Тема: Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий 7 класс 20.12.2021
- Когда вы сегодня шли в школу, наверняка заметили, что яркости и красоты в природе стало меньше? Почему?
- Какое настроение было у вас, когда собирались в школу? Когда шли по улице?
- Да, на улице стало холодно. Лето прошло. Кто-то в теплые деньки трудился усердно, готовился к зиме, а кто-то отдыхал.
- Давайте послушаем одну сказочную историю в исполнении …(Один ученик выразительно читает, остальные внимательно слушают)
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову он бежал на поле, до которого было рукой подать и возвращался с пшеничными зернами.
Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
2. беседа с классом
- Знакомая история?
- В сказке много фразеологизмов. Давайте найдем их и объясним значения. (Дети записывают фразеологизмы и их значения в тетрадь)
Сломя голову- быстро Рукой подать – близко Куры не клюют- много Спустя рукава- плохо
- Какой частью речи являются слова второй колонки? Итак, речь сегодня пойдет о наречии.
III.Объяснение нового материала
- Почему вы решили, что данные слова - наречия?
Отвечают на вопросы КАК?ГДЕ?СКОЛЬКО?)
- Значит, если слово отвечает на вопросы ГДЕ?КАК?СКОЛЬКО? – это наречия?
- А эти слова- наречия? В доме, к вечеру, в пять
- Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?
- Можно ли спутать наречие с другими частями речи?
- Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?
- Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.
- Найдите в тексте сказки слова, от которых можно поставить вопрос к данным наречиям. Запишите их рядом. (быстро бежал, было рядом,много накопилось, плохо работала)
- Какая это часть речи? Что она обозначает?
- Укажите главное слово в словосочетании. От каких слов зависят наречия?(: 2. Зависят от глагола)
- А теперь попробуем изменить наречие по числам, лицам, падежам. (Ученики делают вывод: не изменяется)(3. Не изменяется)
- Есть ли окончания у наречия? Почему?
- Давайте еще раз посмотрим на алгоритм.
- Сегодня мы только начинаем изучение наречия
- Как же научиться пользоваться нашей памяткой, чтобы распознать наречие? Запишем предложение: В саду сегодня тихо играла музыка.
- Найдите наречия и подчеркните их как части речи.
- Как вы считаете, наречие- это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите!
- Ребята, давайте сформулируем определение наречия как части речи
IV. Закрепление
Беседа
- какую роль играют наречия? Зачем мы их используем в речи?
Сравните предложения Человек бежит и Человек бежит медленно. Чем они различаются?
- Наречие – это старое слово. Если попытаться проникнуть в состав этого слова, то придется выделить корень – реч-. Слово же в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (например: слово, язык, наречие, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол….)
Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в корне –реч- , входящем в слово «наречие». Но при чем же здесь глагол, спросите вы?
Термин «наречие», если его перевести на современный русский лад, будет соответствовать слову «наглаголие», таким образом, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно фактически и происходит.
Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Так и наречие при глаголе – оно живописует глагол. Например:
Красивое письмо- красиво пишет
Громкое чтение - громко читает
Быстрая ходьба – быстро ходит
Наречия могут пояснять и прилагательные, обозначая при этом степень качества: очень хороший голос Чрезвычайно интересная книга Весьма сдержанный человек
V. обобщение изученного на уроке
1. Беседа.
- Какие цели мы поставили в начале урока?
- какой алгоритм разработали вместе?
- какие признаки наречия мы обнаружили?
Высокий уровень сложности:
Солнце слегка коснулось воды Я очень люблю весну Он лениво потянулся
Туман медленно исчезает Прогремел гром Это платье красивое
Стол стоит крепко Руки работают ловко Она смотрела вдаль
Отец закрыл окно Звездное небо Лес закончился неожиданно
Все громко кричали Задачу решить легко Листья плавно опустились
По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.
Разряд | Вопросы | Примеры |
Образ действия | Как? Каким образом? | Громко, быстро, шёпотом |
Место | Где? Куда? Откуда? | Внизу, направо, издалека |
Время | Когда? С каких пор? До каких пор? | Утром, допоздна, завтра |
Цель | Зачем? | Назло, нарочно, специально |
Причина | Почему? | Сгоряча, впопыхах, сослепу |
Мера и степень | В какой мере? В какой степени? | Очень, слишком, чересчур |
Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.
А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.
Фразеологизм | Наречие | Разряд |
Положа руку на сердце | честно | Образа действия |
У чёрта на куличках Битый час | далеко долго | наречие места наречие времени |
Бок о бок | рядом | Наречие места |
Душа в душу | дружно | наречие образа действия |
Кот наплакал | мало | наречие меры и степени |
Ни свет ни заря | рано | наречие времени |
Рукой подать | близко | наречие места |
Черепашьим шагом | медленно | наречие образа действия |