Русский язык
1) Ребята, мой друг отправил сообщение своим родным. Но дело в том, что он ничего не знает о собственных и нарицательных именах существительных. Наша задача исправить это письмо.
Здравствуй, дорогая Мама. Сегодня я познакомился с Продавцом магазина «огонёк». Его зовут фёдор михайлович. Он много знает о Черепахах. Поэтому дома у него есть аквариум с Черепахой по имени наташа. Я очень рад, что у меня появился новый Друг. Передавай привет Бабушке маше и Папе.
Тема, таблица с критериями: я знаю, что такое собств и нариц имя сущ. (цель, план)
Учебник (задание 87) – запись в рабочий лист. (как вы думаете, это имена собственные или нарицательные? Почему? Собственные произошло от старослав. «собьство» - особенность) вывод: имена собств. пишутся с заглавной буквы.
Какие произведения мы изучали на литературном чтении? Какие книги ваши любимые? Цените их творчество. (+нарицательные: задание 88)
Болгарская игра «Да/нет»
Имена, отчества, фамилии людей – нарицательные имена существительные (нет)
Олег, Александр, Ольга пишутся с заглавной буквы. (да)
Нарицательные имена существительные называют любой предмет, явление .. (да)
Выполним интересное задание «Лови ошибку» - Собственные имена существительные нарицают любой предмет, явление, свойство … (проверить на документ-камере, парная работа)
Вернуться к письму в группе и оценить группу по шкале. (одна группа у интерактивной доски, другая на месте)
Тест
УРОК
Оценивание карточками.
Посмотрите на запись на доске. Это предложение?
(Цветок, пчела, сидеть)
Д.: Нет, это набор слов.
У: А что такое предложение?
У.: Составьте предложение со словами, записанными на доске. Обсудите в паре. Запишите к себе в тетрадь.
(выходит представитель одной из пар и представляет через документ-камеру)
Д.: На цветок села пчела.
У.: Что вы сделали, чтобы получилось предложение?
Д.: Изменили слова, чтобы они подходили по смыслу.
У.: Ребята, у вас на столах лежат полоски, прикладывайте их к предложению. Прочитайте предложение без первого слова; без второго; без третьего; без четвертого.
(читают предложение по очереди)
У: Что не так у вас получается?
(без смысла)
У: Какой вывод можно сделать?
(Каждое слово несет какую-то мысль) – правило из учебника
Какие бывают члены предложения? (не знают) – скажу по секрету, их называют «главными».
Попробуйте найти их в предложении? (не получится)
У: Кто не смог подчеркнуть?
У: В чем ваше затруднение?
(Я не могу найти главные члены предложения)
У: Почему вы не смогли выполнить задание?
(Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения)
Таблица оценивания с критериями в начале урока и в конце.
У: Ребята, тема нашего урока «Что такое главные члены предложения?»
А какую цель мы можем поставить, исходя из темы.
План урока.
Дать исследование по заданию из 30 учебника. (карточка в группе)
У: Давайте откроем учебник и сравним наши предположения с учебником. Сошлись? (Да)
У: Ребята, скажите, слова «солнышко», «светит» являются ли главными членами в каждом предложении?
У: Ребята, посмотрите в свои рабочие листы на задание №4. Прочитайте задание.
У: Отлично. Давайте прочитаем предложение.
У: А теперь прочитайте задание под предложением.
(нужно доказать, что в предложении выделенные слова составляют основу предложения)
(обсуждают в группе)
Задание на слайде для групповой работы на интерактивной доске.
Дятел – полезная птица, потому что только эти птицы способны доставать личинок с древесной норы и волокон. В сущности, дятлы спасают деревья от гибели, в процессе поиска пищи.
А зачем нам нужно оберегать птиц?
Тест по теме урока. Вернуться к цели
Рефлексия (Синквейн)
Рабочий лист
1. Составьте предложение с перечисленными словами: цветок, пчела, сидеть, на
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
№ | Критерии оценивания | В начале урока | В конце урока |
1 | Знаю, что такое «главные члены предложения». | | |
2 | Могу находить в предложении главные члены. | | |
3. Выполните исследование, следуя пунктам плана.
ПЛАН:
4. Найдите и подчеркните главные члены предложения одной чертой.
Дятел схватил сосновую шишку.
ПРИСТАВКА https://disk.yandex.ru/d/0z8t4NXQOiIG0Q
У: Ребята, У: Ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете, верно составлен план? Д: Нет. Пункты перепутаны. У: давайте восстановим верную последовательность. Что будет первым? У: Что вторым пунктом? Д: У: Покажите свое отношение. Д: (показывают знаки согласия/несогласия). У: И какие следующие пункты? Д: У: Давайте проверим. |
У: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Вначале давайте сравним слова и подумаем, одинаковый у них состав или нет: У: Что делает собака на каждой иллюстрации? Д: Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. У: Давайте сравним слова и подумаем, одинаковый у них состав или нет: Что заметили? Д: На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У: Кто хочет выйти и выделить корень? Д: У них общая часть – корень – ход-. (комментирует, выделяя корень) У: Как вы думаете, какая часть внесла новый оттенок, смысл в значение исходного слова? Назовите её/их. Д: (называют). У: Где находится эта часть слова? Д: (высказывают предположения) У: Наверное, вы заметили, что слова имеют разное лексическое значение (например, входить и уходить), которое они «получают» благодаря присоединённой части. Мы с вами выяснили, что она находится перед корнем. У: Кто может предположить, что такое приставка и какое она имеет значение? Д: (высказывают предположения) У: Интересные предположения. Давайте проверим. Откройте учебники на странице 84. Приставка - это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов (или форм) и находится перед корнем. Приставок в русском языке очень много - все и не запомнишь. В случае необходимости надо научиться выделять их в словах. Как это сделать? Чтобы выделить в слове приставку, нужно подобрать к нему родственные слова. Часть слова, которая находится перед корнем, и является приставкой. |
У: |
У: Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к цели урока. Как вы думаете, достигли мы поставленную цель? Д: Да. У: А что нам в этом помогло? Д: Задания, план. У: А все ли мы пункты плана выполнили? Д: Да, все пункты плана мы выполнили. У: У меня есть такой кубик. И сейчас мы с помощью этого кубика немного поиграем. На каждой стороне этого кубика написаны различные вопросы. Я подкину кубик и отвечу на тот вопрос, который мне попадется. Затем передаю кубик другому. (проходит рефлексия с помощью кубика Блума) У: Ребята, спасибо за урок. Помогите мне, пожалуйста, собрать все карточки. |
Паспорт
ФИО участника | |
Тема проекта | «Город и село» |
Актуальность проекта | Когда мы приезжаем к бабушкам и дедушкам в деревню, нам кажется, что дышать становится легче, чем в городе. Растения являются хорошим индикатором по определению загрязненности воздуха. На листовой пластине под микроскопом или даже лупой можно обнаружить частицы самого различного происхождения: это и продукты распыления почв, частицы снашивания автомобильных шин, и обычная сажа. Таким образом, нами было принято решение провести исследование на наличие загрязнений на поверхности растений, чтобы определить, в какой местности воздух чище. |
Объект исследования | Исследование загрязненности воздуха |
Цель проекта | Для учителя: организация исследовательской деятельности по изучению степени загрязненности воздуха в городе и селе с помощью листовых пластин берёзы. Для ученика: исследование состояния воздуха по запылённости листовых пластин берёзы в городе и селе. Задачи: 1. Собрать необходимые материалы для проведения исследования. 2. Провести исследование на установление степени загрязненности листьев берез на разных участках. 3. Оформить выводы в листе исследователя. |
Тип проекта | По содержанию: исследовательский По организационной форме: групповой По продолжительности: краткосрочный (1-2 занятия) |
Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание | 1. Подготовительный: организуется образовательная встреча с экологом, который посвящает обучающихся в тонкости работы с экологией местности. Обучающиеся задают интересующие их вопросы. У обучающихся организуется совместно с экологом выезд в ближайшую поселковую местность и выход в пришкольный двор. 2. Исследовательский: постановка гипотезы, темы, цели и планирование деятельности. Знакомство с листом исследователя. Обучающиеся сравнивают степень запыленности листьев березы пришкольного двора и поселковой местности. 3. Итоговый: опровержение или подтверждение гипотезы, представление материала. Сообщение о наблюдаемом исследовании. |
Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: исследование состояния воздуха по запылённости листовых пластин берёзы в городе и селе. Гипотеза исследования: предположим, что воздух в городе такой же чистый, как и в селе. Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение Оборудование для проведения исследования: широкий скотч, белый лист бумаги, увеличительное стекло. Ход исследования: сбор листьев проводили на высоте 1,5-2 м, т.е. приблизительно в зоне дыхания взрослого человека. Старались задействовать ветки разных направлений, условно – с севера, юга, запада и востока. Сбор пыли с листовых пластин проводили на месте сбора листьев. Для этого мы прикладывали загрязненный пылью лист к ленте широкого скотча, которая переклеивала частицы на себя. Потом этот фрагмент ленты, в свою очередь, налепляли на белую бумагу, на последней пыль оставляла хорошо различимый отпечаток. При сравнении отпечатков мы видим, что отпечаток с листа березы из села имеет меньше пыли, чем лист березы из города. |
Продукт проекта | Лист исследователя Объект (название, местность) | Что делали? | Что наблюдаем? | Вывод | | | | | | | | |
Перспектива проекта | Изучение смежных тем. Далее можно подробно изучить, какими способами выявить степень загрязненности воздуха в городе и селе. Также полученную информацию можно применить на научно - практической конференции, на которой произойдет деление с обучающимися других классов, полученными знаниями во время исследования. |
ВЕЩЕСТВА
Окружающий нас мир богат и разнообразен. Он хранит в себе множество тайн и загадок. Что мы видим вокруг себя в настоящий момент? Что мы видим, когда поздно вечером смотрим на небо? Из чего состоят окружающие нас предметы, почему они имеют разную форму, плотность и состав? Цель моей работы: узнать из чего образуются все природные тела, что является основой любых объектов живой и неживой природы и из чего они состоят
Оборудование: стакан с чистой водой, раствор марганцовки. Ход работы: В тонкостенный прозрачный стакан с водой нужно добавить несколько капель крепкого раствора марганцовки. Через некоторое время марганцовка окрасит воду во всем стакане. Вывод: Молекулы находятся в движении.
РАСТЕНИЯ
Люди неразрывно связаны с природой, пользуются ее благами, такими как растения. Они необходимы людям для пропитания. В разных уголках земли встречаются те виды флоры, которые могут произрастать только в определенных погодно-климатических условиях. Как показывает история, путешествуя по разным странам, люди открывали интересные для них растения, забирали их семена и плоды на родину, пытались взращивать. Некоторые из них приживались в новом климате. Благодаря этому некоторые злаки, овощи, фрукты, плодовые деревья, декоративные растения получили широкое распространение по всему миру. Но почему не все растения приживаются? Именно поэтому мы решили изучить основные условия произрастания растений и получить ответ на вопрос.
Какие растения могут произрастать в Африке? По гисметео определить температуру, влажность, осадки, которые необходимы растению, чтобы произрастать в России? Гипотеза: предположим, что растение «Финиковые пальмы» может произрастать в России.
Интерактив
«Информационная безопасность»
Цель: просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.
Задачи:
повышение уровня осведомленности родительской аудитории о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения;
повышение уровня осведомленности родителей о нормах Федерального Закона № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной безопасности детей»;
совместно найти пути решения данной проблемы.
Была проблема: один ребенок написал оскорбление другому ребенку в социальной сети. Создание кластера по теме «Интернет» - за и против
Карикатура – что изображено, почему представлено? Какая проблема? Цель родительского собрания? (нарушение личных границ; найти способы)
Рассказать про интернет:
В нашем государстве данный вопрос находится под пристальным вниманием законодательных институтов.
Действующее российское законодательство не устанавливает для детей каких-либо ограничений в доступе к информации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.
Тем не менее, ежедневно появляются новые жертвы, чаще всего пострадавшие от собственной неосведомленности.
Основные правила безопасности в Интернете, усвоив которые, Вы сможете уберечь себя и своих детей от большинства виртуальных рисков:
Контентные риски: нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, нецензурные тексты.
Нарушения безопасности: вирусы, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества.
Коммуникационные риски: киберпреследование (угрозы, домогательства с использованием информационных технологий).
Рассмотрим последний тип. Как вы думаете, как связан последний тип с вашими детьми? (отстаивание личных границ)
Еще в 20 веке Эрик Эриксон в своей концепции о развитии личности рассматривал взаимосвязь внешних и внутренних границ, которые соотносятся в содержании идентичности, образуя ее личностную и социальную области и помогая субъекту позиционировать себя в социуме, в культуре.
По словам Елены Дьячковой, личные границы — это такие правила, которые мы принимаем для определения разумного, безопасного и допустимого поведения других людей по отношению к себе, и вариантов того, как мы будем реагировать на нарушение установленных пределов норм.
- Сталкивались ли вы с тем, что ваши личные границы нарушают? Можете поделиться, привести пример?
Как мы можем проявить свои границы перед другими людьми в социальных сетях:
1. При помощи речи, Я-сообщения: «Мне неприятно, когда ты…», «В случаях, когда ты так поступаешь, я чувствую…», «Я прошу тебя так больше не делать», «Давай о чем-нибудь позитивном».
Записывайте себе все ситуации, которые выводят вас из равновесия, придумайте свои стоп-фразы на часто повторяющиеся ситуации.
2. При помощи установления эмоциональной дистанции (если человек нарушает ваши границы, то отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела).
3. При помощи установления временных рамок общения (вы решаете сколько, когда и с кем общаться, вплоть до полного отказа от общения).
Необходимо четко и уважительно сообщать о своих границах.
Отстаивая свои личные границы, не надо забывать, что личные границы есть не только у вас, но и у окружающих вас людей.
Вспомните, что вы чувствуете, когда нарушаются ваши границы. Тоже чувствует и тот, чьи границы вы нарушаете в данный момент.
При нарушении чужих границ умейте попросить прощение.
Обсуждение и работа в группах.
- Прошу Вас поделиться на 3 группы, каждой группе будет дана карточка с ситуацией. Ваша задача найти способ, как отстоять в данной ситуации свои личные границы или как поступить, чтобы не нарушить личные границы другого.
Ситуация 1.
Вы взаимодействуете с одной группой людей в социальных сетях. В коллективе нарушают ваши личные границы, вас часто оскорбляют, пишут в позднее время.
Ситуация 2. В социальных сетях вам не нравится один человек, вы иногда позволяете себе оскорбительное поведение по отношению к нему.
(выступление групп)
- Поделитесь, пожалуйста, своим мнением, а отстаивать личные границы нужно только взрослым или детям тоже?
Важно научить ребенка:
Говорить о своих желаниях и нежеланиях.
Понимать, где «моё», а где «чужое», то есть «не моё».
Отказываться от общения с людьми, которые неприятны.
Понимать свои чувства, говорить о них и уважать чужие чувства, принимать их и не пытаться исправить.
Не диктовать свои правила другому человеку.
Не обзывать других, не высмеивать их, не унижать.
Ролевая игра.
- Давайте вернемся к ситуациям. Прочитайте их еще раз и представьте, что данная ситуация произошла с вашим ребенком, что бы вы ему посоветовали, как бы помогли справиться с данной ситуацией?
Предлагаю вам в парах распределить роли: родитель и ребенок. Попробуйте осуществить диалог, в котором родитель будет пытаться помочь ребенку в предложенной ситуации.
(несколько пар демонстрируют диалог на всю аудиторию)
- Как вы считаете, помогут ли представленные способы ребенку в этой ситуации?
Просвещение: Твои границы. Как сохранить личное пространство и обрести внутреннюю свободу. Нэнси Левин, Границы личности в отношениях и коммуникации. Светлана Крючкова.
Уважаемые родители, уделяйте больше внимания вашим детям.
Посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернете. Интернет может быть опасным не только для детей, но и для родителей.
Самое главное – создать альтернативу всему негативному, плохому, что может покалечить психику и здоровье ребенка.
Мы желаем вам, чтобы Интернет стал для ваших детей и для вас действительно безопасным.
Интерактив
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - проблему нашего собрания вы скажите мне сами, услышав цитату выдающегося французского комедиографа Жана-Батиста Мольера: «Лучший способ поощрения – это вложить вам что-нибудь в руку».
Какая проблема нашего собрания?
Поставьте цель собрания. (Как нужно правильно поощрять и наказывать)
Для начала я предлагаю вам нарисовать ассоциации к слову «поощрение» и «наказание»
Актуальность нашей беседы заключается в том, что в последнее время родители чаще всего наказывают детей, и самое обидное, за просто так. Поощрения уходит вглубь, поэтому дети зачастую теряют доверие и любовь в наших лицах. Именно эти проблемы мы должны сегодня решить.
Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас ласково и хвалила. Давайте ненадолго вернемся в свое детство и вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве или за что и как она вас хвалила.
Самые добрые, теплые воспоминания, как правило, связаны с нашим детством.
Предлагаю вам поработать в творческих группах: Какими должны быть наказания?
Здесь представлены фрагменты видов наказания, вам необходимо соединить.
Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх, не унижать.
Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.
Наказание не должно быть несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.
Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.
Какое же наказание выбрать? Увидели ли вы себя в данных видах?
Сравните, пожалуйста, с первым рисунком.
А какие способы поощрения вы знаете? Одним из способ является «похвала».
Какой должна быть похвала?
Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.
Когда нельзя хвалить?
Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.
Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.
Когда, как и за что хвалить детей?
По мнению опытных психологов, следует хвалить:
- при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);
- в положении гонимого, «козла отпущения»;
- после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;
- после провала на ответственном испытании, на экзамене;
- при болезни;
- при несчастной любви;
Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.
Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.
Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.
Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.
Итак, ваш ребенок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
1. Не сказать ничего.
2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом.
3. Скажите ребенку о том, что видите:
4. Спросите ребёнка о его работе.
5. Выражайте похвалу через призму своих чувств.
6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия.
7. Хвалите усилие, а не результат.
8. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее.
9. Поощрения должны исполняться.
10. Надо обязательно хвалить утром и на ночь.
Согласно Конвенции Российской Федерации, для гармоничного развития личности, несовершеннолетний ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в полноценной семье, среди близких людей. В обязанности взрослых входит - подготовить его к самостоятельной жизни и помочь стать полноправным членом общества.
Полномочия несовершеннолетних регламентируются следующими основными законодательными актами:
Конституция РФ;
Семейный Кодекс РФ;
Основы прав РФ об охране здоровья граждан;
Федеральный закон об образовании;
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
Закон о дополнительных гарантиях общественной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
На территории Российской Федерации ребенком признается то лицо, которое не достигло возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Поэтому государство взяло на себя обязательство защищать несовершеннолетних.
Обсуждение проблемных ситуаций
Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь в том случае, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде всего, понять, почему он так поступил, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?
Ситуация 1: Второклассник Сережа увидел у подъезда своего дома санки. Улучив момент, когда во дворе никого не было, он взял санки и принес домой. Возвратившись с работы, мать спросила у сына: «Откуда появились санки?»
«Я их во дворе нашел», - без смущения ответил Сережа.
- Какой должна быть реакция матери на ответ сына? Была ли подобная ситуация в вашей семье? Как вы поступили?
Ситуация 2 (обзывания, угрозы):
«Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!»
- Какие рекомендации надо дать маме (папе), что бы воспитание ребенка оказалось полезным? Что чувствовал ребенок? Правильно ли поступил родитель?
Ситуация 3 (наказывать спустя время):
Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели.
- Как вы поступите: накажите или простите?
Запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.
6. Рефлексия:
Оцените свою активность на нашем собрание. Если есть какие-то вопросы задавайте.
Советую прочитать книгу Островской Л.Ф. «Надо ли наказывать детей» Просвещение 1967 год.
РОД. СОБРАНИЕ
Репродукция картины С. Дали «Утекающее время».
- Какие мысли, размышления навевает картина? («Время течёт»)
Один мудрец сказал, что каждый человек имеет только один-единственный сундук времени. И у одного человека в нем — пустота, а у другого — бесценное сокровище.
- Хватает ли вам времени в сутках, чтобы выполнить все дела? А всё ли успевают ваши дети?
- Как вы думаете, нужно ли учить ребёнка планировать своё время? Почему?
1. Управлять временем нельзя, а организовать его можно!
2. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознаёт свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач. Человек - проектировщик умеет себя организовать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами управления временем!
3. Умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью успешного человека.
Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям… Все перечисленное — элементы приёмов управления временем! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получали ученики в школе, в настоящее время уже недостаточно.
4. Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота… Современные школьники сильно загружены не только учёбой, но и дополнительными занятиями. А ещё, разумеется, тратят часы на игры и общение с друзьями, в том числе и виртуальное. Не мудрено, что в таком водовороте событий ребёнку постоянно не хватает времени. Причём зачастую это время на сон, еду и домашние задания. Чтобы избежать неприятных последствий в виде болезней, плохой успеваемости и конфликтов с учителями, стоит вовремя обучить школьника правильно планировать свой день. Есть несколько главных моментов, которые позволят это сделать.
«Возможные причины неэффективного использования времени»
Причины неэффективного использования времени можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Помехи извне — это плоды нашего рабочего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:
• задержки при выходе из дому (Ключи забывали дома?);
• задержки в дороге (Очередь на маршрутку);
• болтовня с друзьями (типа коммуникации, Вконтакте (и др. социальные сети));
• неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
• электронная почта (спам);
• поиск папок, ручек и т. д.;
• телефонные звонки;
Кроме внешних пожирателей времени существуют и внутренние, которые съедают ваше время изнутри: ваши черты характера и личные качества, вызывающие простои в работе, а в результате стресс и осознание того, что ничего не успеваете. Избавляться от них нужно, но это будет более проблематично, чем избавление от внешних убийц. Внутренние помехи являются частью нашей жизни и от привычек очень тяжело избавляться.
Среди внутренних помех можно отметить:
• привычка хвататься за все и сразу;
• природная медлительность;
• отсутствие привычки вести записи;
• излишняя общительность;
• привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;
• не умение расставлять приоритеты;
• привычка каждые 5-10 минут проверять почту (блоги, форумы) или другую информацию на сайте;
• недостаток отдыха (постоянное сонно-выжатое состояние);
• привычка полностью полагаться на память;
• привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;
• не умение следить за выполнением проекта.
Но надо не забывать, что ребенок никогда не научится управлять своим временем, если этого не будут делать родители! Поэтому настоятельно рекомендуется к этому приучаться вместе со своими детьми.
Памятка «Способы успешного использования времени»
Родители в малых группах по 4-5 чел. предлагается самостоятельно, с помощью «мозгового штурма», исходя из проанализированных причин потери времени, найти способы управления временем и выбрать самые эффективные.
Затем выслушивается каждая группа, предложенные способы фиксируются на доске ведущим.
Далее ведущий обобщает предложенные способы, дополняет не названными, предлагая родителям подготовленные памятки.
Из приведённых в памятке советов родителям достаточно для начала выбрать всего 3, которым они готовы следовать с этого момента.
-что удивило на сегодняшнем занятии?
- чему вы сегодня научились?
- что узнали нового о времени?
- чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными?
Предлагаю вам памятки для успешного управления временем. Опираясь на них можно успешно планировать свои дела и помогать в этом своим детям.
Съешь лягушку.
Если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, поскольку худшее на сегодня уже позади.
Итак, что же такое «лягушка»?
Это важная задача, которую ты откладываешь, даже если ничем не занят.
Советы от Брайана Трейси:
Расставляй приоритеты. Для того, чтобы понять, с чего начать, нужно выделить самые важные и срочные дела и приступить к реализации задуманного с них.
Если перед тобой стоят две важные задачи для решения какой-то проблемы, начни с самой большой, сложной и важной. Заведи привычку расправляться с основной задачей утром, когда у тебя больше энергии, и твоё внимание ещё не притупилось. Работай с этой задачей, пока она не будет завершена. Начинай с самых важных задач и заканчивай их.
ГРУППА 2.
Матрица Эйзенхауэра
Смысл матрицы Эйзенхауэра заключается, главным образом, в том, чтобы научиться грамотно распределять все свои дела, отличать важное от срочного, не срочное от наименее важного, а также по максимуму сокращать время на занятие любыми делами, выполнение которых не даёт никаких существенных результатов.
Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта, основанием которых служат две оси - это ось важности (по горизонтали) и ось срочности (по вертикали). В итоге получается, что каждый квадрант отличается своими качественными показателями. В каждый из квадрантов записываются все задачи и дела, благодаря чему становится понятно, чем следует заняться в первую очередь, чем - во вторую, а чем вообще заниматься не стоит.
Квадрат А: важные и срочные дела.
Квадрат В: важные, но не срочные дела.
Квадрат С: срочные, но не важные.
Квадрат D: не срочные и не важные.
ГРУППА 3.
Метод слона
«Слоны» — это крупные, грандиозные, масштабные задачи, к которым страшно подступиться. Браться за такие дела страшно, поэтому их, часто откладывают на потом.
Проблема в том, что долгое игнорирование «слонов» тоже нередко приводит к неприятностям.
Название этого типа задач появилось благодаря присказке:
— Как съесть слона? По кусочку!
Именно так и поступают с задачами-слонами: их делят на более мелкие задачи («бифштексы»), которые затем регулярно выполняют. Маленькие задачи не кажутся нам страшными, сложными, непонятными или невыполнимыми, поэтому у нас реже возникает искушение отложить их на потом
В те дни, когда не получается съесть намеченный «бифштекс» целиком, рекомендуется откусить от «слона» хотя бы небольшой кусочек. Например, если не получается написать 1000 слов для книги, стоит написать хотя бы 200 или даже 100 слов. Это правило помогает сохранять рабочий настрой, «инерцию движения» и привычку к регулярной работе.
ГРУППА 4.
Метод швейцарского сыра.
Эта техника помогает преодолевать внутреннее сопротивление и справляться со сложными, неприятными или непонятными задачами. Суть ее в том, чтобы выполнять задачу произвольно, выбирая в первую очередь те этапы работы, которые легко выполнить. Если сравнивать нашу задачу с сыром, мы словно «выедаем» в ней все новые и новые дырочки, пока она не будет полностью выполнена.
Пользуясь этим методом для решения задачи, необходимо каждый день выедать из задачи по чуть-чуть, то есть выполнять небольшую часть в случайном порядке, не думая о ее глобальности. Таким образом, через некоторое время задача будет выполнена уже больше чем на половину, и дорешать ее не составит никакого труда.
ГРУППА 5.
Техника Pomodoro.
Ее суть заключается в том, чтобы отмерять периоды работы и отдыха с помощью таймера. Обычно это происходит так:
-
Из списка дел выбирают задачу и устанавливают таймер на 25 минут для работы.
-
После звонка устанавливают таймер на 5 минут для отдыха.
-
После четырех таких циклов следует 30-минутный перерыв.