СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная мудрость

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадки. Народные приметы. Поговорки. Пословицы. (Материалы для проведения мероприятий)

Просмотр содержимого документа
«Загадки»

Зимой - греет, весной - тлеет, летом - умирает, осенью - летает.(Снег.)

Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце.)

Как энергия Солнца достигает Земли?(Электромагнитными волнами)

Висит груша - нельзя скушать; не бойся - тронь, хоть внутри и огонь. (Электрическая лампочка.)

Без ног бежит, без огня горит.(Электричество.)

Как Солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет.(Молния.)

Кто не учившись, говорит на всех языках?(Эхо. )

По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет. (Волна.)

Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах.)

Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.(Радиоволна.)

Как можно пронести воду в решете?(Заморозив воду.)

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

(Барометр)

То как арбузы велики,

То словно яблоки мелки.

Они не могут говорить,

Но могут вес определить.

(Гири)

Если -хорошо заточен,

Все легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

(Термос)

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

(Холодильник)

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой.

(Подводная лодка)

Что за чудо-великан?

Тянет руку к облакам,

Занимается трудом:

Помогает строить дом.

(Подъемный кран)

Трещит, а не кузнечик,

летит, а не птица,

везет, а не лошадь.

(Самолет)

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок.

(Радиоприемник)

По волне, волне, волне

Плывет музыка ко мне.

(Радио.)

Не радио, а говорит.

Не театр, а кино показывает.

(Телевизор)

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане.

А ведет нас за собой.

(Компас.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

Куда бежит—сама не знает

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? ...(Дорога)

По небу ходит Маляр без кистей

Краской коричневой

Красит людей.

(Солнце.)

Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда - облака.

(Барометр.)

Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.

(Весы.)

На вид невзрачна:

Худа и прозрачна.

Ценность ее нелегко понять,

Если не знаешь,

Как шкалу прочитать.

(Мензурка.)

Заговорило, говорило -

Слышно по всему миру.

(Радио.)

Протянули струну

На всю страну,

Далеко - далечко

Плывет мое словечко.

(Телефон.)

Своих глаз нет, а другим видеть помогают. (Очки)


Просмотр содержимого документа
«Народные приметы»

  • Грозы предвещают плодородие.

Почему?

Ответ: При грозе обычно бывает молния - большой атмосферный электрический разряд. Во время молнии происходит ионизация воздуха, которая является благоприятным фактором для урожая. Если грозы частые, - урожай богатый.

  • Соль мокнет - к дождю.

  • Табак сыреет - к сырой погоде.

Почему?

Ответ: Ухудшение погоды связано с повышением количества водяных паров в воздухе, т.е. влажности, и с понижением атмосферного давления.

  • Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь.

Почему?

Ответ: С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звуковые колебания.

  • Горшки легко позакипают через край - к ненастью.

Почему?

Ответ: Падение атмосферного давления, сопровождающее ухудшение погоды, являются причиной того, что при кипячении молоко скорее "убегает".

  • Дрова в печи плохо разгораются и дымят—к оттепели.

Почему?

Ответ: Перед оттепелью увеличивается количество водяных паров в воздухе. Дрова, положенные в топку, впитывают эту влагу из воздуха, попавшего в топку через трубу. Энергия, выделяющаяся при горении некоторых поленьев, должна пойти на нагревание воды, попавшей в дрова, а затем — на ее испарение. Поэтому огонь “развивается” слабо, и дрова плохо разгораются.


Просмотр содержимого документа
«Поговорки»

  • Скрипит, как не смазанная телега.

Почему?

Ответ: Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания на оси телеги, при этом появляется скрипящий звук.

  • Без сала дегтя не отмоешь.

Почему?

Ответ: Сало имеет большую поверхностную активность, чем деготь, оно вытесняет пленку дегтя с отмываемой поверхности, за счет сил поверхностного натяжения.

  • Замерз - как на дне морском.

Почему?

Ответ: Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды: тепловые, инфракрасные лучи - поглощаются почти все водной поверхностью. Кроме того, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.

  • Горячее соединение всегда холодное, а холодное - всегда горячее.

Почему?

Ответ: Спаянные провода прочно соединены, поэтому в месте спая они имеют малое электрическое сопротивление и не нагреваются. Скрученные же ("холодное соединение") из-за большого сопротивления в точках соприкосновения быстро нагреваются.


Просмотр содержимого документа
«Пословицы»

  • Пеший конному не товарищ.

О чем речь?

Ответ: О скорости.

  • Как аукнется, так и откликнется.

Какой это закон физики?

Ответ: Третий закон Ньютона.

  • Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвиться.

Почему? (самовар без крышки долго не закипает?)

Ответ: При открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать с поверхности воды, унося с собой энергию.

  • Много снега - много хлеба.

Почему?

Ответ: Снег, обладает плохой теплопроводностью, т.е. снег является "шубой" для земли, он сохраняет ее тепло. Шуба толстая, мороз не доберется до озимых, предохранит их от вымерзания.

  • Плуг от работы блестит.

Почему?

Ответ: Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей.

  • Тихая вода подмывает берега.

Почему?

Ответ: Между отдельными слоями воды, текущей в реке, действует трение, которое называется внутренним. В связи с этим скорость течения воды на разных участках поперечного сечения русла реки неодинакова. Самая большая в середине русла (на быстрине), самая маленькая у берегов. Но сила трения не только тормозит воду, но и действует на берег, вырывая частицы грунта и тем самым подмывая берег.

  • Вода и камень точит.

Почему?

Ответ: Попробуем разобраться, что происходит с каплей, падающей на твердую поверхность. Вначале -- о силе удара или, лучше, о давлении на поверхность, возникающем вследствие удара капли о нее. Чтобы это давление оценить, удобно представить себе не летящую каплю, а цилиндрическую струю, которая на своем пути встречает поверхность твердого тела. В оценке, которую мы получим, характеристики формы струи нет, поэтому она будет годна и для капли.

При внезапном столкновении струи с преградой последняя испытывает на себе действие так называемого гидродинамического удара. За этим термином стоит, в сущности, простое физическое явление: в момент столкновения струи с преградой в струе в направлении, противоположном ее движению, начинает распространяться волна торможения. Наглядную иллюстрацию этому дал профессор Г.И.Покровский в книге ``Гидродинамические механизмы''. Он обратил внимание на внешнюю аналогию между заторможенной струей и потоком автомашин, внезапно остановленным вспышкой красного света: у светофора возникает скопление машин, которое будет распространяться прочь от светофора, навстречу заторможенному потоку. Следует подчеркнуть, что сигнал о том, что поток автомобилей заторможен, движется со скоростью, меньшей скорости их движения, а волна торможения в струе движется со скоростью звука в воде, которая равна 1,5*105 см/сек, и, конечно же, больше скорости капли, падающей с крыши.

Вспомним о том, что согласно закону Ньютона сила есть произведение массы на ускорение , которое, как известно, является отношением изменения скорости к времени , в течение которого оно произошло.

Можно оценить наименьшую скорость, при которой произойдет удар. Для этого, видимо, необходимо, чтобы за время удара капля не успела существенно расплющиться. Чтобы капля в момент падения на камень вела себя подобно твердому шарику, необходимо, чтобы время ее расплющивания было больше времени, в течение которого происходит удар : . Время близко к времени, в течение которого совершается одно колебание свободно летящей капли или воздушного пузырька, всплывающего в воде: , где -- коэффициент поверхностного натяжения воды, -- вязкость воды. А время можно оценить как отношение радиуса капли к скорости ее полета в момент падения на поверхность камня: . Приблизительно за это время верхняя точка капли может долететь до камня, после того как нижняя точка его уже коснулась.

Теперь из условия легко оценить величину скорости падения капли, при которой она сможет ``долбить камень''. Эта скорость должна удовлетворять условию . При такой скорости давление, возникающее в момент удара, будет . Подставляя цифры, получим Па. Многократно прикладываемое, такое давление способно разрушить хрупкий камень.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!