Направления воспитательной работы по социализации воспитанников.
Каковы направления воспитательной работы по социализации воспитанников?
Прежде всего, что такое социализация? Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.
Основными направлениями воспитательной работы, которые служат созданию оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в нашей школе являются:
- Блоковая воспитательная система ( по всем воспитательным блокам составлены образовательные и адаптированные программы, которые построены с учётом индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей в развитии ребёнка и предусматривают последовательное формирование умений различной направленности):
* путём нравственно – эстетического воспитания (основы социализации и общения) мы формируем становление личностной позиции, основ правового воспитания, развиваем представления о человеческих ценностях, воспитываем эмоциональную отзывчивость (беседы, тестирование, внеклассные занятия, презентации); Содержание деятельности в данном направлении включает в себя: Чтение и обсуждение художественных произведений, разыгрывание и моделирование жизненных ситуаций на нравственную тему, знакомство с традициями и обрядами русского народа, с народными праздниками, промыслами;
* через творческое развитие мы стараемся формировать творческие способности детей (конкурсы рисунков, поделок, конструирование и моделирование);
*посредством трудового воспитания мы отрабатываем трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем, стараемся помочь детям в их профессиональном самоопределении (беседы, практические занятия, создание альбомов по профориентации);
* одним из основных блоков является блок «Охрана здоровья и физическое развитие».
Укреплению здоровья, служат занятия физической культурой и спортом, дни здоровья, экскурсии, посещение бассейна. Наши ребята занимают далеко не последние места во всех видах соревнований – наглядно это представлено на стене Наших достижений».
- Проектная деятельность.
Уже названия проектов «Мы среди людей», «Мы выбираем жизнь», «Творческая мозаика», «Навстречу детям» и т.п. говорят сами за себя. Основная цель данной работы претворяется нами в участии воспитанников в жизни не только школы, но и района, округа и страны в целом через организацию досуга и участие в различных видах деятельности.
В ходе реализации творческих и педагогических проектов мы стараемся приобщить детей с ОВЗ к миру духовных и культурных ценностей; расширить их знания о культуре поведения; нам важно, чтобы дети получили удовольствие от посещений кружков дополнительного образования (Звенящая струна. ОФП. Легкая атлетика. Акварелька. Пиноккио. Радуга. Ритмическая гимнастика. Умелые руки. Соловушка. Книга- лучший друг) не только в стенах школы, но и за её пределами.
Проекты предусматривают участие не только в культурной, но и трудовой деятельности (участие в различных трудовых десантах и акциях)
Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов учреждения (социальный педагог, медицинский работник, психолог, музыкальный работник, логопед, дефектолог, учителя, воспитатели, руководители дополнительного образования).