1. Нахождения числа по его процентам
Цель: сформировать понятие нахождения числа по его проценту (дробью); выработать умение использовать задания, предполагающие нахождение числа по его процентам.
Тип урока: применение знаний, навыков и умений
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний
Устные упражнения
1. Найдите значение выражения:
1) 0,02 : 4 · 100; 2) 16 : 0,8 · 100; 3) (0,1 + 0,9 : 0,45) : 0,07;
4) 2,4 · 3 - 2,4 : 3.
2. Золотую медаль за успех в учебе получили 14 выпускников, что составляет
всех учащихся школы. Сколько учеников учится в этой школе?
3. Возраст Петра составляет
возраста его отца. Сколько лет отцу, если Пете 8 лет?
4. Запишите обычным дробью: 1) 14%; 2) 120%; 3) 5%.
II. Применение знаний
Учитель предлагает ученикам сравнить условия и решить задачи.
1. Сливочное мороженое содержит
сахара. Сколько килограммов мороженого изготовлено, если было использовано 49 кг сахара?
2. Сливочное мороженое содержит 14% сахара. Сколько килограммов мороженого изготовлено, если было использовано 49 кг сахара?
3. Понятно, единственная разница в условиях задач - вместо дроби
у первой задачи стоит 14% во второй. Но, учитывая, что 14 % =
, имеем идентичные решение:
1) 49 : 14 = 3,5 (кг) составляет 1% мороженого;
2) 3,5 · 100 = 350 (кг) изготовлено мороженого.
(Или можно записать одно выражение: 49: 14 · 100 = 350 (кг))
Ответ. 350 кг.
Итак, чтобы найти число по значению его процентов, надо разделить на количество процентов и умножить полученный результат на 100.
III. Формирование умений
Решения задач начального и среднего уровня не вызывает у учащихся затруднений, если известно, какой именно алгоритм применять. Но обычно ученики ошибаются в задачах на проценты, поэтому главная цель этого урока - научить учащихся различать типы задач: на нахождение процентов от числа (предыдущая тема на нахождение числа по его процентам.
1. Руда содержит 60% железа:
1) Сколько можно получить железа из 72 т руды?
2) Сколько надо взять руды, чтобы получить 72 т железа?
Чтобы показать разницу в условии задач, можно записать их краткую условие:
1)Руда | | Железо | 2) Руда | | Железо |
72 т, 100% |  | 60%, ?т | ?т, 100% |  | 60%, 72 т |
Поэтому: 1) задача на нахождение процентов от числа;
2) задача на нахождение числа по его процентам.
После этого ученики письменно решают
№№ 1095; 1099; 1101; 1103; 1105 на усвоение алгоритма нахождения числа по его процентам и,
если хватит времени, № 1107.
IV. Итог урока
Вопрос к классу
1. Чему равняется число, 1% которого составляет: 1)7; 2) 0,7; 3)3,6; 4) 5,123?
2. Из выражений соответствует условию задачи? Найдите число, 30% которого равны 60:
1) 60 : 100 · 30;
2) 30 : 100 · 60;
3) 60 : 30 · 100;
4) 60 · 30.
V. Домашнее задание
п. 38, №№ 1096; 1098; 1100; 1072.