
МКОУ «Барунская СОШ»
Введение
Актуальность проекта
«Бессмертный полк» является достоянием российского народа, гордостью и честью. Эта тема особенно актуальна и важна как для ветеранов Великой Отечественной войны, так и для подрастающего поколения. Он способствует патриотическому воспитанию.
С каждым годом ветеранов остается все меньше и к памятнику советскому солдату приходят дети войны, труженики тыла – свидетели той страшной войны. Пройдет совсем немного времени, и уже некому будет рассказывать о подвигах простого русского солдата.
Сейчас в обществе утрачиваются такие нравственные понятия, как честь, долг. У многих молодых людей преобладает неуважение к старшему поколению, процветает эгоизм и цинизм, утрачивается понимание долга, как гражданского, так и воинского. Именно сейчас необходимо усилиями семьи и школы воспитать личность нравственную, помнящую и ценящую историю страны.
Проект «Бессмертный полк села Барун» нацеливает всех учащихся, родителей, учителей на то, чтобы отцы и прадеды вновь были в строю, потому что это их Победа и они должны жить в сердцах своих потомков.
Дети должны помнить и знать тех, кто освобождал нашу страну от немецко-фашистских захватчиков и кто сложил свою голову, чтобы все мы жили под мирным небом.
Данный проект социально значимый, тема очень важна и актуальна для всех людей, как память о своих близких и родных.
Постановка проблемы
Система патриотического воспитания является составной частью воспитательной работы МКОУ «Барунская СОШ имени Х.Б.Сян-Белгина» и предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебно-воспитательном процессе. Акция « Бессмертный полк», впервые прошедшая в Томске в 2012 году, нашла отклик у миллионов людей нашей Родины. Обучающиеся, родители и весь педагогический коллектив решил присоединиться к всероссийской акции. Война коснулась каждой семьи. И пусть не все воевали, не все имеют награды, но каждый человек, независимо от возраста, внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. В каждой семье есть свой герой: участник войны, труженик тыла, ребенок войны…Знать свои корни- это главное условие формирования гражданственности, патриотизма, которое закладывается в семье. Только в семье ребенок приобщается к таким понятиям, как любовь, уважение, почитание. И только в семье ребенок может узнать о своих прадедах, которые сражались на войне, кто жил в оккупации, кто работал в тылу. Это история поколения, прошедшего через то невероятно страшное время. И чтобы эта история не ушла в забвение, необходимо создать банк данных о каждом участнике Великой Отечественной войны: собрать краеведческий материал в школьный музей, оформить стенд «Бессмертный полк села Барун», создать группу в вайбере и объединить в нее как можно больше родственников – потомков односельчан, воевавших в годы Великой Отечественной войны, внести данные о земляках на сайте «Дорога памяти».
Мы должны, отдавая дань памяти погибшим героям, чествуя ещё живущих детей войны, совершить маленький подвиг- вписать страницы своей семьи в историю всей страны.
Объектом исследования является Великая Отечественная война.
Предмет исследования: жизнь односельчан, участников Великой Отечественной войны
Цель исследования:
Сохранить в каждой калмыцкой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны;
Собрать библиографический материал и проследить жизненный путь наших земляков, участников Великой Отечественной войны;
Изучить материалы школьного музея и архива школы о земляках-барунцев;
Изучить сайт ОБД «Мемориал» с целью найти информацию об односельчанах;
Изучить сайт «Подвиг народа» с целью поиска информации об односельчанах;
Изучить сайт «Офицерская картотека на сайте МО РФ "Память народа" с целью поиска информации об односельчанах;
Изучить базы данных военнопленных на сайте;
Внести данные земляков на сайт Дорога памяти ;
Задачи:
- патриотическое воспитание детей и подростков, их приобщение к подвигу дедов и прадедов победивших фашизм;
- формирование у обучающихся интереса к истории страны, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи, биографии родственников- героев;
- воспитание у детей и подростков уважительного отношения к истории Отечества, к их семейной истории, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;
- привлечение образовательных учреждений и семей к более качественному патриотическому и нравственно-эстетическому воспитанию детей, подростков и молодежи;
- стимулирование процессов популяризации поиска и обобщения данных о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
- формирование у школьников гражданской ответственности и активной жизненной позиции, воспитывать чувство гордости за своих прадедов;
Практическое значение исследовательской работы заключается в том, что ее можно использовать во внеклассной работе, на уроках мужества, на классных часах, при оформлении школьного музея боевой славы.
Основные источники информации:
Архив школы и школьного музея
Летопись села Барун.
Архив районной газеты «Авангард».
Книги памяти.
Опрос респондентов, родственников.
Интернет-ресурсы.
В работе использованы следующие методы исследования:
- работа с материалами СМИ;
- работа с архивными данными школьного музея и архивом Барунского сельсовета, архивами Министерства обороны РФ;
- интервьюирование – опрос респондентов, родственников;
-анализ, сравнение, обобщение - сопоставление фактов, систематизация их, построение выводов;
- компьютерная обработка материала.
Команда проекта:
Обучающиеся, учителя , жители села, родственники участников войны.
Целевая аудитория
Участвовать в проекте может каждый, кто помнит и чтит своего родственника – ветерана ВОВ, труженика тыла, узника концлагеря, ребенка войны. Главное помнить, что есть долг, честь и память
Сроки реализации: февраль 2020- декабрь 2021 г. Базы данных постоянно обновляются, поэтому данный проект будет реализовываться и в последующие годы.
Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у учащихся – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Проблемы воспитания интереса к истории своей Родины, продолжения семейных традиций актуальны для подрастающего поколения.
Проблемы патриотического воспитания молодого поколения неразрывно связана с понятием патриотизма. Термин патриотизм происходит от лат. patria (Родина, Отечество). Из всех определений, которые встречались в литературе, следует выделить следующие характеристики патриотизма: любовь к Родине, гордость за её прошлое и настоящее, глубоко личностное, заинтересованное отношение к Отечеству и Родине; осознание долга перед Родиной; преданность и любовь к своему народу; стремление своими действиями служить интересам Родины и народа; любовь к своей культурной среде; уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через ряд этапов на пути своей зрелости, поднимаются до общегосударственного и патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Патриотизм - одно из средств формирования и воспитания личности, нельзя родиться патриотом - это чувство воспитывается в семье, стране, социуме в котором живет человек.
Данный проект посвящается памяти о Великой Отечественной войне. Все меньше и меньше остается на земле ветеранов Великой Отечественной войны, они уходят в историю. Наша обязанность сохранить всё, что они сделали для нас в сердцах наших, памяти нашей. В проекте используются исторические события той далекой войны. Реализовываться данный проект будет через изучение исторического феномена создания группы «Бессмертный полк села Барун» значимость его и необходимость появления в обществе, изучение биографий ветеранов ВОВ, близких и родных людей, участвовавших в этих событиях.
Программа действий
№ | Этап работы | Предполагаемые Партнеры |
1. | Работа с архивами школьного музея, нормативными документами, материалами СМИ | Руководитель музея Бембеева Л.Г., |
2 | Работа с архивами летописи села Барун | Летопись сельской библиотекой Онкурова Г.Г. |
3 | Работа с книгами Памяти | руководитель музея Бембеева Л.Г., актив музея |
4 | Встреча с жителями села Барун, знавшими земляков-барунцев | руководитель музея Бембеева Л.Г., актив музея |
5 | Внесение данных о земляках на сайт «Дорога памяти» | руководитель музея Бембеева Л.Г. |
6 | Написание исследовательской работы и статьи в газету | Руководитель музея Бембеева Л.Г., актив музея |
7 | Отправка статьи в газету | Руководитель музея Бембеева Л.Г. |
8 | Проведение выставки-презентации материалов проекта | Учащиеся школы |
Чтобы узнать судьбы односельчан, нам пришлось много и кропотливо работать. Но эта работа проходила на одном дыхании, это было так интересно.
Мы подняли и оцифровали архивы школьного музея, список односельчан, которые воевали. Здесь мы нашли фотографии солдат и немного биографий, встречались удостоверения о награждении.
Следующим шагом нашей работы стало изучение летописи села Барун. В школьном музее ведется летопись и один из разделов посвящен Великой Отечественной войне. Там собраны биографии некоторых односельчан. Мы нашли немного военных и послевоенных фотографий.
В школьном музее есть Книги Памяти вернувшихся с войны и погибших. Поименно мы просмотрели все фамилии, обращая внимание на место рождения. Наши списки пополнились новыми фамилиями.
В музее хранятся архивы газеты «Авангард» и «Хальмг Унн». Много радости доставляло чтение газет. Были найдены статьи о наших солдатах. В них были описаны многие тонкости судеб. Но это наши ветераны-барунцы и мы чтим их память. Наши списки пополнились новыми фамилиями.
Были расхождения в отчествах, датах рождения и смерти и мы оцифровали биографии ветеранов на сайте «Дорога памяти», не вернувшимся с войны.
Министерство обороны Российской Федерации реализует план строительства в парке «Патриот» Главного храма Вооруженных Сил России. На территории храмового комплекса будет возведена галерея «Дорога памяти». В галерее на основе специальных технологий представлены имена и фотографии барунцев -участников Великой Отечественной войны. Собранные материалы будут увековечены в галерее «Дорога памяти».
Работу на интернет-сайтах начали с сайта ОБД «Мемориал». Много материала нашли и скачали с него, но были вопросы по многим ветеранам. Вместо Калмыцкой АССР, например, вписаны данные Коми АССР, допущены ошибки в фамилиях. Чтобы найти нужного человека, приходилось иногда подбирать года рождения, т.к. и там были несовпадения. Необходимо было уточнить еще данные о солдатах и мы обратились в другие интернет-источники. Изучили сайт «Подвиг народа», «Служба хранения памяти», «Офицерская картотека на сайте МО РФ "Память народа". Чтобы найти данные о многих односельчанах, пришлось изучить базы данных военнопленных, сайт «Вторая мировая война. База данных воинов, захороненных (увековеченных) на территории Калининградской области, Республики Польши и Литовской Республики» и т.д. Наши базы по каждому ветерану пополнились наградными материалами, приказами, донесениями о безвозвратных потерях, донесениями из госпиталей.
Но и этого нам оказалось мало. Мы продолжили работать с респондентами, встречались с жителями села Барун, знавшими земляков-барунцев, вели переписки с родственниками-потомками солдат. Много людей откликнулось на наши просьбы, мы даже не верили такой удаче. На мессенджеры, электронную почту и соцсети стали приходить письма со всех уголков республики с фотографиями, письмами и биографиями, наградами своих родственников. В ходе такой работы были восстановлены утраченные родственные связи семьи Дармаевых Г.Ч., одни из потомков которой живут в г.Элисте..
Поиск информации на примере земляка- барунца Чимидова Петра (Пюрви) Манджиевича.
Тот о ком хочу рассказать, еще повезло, в книге памяти о нем есть информация, другим повезло меньше, у них только заглавные буквы. Имени и отчества никто уже не помнит. Итак, это уроженец села Барун. Ему много пришлось испытать и он достойно все выдержал.
Чимидов Петр (Пюрвя) Манджиевич ( 1925 – 1968 гг)
Чимидов Пюрвя ( Тюрья) Манджиевич родился 15.04.1925г в п. Шар Адрг. Отец Дармаев Манджи Чимидович и мать Дармаева Кермен Мукабеновна достойно воспитали первенца Пюрвю. Он рос в большой дружной семье. У него были сестренка Мария и двое братишек Хооч и Бадма. В школе учился на «хорошо» и «отлично». Очень хорошо играл в шахматы. Окончил неполную среднюю школу в п. Юста 7 июня 1941г.
В мае 1942 г был призван на действительную службу Кировским РВК г. Астрахани. Воевал в 353 гвардейском стрелковом полку в должности командира стрелкового отделения с мая 1942 по октябрь 1943 года.
Из наградного листа: Будучи ручным пулеметчиком и участвуя в боях на Сталинградском фронте в составе 1176 сп 350 с.дивизии 15.01.42 года при прорыве обороны противника под селом Улан-Эрге уничтожил 2 огневые точки, 7 солдат и одного офицера.
22 ноября 1943 года под селом Макаровка Житомирской области точным огнем своего пулемета при контратаке немцев убил одного унтер офицера и 17 солдат. Был награжден медалью "За отвагу" приказ подразделения 89/н от 17.06.1944.
Из наградного листа: В боях при форсировании реки Друть Севернее т.Рогачева и прорыве укрепленной обороны противника младший сержант Чимидов Пюрвя (Тюрья) Манджиевич проявил мужество, храбрость и отвагу. В бою за высоту 2296 Чимидов П.М.со своим отделением первым ворвался в расположение противника и лично из ружья БТР уничтожил легкий пулемет и 1 солдата противника. При дальнейшем преследовании он еще уничтожил 3 немецких солдат и личным примером мужества увлекал бойцов на выполнение поставленной задачи.
Был представлен к правительственной награде: орден "Красная Звезда" 18 июля 1944 года командиром 190 СП майором Н.Локтевым, но награду не получил....
В 203 Армейском Запасном стрелковом полку был в должности командира стрелкового отделения с ноября 1944г по февраль 1945 г. В звании младшего сержанта был уволен в запас. С марта по август 1945 г работал в должности командира отделения ВОХР при Новосибирском отделении УИТЛ и НКВД по НСО.
Имел два ранения: пулевое ранение левой кисти в 1943г, сквозное пулевое ранение левого предплечья с повреждением кисти в 1944 г. Работал шофером в совхозе «Барун». Был награжден: медалью « За победу над Германией в ВОВ 1941 – 1945гг», « За отвагу», «20 лет Победы в ВОВ 1941 – 1945 гг».
Актив музея долго искал документы о Чимидове Петре Манджиевичу и нашли в Центральном Архиве МО РФ с искажением имени героя : вместо Пюрвя было написано Тюрья, поэтому калмыцкие имена и фамилии наших земляков у многих написаны с ошибками. Актив музея разместил всю биографическую информацию о Чимидове П.М. на сайте «Дорога Памяти». В юбилейном 2020 году- 75-летия Победы в ВОВ пришла долгожданная весточка от военкомата г.Элиста родному сыну Чимидову Павлу Петровичу .
«Награда нашла своего героя»
«Участник Великой Отечественной войны Петр Чимидов посмертно награжден орденом «Красной звезды»
Государственную награду получил его сын - Павел Чимидов. В этом году 4 участника Великой Отечественной войны были награждены государственными наградами. Об этом сообщает военный комиссар городского военного комиссариата Юрий Колдунов.
Петр Манджиевич командовал 353 гвардейским стрелковым полком. Пулеметчик участвовал в боях на Сталинградском фронте, при прорыве обороны противника под селом Улан-Эрге уничтожил 2 огневые точки, 7 немцев, в том числе офицера. В ноябре 1943 года под селом Макаровка Житомирской области попал под вражескую контратаку и точным огнем своего орудия сразил еще 18 фашистов. Был награжден медалью "За отвагу"
В боях при форсировании реки Друть и прорыве укрепленной обороны противника, младший сержант Чимидов проявил мужество, храбрость и отвагу. В бою за высоту 2296, солдат со своим отделением первым ворвался в расположение врага и выполнил поставленную задачу.
По словам племянницы ветерана Мигмир Бембеевой, воевал Петр Манджиевич вместе со своими братьями. Всем удалось вернуться живыми. Но уже в статусе ссыльных.
Ветерана не стало на 43 году жизни. Но, награда, все-таки, нашла своего Героя. Ведь никто не забыт, ничто не забыто.»
Следующим этапом нашей работы стало внесение данных о земляках на интернет-сайты.
Чтобы увековечить биографии наших земляков, мы определились в трех направлениях:
- «Бессмертный полк». Дислокация полка: Калмыцкая АССР /
- «Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/
Создание группы в социальной сети «Одноклассники» «Бессмертный полк села Барун» .
Мы просмотрели образцы заполнения данных о солдатах и определились со своей тактикой работы: выкладывать не только биографии, но и все фотоматериалы, которыми мы обладаем.
Создание заметки в группе «Бессмертный полк села Барун» на примере односельчанина Чимидова П.М.
В ходе нашего проекта найдена документация в книгах Памяти Республики Калмыкия, в архивах школьного музея, документах сельской библиотеки 45 односельчан. Произведен опрос респондентов, родственников. Исследована документация в архивах Министерства обороны РФ. Изучена документация сельского совета с. Барун. Оформлены страницы солдатов на сайте «Бессмертный полк Барун», на сайте «Дорога памяти». По каждому земляку-барунцу собраны документы, фотографии, письма, воспоминания, в дальнейшем будут оформлены заметки на сайте «Одноклассники» в группе «Бессмертный полк села Барун».
Заключительным этапом нашей работы стало участие в акции «Бессмертный полк», написание статьи в газету «Авангард» и выставка-презентация материалов проекта. О каждом из земляков можно говорить много и интересно. То, что нам удалось найти в ходе проекта, бесценно.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу, что «Бессмертный полк села Барун» является достоянием нации и имеет объединяющую силу.
Было выявлено, что проект:
- создает ощущение эмоционального подъема;
- обладает объединяющей силой;
- выполняет обучающую роль;
- передает атмосферу времени;
-воспитывает чувство патриотизма.
Бессмертный полк села Барун - достояние нашего села, в этом сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что он является явлением, консолидирующим, объединяющим разные поколения односельчан. Он выполняет функцию –воспитательную. Это доказывает, что значение данного проекта в духовном и культурном воспитании нашего поколения достаточно велико. Между тем хочу отметить, что Бессмертный полк помогает не только установить и увековечить судьбы героев, но и восстанавливать утраченные близко- родственные связи.
Источники:
- Бессмертный полк https://www.moypolk.ru/;
- «Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/ ;
- ОБД «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/;
- «Подвиг народа» http://www.podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome,
- «Служба хранения памяти» https://pam30.ru/people/,
- «Офицерская картотека на сайте МО РФ "Память народа"
http://www.soldat.ru/news/1185.html.
Список использованной литературы:
1.Архив школьного музея – воспоминания, семейный архив ветеранов
2.Документальные источники о выселении калмыков // Убушаев, В. Б. «В начале было Слово...»: о проблемах историографии и источников депортации калмыков в 1943 – 1957 гг. / В. Б. Убушаев, В. Н. Авлиев. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. – С. 41 – 68.
3. 28 декабря 1943 года // Церенов, В. Отцовская коновязь: география памяти / Василий Церенов; ред. А. А. Асанова; худож. И. Д. Шаховской. – Элиста: «Эрдем», 2006. – С. 109 - 122.
4.М.Л. Кичиков, Л.П. Коженбаев «Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», 2005г.
5.В.Б. Убушаев, К.В. Убушаев «Калмыки: выселение, возвращение, возрождение 1943-1959»
6. «Выстояли под ударами судьбы» Авангард от 14 апреля2006г., №29
7. «Репрессированные, но не сломленные» Авангард от 21.09.2013 №37
8. «Награда нашла своего героя»
Приложение: воспоминания сестренки Чимидова П.М. - Бембеевой Марии Манджиевны ветерана войны и труда .
Мария Манджиевна родилась в 1927 году в п. Шар Адрг. В 1940 году закончила начальную школу . В момент выселения училась в 6 классе . Отец Дармаев Манж Чимидович ушел на фронт в 1942 году. В июне 1942 году забрали на фронт брата Чимидова Петра Манджиевича. Весной 1943году школа закрылась на 2-3 месяца . Дети работали в колхозе - собирали колоски ,пахали землю.
28 декабря в 1943 году ранним утром, чуть свет ,послышался стук в дверь. Вошли вооруженные солдаты, сообщили о сборах в дорогу, разрешив взять не более 50кг . На сборы дали всего 30 минут .Что тут началось…!
Мария Манджиевна вместе с матерью Кермен Мукобеновной и двумя малолетними братишками Бадмой и Хооч собрались и пошли к грузовым машинам. Нас отправили в Сибирь .Поезд остановился в г. Красноярске 20 января. На станции Енисей Красноярского края нас построили и повели распределять по баракам. Кругом зима,- снег, мороз , а мы одеты кое-как.. Люди стали болеть брюшным тифом. 1 апреля, не выдержав долгого пути и сурового климата, умерла мама - Дармаева Кермен Мукабенова в возрасте 44 лет. Мария осталась одна с двумя маленькими братиками в возрасте 9 и 5 лет. В начале мая 1944 года нас отправили на узловую станцию Сорокино. Там Мария поступила работать на лесозаготовке. Жили в бараке, спали почти одетыми. Женщины в углу, мужчины поближе к выходу. Потом понемногу стали привыкать, подружились с женщинами из поселка. В июне умер 5-летний братишка Дармаев Бадма Манджиевич от истощения. В марте 1945 года с фронта вернулся старший брат Чимидов Петр Манджиевич.