СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи. Урок в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Наречие". Учащиеся работают с текстом параграфа и заполняют основной информацией денотатный граф. Таким образом систематизируют грамматические признаки наречия. Далее по ходу урока учатся применять эти признаки для доказательства принадлежности слова к наречиям.

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи. Урок в 6 классе»

Открытый урок на чужом классе.

Тема: Наречие как часть речи

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Задачи:  организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи; создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи; формировать умения структурировать информацию; содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебники (УМК В. В. Бабайцевой), раздаточный материал, презентация к уроку.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

1. Орг. момент.

– Здравствуйте! Меня зовут …

Урок необычный – мы с вами пока не знаем друг друга. Но у нас есть общий знакомый – русский язык. И сегодня он нам поможет стать ближе.

– Запишите дату и вид работы.

– Любая серьезная работа должна начинаться с разминки. И мы начнем!


Учебная организация учащихся: наличие необходимых принадлежностей для работы на уроке.

Р – волевая саморегуляция.
Л – смыслообразование.
К – планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Грамма-тическая разминка.

Орфоэпические нормы

баловАть

газирОванный

граждАнство

донЕльзя

звонИм

звонИт

звонИшь

позвонИт

морфологические нормы

Т. п. (чем? скОлькими?)
пятью словами

пятьюдесятью письмами

пятьюстами килограммами

? 555 страницами

– Разминка окончена. Переходим к следующему этапу урока.

Проговаривают слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

Ставят числительное 555 в творительный падеж.

К – Осуществлять речевой само- и взаимоконтроль.


3.Формулирование темы урока, цели и задач.

– Я предлагаю вам определить тему урока. В помощь вам – рисунок. Он вам знаком? – Что означают эти три кита? (Если нет ответа: Какой раздел русского языка изучаете? (посмотрите в оглавлении). Что изучает морфология? (Части речи) – открываю надпись «части речи».

Какие три кита лежат в основании любой части речи, вами изученной? (ОГЗ, МП, СП). – открываю эту информацию.

Кто догадался, какова тема урока? (Наречие.) – открываю.

– Запишите тему урока.

– Какова цель нашей работы? (Формулируют)


– Чтобы идти к цели, какие задачи мы должны выполнить? (Формулируют).

Анализируют иллюстрацию, определяют тему урока. Формулируют цель и задачи.

Цель: умение находить в устной речи и на письме наречие по его грамматическим признакам .

Задачи: изучить теоретические сведения о наречии;

выявить признаки этой части речи;

учиться по признакам отличать наречие от других частей речи.

Р – Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать цель урока.

Планировать деятельность на уроке.






  • 4.Актуализа-ция знаний.

– Вы уже знакомы с наречием. Что вы знаете о нем?

Вспоминают все, что знают о наречии. Отвечают на вопрос


  • 5. Первичное усвоение новых знаний.


Работа с текстом учебника. § 116, стр. 150

Заполнение денотатного графа.

– Сейчас вам предстоит, используя прием поискового чтения, заполнить денотатный граф (схему). (Раздаточный материал).

В верхнем поле нужно вписать ключевое слово сегодняшнего урока. Над каким понятием вы сегодня работаете? (наречие). Запишите его.

– На втором уровне нужно вписать в поля глаголы, обозначающие функции наречия. Ваша задача – найти эти глаголы в тексте параграфа и выписать. Можете работать в парах (распределить информацию, чтобы найти быстрее все глаголы, относящиеся к понятию НАРЕЧИЕ).

– Для тех, кому трудно, напоминаю (памятка):

Наречие (что делает?) –ЕТ, -ИТ -СЯ

Наречия(что делают?) -УТ(-ЮТ),-АТ(-ЯТ)-СЯ

– Проверяем, что записали (на слайде появляются слова обозначает, отвечает, присоединяется и т.д.)

– Что делаем дальше?

Теперь у нас на схеме всё самое необходимое, что нужно знать о наречии.


Давайте найдем на схеме трех китов: ОГЗ, МП, СП.

Слушают инструкцию по заполнению денотатного графа.






Заполняют первый и второй уровень схемы.













– Заполняем третий уровень существительными, связанными с этими глаголами.

Обводят на схеме ОГЭ, МП, СП.

П – Отбирать информацию по заданным критериям.

Аргументировать, строить умозаключения.

К – строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Работать в паре (группе), договариваться о совместной деятельности.

Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.


6.Решение проблемной задачи

Почему наречие так называется? Например, существительное …



Прилагательное …



Справиться с проблемой вам поможет пропорция. Цель решения пропорции – по трем известным членам найти четвертый неизвестный. У вас на обратной стороне эта пропорция. Попробуйте ее решить.

verbum

?

adverbium

наречие

Попробуйте выделить корень в левой части, в правой. Обратите внимание на слова, расположенные ниже. Они помогут вам. (Изречь, сказать, говорить, изрекать, глаголить, заявить, гласить, вещать, толковать, сообщить, поведать).

Вероятно, это какая-то часть речи. Какая?

Почему? (В латинском языке adverbum – «к глаголу», в русском – «на глагол», «наглаголие». Что это значит?


…называет все, что существует и обозначает предмет.

…прилагается к существительному, потому что обозначает признак предмета.


















Глагол.


Наречие присоединяется к глаголу.


П – извлекать информацию из источника.

Устанавливать логические связи.


Физкульт-минутка




  • 7.Первичная проверка понимания

Для чего нужны наречия?

Упр. 535 - устно, по заданию.








Если вы уяснили, что такое наречие, пора … писать диктант. Он необычный. Диктовать предложения будут герои мультфильмов. Ваша задача – записать предложение, найти наречие и доказать, что это именно оно.

Бобик в гостях у Барбоса: Тебе хорошо живется, у тебя всё есть.

Слониха «Котенок с улицы Лизюкова»: Ты случайно не видел бегемота?

Дядюшка Ау: Ну все, придется мыться целиком!

Витя Перестукин
«В стране невыученных уроков»:
Дайте, я попробую решить правильно.

Н. более точно, детально, ярко, образно, выразительно… характеризуют действия и признаки. Изобразительная и оценочная функция, эмоциональная окраска и т.д.



Каждое предложение записывают по очереди ученики у доски. Все работают в тетради.







Л – анализ, сравнение.

Р – анализ учебного действия.

К – умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

  • 8. Первичное закрепление

Работа с текстом. Отрывок из романа-эпопеи Ильи Чернева «Семейщина».

– У нас с вами есть еще один общий знакомый. А кто это, постарайтесь догадаться, прочитав этот текст:

С Тугнуя, снизу, подчас свинцово захмаривало, над полями заходила черная, с белым подолом, градовая туча, и никольцы робко переглядывались:

— Пронесет ли, Господь знает.

— Дивья бы! *

– Кто догадался, о ком я говорила?

– Посмотрите на текст: что интересного в нем увидели?

Говорим о стилистической окраске этих слов и лекс значении (устаревшие, диалекты, местные названия).

– Кто такие никольцы?


– Кто же о вас написал?

– Мог ли Илья Чернев обойтись без наречий? Посмотрите и выпишите наречия со словом, от которого они зависят. Что за слово будем искать?



Дивья – это тоже наречие, но его мы записывать не будем, потому что предожение неполное, и тут нет глагола.

Это диалектное слово. Вы слышали, чтобы кто-то из никольцев употреблял его в речи?


*Александр Андреевич Леонов (псевдоним Илья Чернев) родился в марте 1900 года.






Читают текст про себя, потом вслух выразительно.






Тугнуй, захмаривало, никольцы, дивья бы.




Жители Никольска, мы.


Илья Чернев.



Глагол. И от него задавать вопрос к наречию.

П – производить отбор и систематизацию материала.

Анализировать, сравнивать, группировать.


  • 9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  • § 116, повторите признаки наречия.

  • Упр. 536, стр. 195.

Посмотрите, что вам предстоит сделать дома.

Знакомятся с ДЗ, задают вопросы, если что-то непонятно.


  • 10. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Возвращаемся к орфоэпической разминке.

Что здесь связано с темой урока? Почему?

Что означает это слово? (Знакомство со словарной статьей).

Мы сегодня не рассмотрели значение наречия – признак признака. Посмотрите, от какого слова зависит наречие в примере Он глуп донельзя.

Можно составить словосочетания по просмотренным видео: дядюшка Ау донельзя грязный, слониха донельзя вежлива, Бобик донельзя голоден.


Слайд с числительными:

Здесь есть наречия? Почему?





А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!




Донельзя. Наречие.



От краткого прилагательного. Значит, оно обозначает признак признака.







Наречия не зависит от числительного и не распространяется им.


Оценка деятельности на уроке по экрану:

Сегодня я узнал ...

Было трудно …

Я понял, что …

Я научился …

Я смог …

Было интересно узнать, что …

Меня удивило …

Мне захотелось …

П – контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р – соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.











Приложение 1.



Восемнадцатое марта.

Классная работа.

Наречие как часть речи

Гл. х

Гл. х



Т

Гл. х

ебе хорошо живется, у тебя всё есть. (Живется (как?) хорошо, наречие). Ты случайно не видел бегемота? (Не видел (как?) случайно, нар). Ну все, придется мыться целиком! (Мыться (как?) целиком, нар.) Дайте, я попробую решить правильно. (Решить (как?) правильно, нар.).

Захмаривало (откуда?) снизу, (когда?) подчас, (как?) свинцово, переглядывались (как?) робко.











Приложение 2.









Приложение 3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!