НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Слайд №2 Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Всё ещё низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для развития страны и для выживания нации.
Слайд №3 В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Слайд №4 Именно поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, способной к формированию своего образа жизни.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.
Слайд №5 В свою очередь, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Успешно способствует этому воспитательная система класса. Основными факторами по формированию здорового образа жизни в 10 классе, где я являюсь классным руководителем, стали спортивно - оздоровительная, ценностно - ориентированная деятельность.
Слайд №6. Работа в классе проводится по направлениям:
-
Работа с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни (классные часы, беседы, родительские собрания)
-
Участие в «Днях здоровья";
-
Спортивные мероприятия;
-
Участие с спортивных кружках.
Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области.
Слайд №7. Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:
-
Организация рационального режима дня;
-
Организация рационального режима питания;
-
Здоровый психологический климат в классе;
-
Культура движений;
-
Активный развивающий досуг.
По этим правилам строится работа классного руководителя.
Слайд №8.
1. Организация рационального режима дня.
Формы работы, используемые при этом – беседы, классные часы, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей и воспитателей, беседы с родителями на родительских собраниях.
Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого школьника в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.
Слайд №9.
2. Организация рационального режима питания.
Из 7 обучающихся в классе 7 ежедневно получает бесплатное горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН.
Проблема заключается в следующем: многие учащиеся имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.
Для этого проводятся классные часы, на уроках СБО рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, школьники составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт.
Классные часы с презентацией: «Кто хорошо жует – тот хорошо живет», «Полезные продукты».
В столовой ,на втором завтраке, слежу за порядком, контролирую санитарное состояние рук, а также смотрю за тем, чтобы каждый съедал все и убрал за собой посуду после приема пищи.
Слайд №10.
3. Здоровый психологический климат в классе.
Для выполнения этого правила здорового образа жизни проводятся классные часы и беседы.
1. Лекция о вреде курения, алкоголизма.
2. Классный час «Мы – за здоровый образ жизни».
3. Беседа «Быть здоровым значит быть красивым»
4. Беседа «Правила поведения в школе и на улице»
5. Классный час «Твое здоровье в твоих руках»
6. Ситуативный практикум «Наркотики – путь в никуда»
7. Кл. час с презентацией «Чтобы не стать жертвой преступления»
Слайд №11.
4. Культура движений.
В учебном плане заложены часы двигательной активности учащихся – это уроки физкультуры. Во внеурочное время ребята могут восполнить недостаток двигательной активности в спортивном кружке «Физкультурник», а так же вне школы в спорткомплексе на занятиях по плаванию.
Слайд №12.
-
Проведение два раза в год Дней здоровья.
-
Школьные соревнования по баскетболу.
-
Кл. час с презентацией «Ценность Олимпийского движения».
Слайд №13
5. Активный развивающий досуг.
В школе создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет студий дополнительного образования, которое включает в себя 2 направления:
-
Рукоделие
-
Спортивные секции.
И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы дети не бросали занятия, вести работу совместно с родителями. В классе в системе дополнительного образования занимается 100% учащихся.
В кружке «Физкультурник» - 7 человек;
в кружке «Плавание» - 1 человек.
Слайд №14
Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Провожу тематические родительские собрания, индивидуальные беседы по темам «Физическое воспитание детей в семье», «Алкоголизм, семья, дети», «Вопросы, которые нас волнуют» , «Семья и здоровый образ жизни», «Наркотики в зеркале статистики».
Слайд №15
Я полностью согласна с высказыванием о том, что здоровье школьников – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.
«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»
Н.К. Смирнов