Просмотр содержимого документа
«Написание безударных окончаний имен существительных в единственном числе»
Конспект урока по русскому языку для 4 класса
по теме «Написание безударных окончаний имен существительных в единственном числе»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель: создать на уроке условия для организации деятельности учащихся по закреплению написания безударных окончаний имен существительных в единственном числе.
Задачи предметные:
содействовать применению на практике изученных орфографических правил, в том числе правила написания безударных падежных окончаний имён существительных; упражняться в определении морфологических признаков имен существительных, в склонении имен существительных;
в использовании в речи имен существительных в разных падежных формах; воспитывать чувство патриотизма, любви к родному городу Смоленску.
Планируемые результаты.
Личностные УУД: понимание богатства русского языка, осознанного отношения к качеству своей речи; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры речи.
Способствовать формированию метапредметных УУД:
Регулятивных: ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения; планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, оценивать свои достижения и трудности.
Познавательных: применять общий способ действия для решения конкретных практических задач; проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативных: участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения; аргументировать свою точку зрения, объяснять, доказывать, рассуждать.
Оборудование урока: рабочая тетрадь, ручка, учебник по русскому языку (М.С. Соловейчик), доска, презентация к уроку.
Этапы урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | 1 мин. | Слайд 1 Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Дорогие ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, подарите частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок и светлее стало в классе. | Включаются в деловой ритм урока, слушают учителя. | |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | 3 мин. | - Проверим домашнее задание. Откройте тетрадь на печатной основе, стр. 60 упр. 218. | Называют по порядку имена существительные, определяют падежные окончания. | |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 мин. | - Давайте вспомним, какой теме были посвящены предыдущие уроки русского языка? Сформулируйте, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Правильно, мы будем упражняться в правописании безударных окончаний имен существительных. | Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. | |
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации. | 3 мин. | Слайд 2 - Посмотрите внимательно на слайд и отгадайте, какую букву вы будете писать на минутке чистописания! (букву м). | Пишут в тетради соединения: мм, ма, ам, мо; предложение «Москва всем городам мать.» | |
| 15 мин. | Слайд 3 - Прочитаем предложение. Из глубины веков ведет отсчет своим годам один из древнейших на Руси город Смоленск. - Прежде чем выполнять задание, давайте повторим, что мы знаем об имени существительном. Слайд 4 Слайд 5 - Из предложения о Смоленске выпишите все имена существительные в 3 столбика (1-ое, 2-ое, 3-ье склонение). - Прочитайте о гербе Смоленской области (Слайд 8) Современный герб Смоленской области содержит много новых элементов. Щит герба имеет верхнюю кромку с пятью зубцами – это символ Смоленской крепостной стены, сыгравшей важную роль в истории России. - Определите падежи имен существительных. - Перед вами карточки с заданием. Вставляем пропущенные окончания имен существительных. (Слайд 9) Проверяем. (Слайд 10) | Дополняют пропущенные слова (Слайд 4) Имя существительное - а) это (часть речи); б) обозначает (предмет); в) отвечает на вопросы (кто? Что?); г) начальная форма (именительный падеж, единственное число); д) именительный падеж не встречается с (предлогами). Дополняют пропущенные слова (Слайд 4) Проверка (Слайд 6) Выписывают из предложения имена существительные в 3 столбика. Проверка (Слайд 7) Читают текст Определяют падежи имен существительных (устно). Заполняют пропуски в словах по вариантам. Проверяют выполненные задания. | |
5. Физультминутка | 5 мин. | Показывает движения под музыку. | Повторяют движения за учителем. | |
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | 5 мин. | - Сейчас попробуйте правильно сформулировать предложение и выбрать правильное окончание имен существительных. (Слайд 11) Проверяем. (Слайд 11) | Выбирают правильный вариант предложения, дописывают слова. (У рыб нет (зубов). Пять новых (кочерег). Мы купили новые (кочерги). Проверяют выполненное задание. | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 3 мин. | Слайды 13, 14. - Посмотрите, какой красивый наш город Смоленск. Вам нужно придумать и записать 3 предложения о своем родном городе, выписать все имена существительные и записать их в 3 столбика по склонениям (1-ое, 2-ое, 3-ье). Кто претендует на отметку «4» и «5», тот придумывает и записывает текст о Смоленске, состоящий из 4-5 предложений и выписывает имена существительные из первых трех предложений. | | |
8. Рефлексия коррекционной деятельности на уроке | | Слайд 15. - Посмотрите на слайд и закончите любое предложение. | Оценивают свою деятельность на уроке. | |