Направление тока и направление линий его магнитного поля.
Цель урока: обосновать наличие связи между направлением магнитного поля и направлением тока в проводнике; формировать умение определять направление линии магнитного поля с помощью правила буравчика.
Ход урока
I. Проверочная самостоятельная работа
1. Постоянный магнит притягивает...
а) одноименный полюс второго магнита;
б) любые металлические предметы;
в) некоторые железосодержащие сплавы;
г) любые железосодержащие сплавы.
2. Магнитом можно назвать...
а) железный брусок, который отталкивается от другого железного бруска;
б) стержень, который определенным образом ориентируется в пространстве;
в) брусок, который придает стальной игле при трении способность притягивать мелкие железные предметы и поворачиваться в определенном направлении, если иглу положить на плавающий в роде легкий диск;
г) железный брусок, притягивающийся к земле.
3. Линии магнитного - поля это...
а) линии, совпадающие с формой магнита;
б) линии, по которым движется положительный заряд, попадая в магнитное поле;
в) маркировочные штрихи на стрежневом магните, число которых указывает на силу магнита;
г) воображаемые линии, в каждой точке которых вектор магнитной индукции направлен по касательной.
4. Линии магнитного поля в пространстве вне постоянного магнита...
а) начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности;
б) начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на южном;
в) начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности;
г) начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на северном.
5. Конфигурация линий магнитного поля соленоида (прямая катушка с током) сходна с картиной силовых линий...
а) полосового магнита;
б) подковообразного магнита;
в) двух параллельных полосовых магнитов с противоположно направленными полюсами;
г) прямого провода с током.
6. Электромагнит может намагнитить...
а) любые металлы;
б) только железосодержащие материалы;
в) любые железосодержащие материалы;
г) некоторые железосодержащие материалы.
7. Железный гвоздь притягивался к катушке с током с силой F. После введения в катушку металлического стержня сила притяжения гвоздя стала F1 F. Материал стержня...
а) ферромагнетик;
б) парамагнетик;
в) диамагнетик
г) либо ферромагнетик, либо парамагнетик.
II. Новый материал
Эксперимент
Расположим небольшие магнитные стрелки вокруг проводника и включим ток. Магнитное поле действует на стрелки с некоторой силой. При этом стрелки поворачиваются на 180°. Значит, магнитное поле в каждой точке имеет определенную величину и направление и связано с направлением тока в проводнике.
Эта связь может быть выражена простым правилом, которое называют «правилом буравчика». Для определения направления линий магнитного поля, соленоида удобнее пользоваться другим правилом. Иногда его называют «правилом правой руки».
Задача 1
К
ак расположены магнитные полюсы соленоида, подключенного к источнику тока (см. рис. а)?
Решение. Вспомним, что за положительное направление тока принято направление от положительного полюса источника к отрицательному. Покажем направление тока на чертеже (рис. б).
Направление вектора магнитной индукции, а следовательно, и магнитного полюса соленоида можно S определить по правилу буравчика: если ввинчивать в соленоид буравчик так, чтобы вращение ручки буравчика совпадало с направлением тока в соленоиде, тогда поступательное движение буравчика будет совпадать с направлением вектора магнитной индукции. Видно, что вектор магнитной индукции направлен справа налево, т.е. буравчик ввинчивают в этом направлении. Учитывая, что за направление вектора В принимается направление от нужного полюса S к северному полюсу N, то слева - северный полюс соленоида, справа-южный.
Задача 2
В
каком направлении должен протекать ток в соленоиде, чтобы наблюдалась такая ориентация магнитной стрелки в магнитном поле соленоида, как представлено на рис. а)?
Решение: Т.к разноименные полюсы магнаты притягиваются, то определим магнитные полюсы соленоида: слева - южный S, справа -северный N (рис. б). Направление вектора магнитной индукции - от южного полюса S к северному N. Применяя правило буравчика, получаем направление тока в соленоиде (буравчик в данном случае «вывинчивается» из соленоида).
Домашнее задание:
-
§ 45 (с. 144-146);
Упражнение 35 (с. 146-148).