Направления, формы, содержание деятельности, обеспечивающие успешность обучающихся по математике в начальной школе.
Современное общество требует от выпускника быть мобильным, коммуникабельным, социально успешным, целеустремленным. В рамках социального запроса общества важно сформировать активную (успешную) личность. Успешность обучения включает в себя успешное прохождение по уровням и ступеням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала, формирование социальной компетентности, адаптацию в социуме, вхождение в профессиональную деятельность. Начальная школа — фундамент дальнейшего обучения, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера приобретает социальный смысл. Поэтому проблема успешности обучения и воспитания младших школьников является основной проблемой начального образования.
Вопросы успешности затронуты в Государственных образовательных стандартах второго поколения. Именно совокупность личностной, социальной и профессиональной успешности выражает индивидуальные потребности личности в области общего образования. В этой связи особую актуальность в педагогике приобретает исследование успешности учебной деятельности и путей ее повышения в работах О.В. Дрокиной, И.А. Гришановой, А.Г. Ивашкина, О.В. Хухлаевой, О.А. Яшновой и др.
Н.А. Менчинская, Л.И. Божович обращают внимание на особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать в процессе обучения.
В научной литературе выделяют следующие компоненты успешности младших школьников: когнитивный (уровень представлений младших школьников об успешности обучения. Наличие знаний об эталонах, с которыми сравнивается, оценивается результат деятельности); мотивационный (уровень отражающий потребность в успешности, интерес к успешной деятельности младших школьников); деятельностный (уровень владения различными способами повышения своей успешности в обучении, способность к успешности в обучении младших школьников). Их эмоциональное отношение к учению, способность испытывать радость от самого процесса получения знаний.
Для младшего школьника успешность в воспитании и обучении – это - достижения ребёнка в социально значимой деятельности (учёбе); - их признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы); - удовлетворенность ученика деятельностью и ее результатами.
Обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы является математическое образование. В системе современного школьного образования математика является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении многими школьными предметами. Именно поэтому организация учебного процесса направлена на формирование предметных и метапредметных результатов.
Я стараюсь, чтобы каждый урок математики был для ученика интересен, приносил новые открытия. В целях успешного обучения математике использую разнообразные виды работ для активизации учебной деятельности обучающихся, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Деятельность организую с учетом принципов сознательности, оптимизма и веры, сочетания индивидуальной и коллективной форм учебной деятельности, реализуемыми через метод стимулирования и педагогические приемы по созданию ситуации успеха.
Создаю условия, направленные на поддержку стремления к саморазвитию.
Успех осознаётся обучающимся в процессе приобретения социального опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию.
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом.
Я решаю эту проблему, используя системно–деятельностный подход через инновационные образовательные технологии:
проектная деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения;
технология игрового обучения;
Использование инновационных технологий в образовательном процессе ориентировано на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся и их дальнейшую реализацию.
Девизом моей деятельности служат слова китайской пословицы: «Скажи –и я забуду. Покажи- и я запомню. Вовлеки – и я научусь.»
Проектная деятельность, как педагогическая технология, ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующую цель – повышение качества обучения и развитие личности обучающегося.
Задачи:
Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя от возникшей проблемы.
Формировать умения и навыки работы в парах, в группах.
Развивать коммуникативные навыки и умения.
Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.
Реализуемые краткосрочные проекты:
- «Числовой отрезок»,
- «Прямой угол»,
- «Строим дом» (наборы геометрических фигур),
- Модель «Таблица умножения»,
- «Задачи из моей жизни»,
- Изготовление оригами по схеме, составленной самостоятельно,
- Рисунки «Оживи цифру»,
- Математические сказки, пословицы, стихотворения и др.
Таким образом, проектная деятельность позволяет мне вовлечь в учебную работу всех учащихся с разным уровнем способностей, мотивирует творчески выполнять задания, работать с различными источниками информации. Это способствует формированию определенных знаний, умений и навыков. Развивает коммуникативные способности обучающегося.
Информационно-коммуникационная технология позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этой технологии ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Основная цель применения ИКТ: повышение качества обучения и развитие личности обучающегося.
Задачи:
Повысить эффективность образовательного процесса;
Осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению;
Развивать наглядно-образное мышление;
Повысить мотивацию к учению;
Мониторинг достижений обучащихся.
Я выделила несколько сфер применения информационных образовательных технологий в процессе преподавания:
1. Использование готовых программных продуктов:
мультимедийный учебно - методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия». Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения.
УМК содержит методически выверенные наборы учебные медиа объектов к урокам по различным предметам начального обучения:
детские электронные презентации и клипы с сайта http://viki.rdf.ru/
электронные формы контроля: как самостоятельно разработанных тестов, так и взятые на сайте http://vneuroka.ru/
международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся».
2. Программные продукты, разработанные учителем и учениками, на мой взгляд, являются наиболее ценными в плане повышения эффективности обучения. Я использую такую форму домашнего задания, как электронная презентация выступления по теме творческого задания. За презентацию выставляется две оценки. Одна за выполнение самой презентации (оценивается информационная компетентность), другая за выступление автора (оценивается коммуникативная компетентность). Данный вид работы очень нравится детям и родителям, они с удовольствием выполняют такие задания. Мною создается каталог Интернет-ресурсов, который помогает учащимся в поиске необходимой информации дома.
Компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;
осуществлять дифференцированный подход к обучению;
размещать на слайде большой объём информации, но выводить её постепенно, не перегружая восприятие ученика и существенно экономя время;
Наглядно представлять материал;
Регулировать объём и скорость содержания;
Повышать познавательную активность учащихся.
В начальной школе мы используем ИКТ на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Выводы.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием для эффективного обучения и развития учащихся. Их применение на уроках математики в условиях введения ФГОС приносят позитивные результаты. Изменились качественные и количественные показатели учебной деятельности обучающихся. Использование различных современных образовательных технологий на уроках математики позволяет разнообразить и повысить эффективность учебного процесса, компьютерную грамотность учащихся, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции.
Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволили мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
повысить мотивацию учащихся к обучению;
активизировать познавательную активность;
развивать мышление и творческие способности учащихся;
развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;
повысить качество наглядности в учебном процессе.
Результативность.
На протяжении моей педагогической деятельности качество знаний по предмету математика составляет-66% и 100%-уровень обученности учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие успешной личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов обучения.
Учащиеся должны получать математические знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности.
Заключение
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая - то из них лучше, а другая хуже. Что для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. На основании этого, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и государство предоставляет право каждому им воспользоваться. Вывод: формируя успех в учёбе сегодняшнего младшего школьника, мы, взрослые, формируем успех в жизни завтрашнего выпускника школы.