Направления внеурочной деятельности по ФГОС
Пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и внеучебную работу школьников заставило введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы (ООП), в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.
Направления внеурочной деятельности
Согласно требованиям ФГОС, внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет связать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить построение межпредметных связей, развитие УУД, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей. Выделяют такие направления внеурочной деятельности:
общеинтеллектуальное,
спортивно-оздоровительное,
социальное,
общекультурное,
духовно-нравственное.
Целью работы в общеинтеллектуальном направлении является развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи, как формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов. Направление реализуется путём анализа различных сфер жизни, проведения библиотечных уроков, предметных недель, круглых столов, экскурсий, кружков, деловых игр.
Спортивно-оздоровительное направление вводится для привития детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического развития, формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической активности в разных её проявлениях.
Социальное направление призвано сформировать у школьников социальные навыки, познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками. Ставятся задачи формирования навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе. В рамках этого направления ученики также могут получить при необходимости психолого-педагогическую поддержку.
Общекультурное направление предполагает повышение экологической грамотности и привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, чувства прекрасного. Работа ведётся через реализацию различных форм взаимодействия с природой, организацию выставок детского рисунка, конкурсов, тематических классных часов.
Духовно-нравственное направление - это воспитание патриотических чувств, приобщение детей к гуманистическим ценностям. Реализуются такие мероприятия, как изучение национальной культуры, истории и природы, проведение экскурсий.
Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС
Общеинтеллектуальное направление - организация мероприятий, которые способствуют умственному развитию школьников (конкурсы, олимпиады, викторины). Такие мероприятия могут проводиться внутри школы и между школами. Можно организовать кружки «Лукошко народной мудрости», «Занимательная грамматика», а я провожу занятия по программе «Умники и умницы».
В рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС организуются общешкольные и межшкольные соревнования, работают спортивные секции. Работа сосредотачивается на формировании мотивации к занятиям по физкультуре, знакомит с азами физического воспитания. Я провожу занятия по программе «Сильные, смелые, ловкие».
Социальное направление призвано формировать у школьников младшего возраста навыки социального взаимодействия. Это реализуется путём моделирования различных ситуаций межличностного взаимодействия, отношений в области политики, экономики, права и пр. Наиболее эффективной формой является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать практически любую ситуацию и выбирать наиболее эффективные решения проблемы. Я провожу занятия по программе «Учись общаться».
К основным направлениям внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе относится и общекультурное. Оно предполагает проведение экскурсий, посещение музеев, театров, просмотр фильмов, организацию театральных кружков, проведение занятий по художественному чтению. Допустимо использование форм организации досуга, которые применяются в духовно-нравственном и общеинтеллектуальном направлениях. Я провожу занятия по программе «Азбука мудрости».
Духовно-нравственное направление реализуется в таких формах, как беседы, дискуссии, семинары, классные часы, диспуты на религиозные, политические темы. Могут быть организованы экскурсии на природу с целью формирования бережного к ней отношения. Я провожу занятия по программе «Юные патриоты».
Одной из наиболее эффективных технологий является технология проектирования, которая включает такие этапы:
подготовка школьников к работе над проектом;
выбор проблемы;
подготовка информации;
поиск собственного варианта решения проблемы;
реализация продуманного плана участниками команды;
подготовка к защите проекта;
презентация;
рефлексия.
Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.