СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления исследования PISA

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое: Грамотность чтения Математическая грамотность Естественно-научная грамотность

Просмотр содержимого документа
«Направления исследования PISA»

Направления исследования PISA Грамотность чтения Математическая грамотность Естественно-научная грамотность   Презентацию подготовила руководитель МО  предметов естественно-научного цикла Демьянова И.Ж. Православная гимназия г. Калининград. 2021г

Направления исследования PISA

  • Грамотность чтения
  • Математическая грамотность
  • Естественно-научная грамотность

Презентацию подготовила руководитель МО

предметов естественно-научного цикла Демьянова И.Ж.

Православная гимназия г. Калининград. 2021г

« Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину ».   контекст , в котором представлена проблема; содержание математического образования , которое используется в заданиях; мыслительная деятельность , необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения .

« Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину ».

  • контекст , в котором представлена проблема;
  • содержание математического образования , которое используется в заданиях;
  • мыслительная деятельность , необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения .

Структурные компоненты математической грамотности

Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Используются 4 категории контекстов, близкие учащимся:

- общественная жизнь,

  • личная жизнь,

- образование/ профессиональная деятельность,

  • научная деятельность

Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися:

– формулировать ситуацию на языке математики;

– применять математические понятия, факты, процедуры;

– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

Математическое содержание заданий в исследовании распределено по 4 категориям:

- пространство и форма,

  • изменение и зависимости,
  • количество,
  • неопределённость и

данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области. В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем.

Модель математической грамотности

Модель математической грамотности

Новые темы, включённые в содержание проверки 2021 г.  явления роста, изменений линейного и нелинейного характера; например, потребуется проследить закономерности, проявляющиеся при возведении в степень некоторого числа;  геометрические преобразования, аппроксимации, разбиения и составления фигур; например, потребуется построить орнамент из заданных фигур по заданному правилу; компьютерное конструирование и моделирование, например, потребуется изображать по указанным правилам маршруты на карте;  принятие решений с учётом предлагаемых условий или дополнительной информации; например, потребуется при покупке некоторого товара учитывать представленное в таблице сообщение, в котором содержится статистика мнений покупателей об этом товаре

Новые темы, включённые в содержание проверки 2021 г.

  • явления роста, изменений линейного и нелинейного характера; например, потребуется проследить закономерности, проявляющиеся при возведении в степень некоторого числа;
  • геометрические преобразования, аппроксимации, разбиения и составления фигур; например, потребуется построить орнамент из заданных фигур по заданному правилу;
  • компьютерное конструирование и моделирование, например, потребуется изображать по указанным правилам маршруты на карте;
  • принятие решений с учётом предлагаемых условий или дополнительной информации; например, потребуется при покупке некоторого товара учитывать представленное в таблице сообщение, в котором содержится статистика мнений покупателей об этом товаре
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:  - научно объяснять явления;  - понимать основные особенности естественнонаучного исследования;  - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам: • компетентность, на оценивание которой направлено задание; • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании; • контекст; • познавательный уровень (или степень трудности) задания. Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания следующих типов: • содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной». • процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур.

Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам: • компетентность, на оценивание которой направлено задание;

• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

• контекст;

• познавательный уровень (или степень трудности) задания.

Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания следующих типов:

• содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».

• процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур.

Модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA «Физические системы», «Живые системы», «Науки о Земле и Вселенной» - научное объяснение явлений понимание особенностей естественнонаучного исследования  интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов  здоровье,  природные ресурсы,  окружающая среда;  опасности и риски;  связь науки и технологий.

Модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA

«Физические системы», «Живые системы», «Науки о Земле и Вселенной»

- научное объяснение явлений

  • понимание особенностей естественнонаучного исследования
  • интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
  • здоровье,
  • природные ресурсы,
  • окружающая среда;
  • опасности и риски;
  • связь науки и технологий.
Все задания направлены на включение учащихся в процесс решения жизненных задач, который требует использовать изученное содержание и применить знания, умения, способности и приобретенный жизненный опыт. Они ставят проблемы разного уровня сложности, но, как правило, требующие от учащихся самостоятельных размышлений для их разрешения. В настоящее время, меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни.

Все задания направлены на включение учащихся в процесс решения жизненных задач, который требует использовать изученное содержание и применить знания, умения, способности и приобретенный жизненный опыт. Они ставят проблемы разного уровня сложности, но, как правило, требующие от учащихся самостоятельных размышлений для их разрешения.

В настоящее время, меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни.

Журнал «Педагогические измерения» - Особенности разработки заданий по географии для оценки функциональной грамотности в образовательной программе №1/2020 - Многообразие моделей заданий с учетом их роли в процессе обучения химии №1/2020 Особенности цифрового инструментария для оценки учебных достижений по физике №1/2020 Задания на основе тестов в ВПР-11 по физике №1/2020 Анализ возможностей включения цифровых компетенций в предметные результаты обучения по физике №1/2020

Журнал «Педагогические измерения»

- Особенности разработки заданий по географии для оценки функциональной грамотности в образовательной программе №1/2020

- Многообразие моделей заданий с учетом их роли в процессе обучения химии №1/2020

  • Особенности цифрового инструментария для оценки учебных достижений по физике №1/2020
  • Задания на основе тестов в ВПР-11 по физике №1/2020
  • Анализ возможностей включения цифровых компетенций в предметные результаты обучения по физике №1/2020
Журнал «Педагогические измерения» -в поиске путей развития математической грамотности учащихся №2/2017 Подходы к оценке функциональной грамотности в КИМ ГИА №2/2020 Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся №2/2020 -Проектирование результатов по биологии в основной школе №1/2020

Журнал «Педагогические измерения»

-в поиске путей развития математической грамотности учащихся №2/2017

  • Подходы к оценке функциональной грамотности в КИМ ГИА №2/2020
  • Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся №2/2020

-Проектирование результатов по биологии в основной школе №1/2020

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики ( Гуськова А. Г., учитель математики)

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………………4 стр

Методические рекомендации………………………………………………..5 стр

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса с 5 по 9 классы……………………………………………..10 стр

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики…………………………………………………………………...13 стр

п1. Дидактические игры на уроках математики по формированию читательской грамотности учащихся…………………………………..….13 стр

п.2. Задания для учащихся по формированию функциональной грамотности………………………………………………………………….16 стр

Задания для 5-6 классов……………………………………………………..16 стр

Задания для 7-8 классов. …………………….……………………………..28 стр

Задания для 9-10 классов…………………………………….……………...45 стр

п.3 Тема заданий: «Работа с текстом в таблицах»…………………………53 стр.

п.4. Задания для работы в кейсах…………………………………………...62 стр

Список литературы…………………………………………………………..82 стр


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!