Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
1. Орг. момент. | – Здравствуйте! Меня зовут … Урок необычный – мы с вами пока не знаем друг друга. Но у нас есть общий знакомый – русский язык. И сегодня он нам поможет стать ближе. – Запишите дату и вид работы. – Любая серьезная работа должна начинаться с разминки. И мы начнем! | Учебная организация учащихся: наличие необходимых принадлежностей для работы на уроке. | Р – волевая саморегуляция. Л – смыслообразование. К – планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2. Грамма-тическая разминка. | Орфоэпические нормы баловАть газирОванный граждАнство донЕльзя звонИм звонИт звонИшь позвонИт морфологические нормы Т. п. (чем? скОлькими?) пятью словами пятьюдесятью письмами пятьюстами килограммами ? 555 страницами – Разминка окончена. Переходим к следующему этапу урока. | Проговаривают слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Ставят числительное 555 в творительный падеж. | К – Осуществлять речевой само- и взаимоконтроль. |
3.Формулирование темы урока, цели и задач. | – Я предлагаю вам определить тему урока. В помощь вам – рисунок. Он вам знаком? – Что означают эти три кита? (Если нет ответа: Какой раздел русского языка изучаете? (посмотрите в оглавлении). Что изучает морфология? (Части речи) – открываю надпись «части речи». Какие три кита лежат в основании любой части речи, вами изученной? (ОГЗ, МП, СП). – открываю эту информацию. Кто догадался, какова тема урока? (Наречие.) – открываю. – Запишите тему урока. – Какова цель нашей работы? (Формулируют) – Чтобы идти к цели, какие задачи мы должны выполнить? (Формулируют). | Анализируют иллюстрацию, определяют тему урока. Формулируют цель и задачи. Цель: умение находить в устной речи и на письме наречие по его грамматическим признакам . Задачи: изучить теоретические сведения о наречии; выявить признаки этой части речи; учиться по признакам отличать наречие от других частей речи. | Р – Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать цель урока. Планировать деятельность на уроке. |
| – Вы уже знакомы с наречием. Что вы знаете о нем? | Вспоминают все, что знают о наречии. Отвечают на вопрос | |
| Работа с текстом учебника. § 116, стр. 150 Заполнение денотатного графа. – Сейчас вам предстоит, используя прием поискового чтения, заполнить денотатный граф (схему). (Раздаточный материал). В верхнем поле нужно вписать ключевое слово сегодняшнего урока. Над каким понятием вы сегодня работаете? (наречие). Запишите его. – На втором уровне нужно вписать в поля глаголы, обозначающие функции наречия. Ваша задача – найти эти глаголы в тексте параграфа и выписать. Можете работать в парах (распределить информацию, чтобы найти быстрее все глаголы, относящиеся к понятию НАРЕЧИЕ). – Для тех, кому трудно, напоминаю (памятка): Наречие (что делает?) –ЕТ, -ИТ -СЯ Наречия(что делают?) -УТ(-ЮТ),-АТ(-ЯТ)-СЯ – Проверяем, что записали (на слайде появляются слова обозначает, отвечает, присоединяется и т.д.) – Что делаем дальше? Теперь у нас на схеме всё самое необходимое, что нужно знать о наречии. Давайте найдем на схеме трех китов: ОГЗ, МП, СП. | Слушают инструкцию по заполнению денотатного графа. Заполняют первый и второй уровень схемы. – Заполняем третий уровень существительными, связанными с этими глаголами. Обводят на схеме ОГЭ, МП, СП. | П – Отбирать информацию по заданным критериям. Аргументировать, строить умозаключения. К – строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. Работать в паре (группе), договариваться о совместной деятельности. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль. |
6.Решение проблемной задачи | Почему наречие так называется? Например, существительное … Прилагательное … Справиться с проблемой вам поможет пропорция. Цель решения пропорции – по трем известным членам найти четвертый неизвестный. У вас на обратной стороне эта пропорция. Попробуйте ее решить. verbum | — | ? | adverbium | — | наречие | Попробуйте выделить корень в левой части, в правой. Обратите внимание на слова, расположенные ниже. Они помогут вам. (Изречь, сказать, говорить, изрекать, глаголить, заявить, гласить, вещать, толковать, сообщить, поведать). Вероятно, это какая-то часть речи. Какая? Почему? (В латинском языке adverbum – «к глаголу», в русском – «на глагол», «наглаголие». Что это значит? | …называет все, что существует и обозначает предмет. …прилагается к существительному, потому что обозначает признак предмета. Глагол. Наречие присоединяется к глаголу. | П – извлекать информацию из источника. Устанавливать логические связи. |
Физкульт-минутка | | | |
| Для чего нужны наречия? Упр. 535 - устно, по заданию. Если вы уяснили, что такое наречие, пора … писать диктант. Он необычный. Диктовать предложения будут герои мультфильмов. Ваша задача – записать предложение, найти наречие и доказать, что это именно оно. Бобик в гостях у Барбоса: Тебе хорошо живется, у тебя всё есть. Слониха «Котенок с улицы Лизюкова»: Ты случайно не видел бегемота? Дядюшка Ау: Ну все, придется мыться целиком! Витя Перестукин «В стране невыученных уроков»: Дайте, я попробую решить правильно. | Н. более точно, детально, ярко, образно, выразительно… характеризуют действия и признаки. Изобразительная и оценочная функция, эмоциональная окраска и т.д. Каждое предложение записывают по очереди ученики у доски. Все работают в тетради. | Л – анализ, сравнение. Р – анализ учебного действия. К – умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
| Работа с текстом. Отрывок из романа-эпопеи Ильи Чернева «Семейщина». – У нас с вами есть еще один общий знакомый. А кто это, постарайтесь догадаться, прочитав этот текст: С Тугнуя, снизу, подчас свинцово захмаривало, над полями заходила черная, с белым подолом, градовая туча, и никольцы робко переглядывались: — Пронесет ли, Господь знает. — Дивья бы! * – Кто догадался, о ком я говорила? – Посмотрите на текст: что интересного в нем увидели? Говорим о стилистической окраске этих слов и лекс значении (устаревшие, диалекты, местные названия). – Кто такие никольцы? – Кто же о вас написал? – Мог ли Илья Чернев обойтись без наречий? Посмотрите и выпишите наречия со словом, от которого они зависят. Что за слово будем искать? – Дивья – это тоже наречие, но его мы записывать не будем, потому что предожение неполное, и тут нет глагола. Это диалектное слово. Вы слышали, чтобы кто-то из никольцев употреблял его в речи? *Александр Андреевич Леонов (псевдоним Илья Чернев) родился в марте 1900 года. | Читают текст про себя, потом вслух выразительно. Тугнуй, захмаривало, никольцы, дивья бы. Жители Никольска, мы. Илья Чернев. Глагол. И от него задавать вопрос к наречию. | П – производить отбор и систематизацию материала. Анализировать, сравнивать, группировать. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | § 116, повторите признаки наречия. Упр. 536, стр. 195. Посмотрите, что вам предстоит сделать дома. | Знакомятся с ДЗ, задают вопросы, если что-то непонятно. | |
| Возвращаемся к орфоэпической разминке. Что здесь связано с темой урока? Почему? Что означает это слово? (Знакомство со словарной статьей). Мы сегодня не рассмотрели значение наречия – признак признака. Посмотрите, от какого слова зависит наречие в примере Он глуп донельзя. Можно составить словосочетания по просмотренным видео: дядюшка Ау донельзя грязный, слониха донельзя вежлива, Бобик донельзя голоден. Слайд с числительными: Здесь есть наречия? Почему? А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу! | Донельзя. Наречие. От краткого прилагательного. Значит, оно обозначает признак признака. Наречия не зависит от числительного и не распространяется им. Оценка деятельности на уроке по экрану: Сегодня я узнал ... Было трудно … Я понял, что … Я научился … Я смог … Было интересно узнать, что … Меня удивило … Мне захотелось … | П – контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р – соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Гл. х
Гл. х
Гл. х
ебе хорошо живется, у тебя всё есть. (Живется (как?)